Дуализм источников уголовного права США и Германии
Уголовное право США первоначально возникло на основе английской правовой системы, постепенно обрело собственный оригинальный облик. В отличие от английского права для США характерно наличие кодифицированного уголовного законодательства, действующего на уровне штатов. Наиболее существенной особенностью американской правовой системы является ее дуализм, выражающийся в наличии федерального законодательства и законодательства субъектов федерации. Источником уголовного права являются Конституция США 1787 г. и конституции штатов. Федерального уголовного кодекса нет, но в каждом штате действует свой УК. Кодификация уголовного законодательства в некоторых штатах началась еще в начале XIX в. Первые УК были приняты в Нью-Гемпшире (1801 г.), Луизиане (1820 г.), Делавэре (1852 г.), Орегоне (1864 г.), Калифорнии (1872 г.), Нью-Йорке (1881 г.). Специалисты отмечают, что принимавшиеся кодексы отличались плохой юридической техникой, почти полным отсутствием уголовно-правовых дефиниций, наличием пробелов. Все это привело к необходимости проведения реформы уголовного законодательства. В результате реформы был разработан Примерный Уголовный кодекс США 1962 г. Ближе всего к Примерному Кодексу США по структуре УК штата Нью-Йорк 1967 г., УК штата Пенсильвании 1973 г. и др.
На уровне федерации к кодифицированному (в определенной степени) уголовному законодательству можно отнести ч. 1 разд. 18 Свода законов США. Актом Конгресса США от 25 июня 1948 г. она была объявлена единым законом и систематизирована в разделе "Преступления и уголовный процесс". В последние десятилетия XX в. был принят ряд федеральных законов, направленных на реформирование уголовного законодательства. В 1984 г. был принят Комплексный закон о контроле над преступностью. Он предусматривает меры борьбы с рецидивистами, определяет направления совершенствования системы наказаний за федеральные преступления и в целом носит достаточно жесткий характер. В 1994 г. подписан полицейско-репрессивный Закон о контроле над насильственной преступностью и правоприменяющих органах, ужесточивший борьбу с насильственной преступностью, запретивший продажу и хранение 19 видов оружия, распространивший смертную казнь на 50 федеральных преступлений. На реализацию этого Закона было выделено 30,2 млрд. долл.
Подзаконные акты также имеют значение в регулировании уголовно-правовых отношений, в основном в части толкования и конкретизации норм законов.
Вопрос о разграничении компетенции федерации и штатов в области уголовного права решается следующим образом. Выделяются два вида федеральных уголовных законов: 1) действующие на всей территории США; 2) действующие в определенных регионах и местностях. К первому виду относятся законы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления с так называемым федеральным элементом: преступления должностных лиц федеральных органов и против таких должностных лиц; посягающие на безопасность государства; воинские преступления; преступления, затрагивающие интересы нескольких штатов, и др. Второй вид включает федеральные законы, действующие на территориях, подчиненных федеральному правительству: корабли и суда под флагом США, национальные заповедники и парки, территории военных ведомств и т.д.
Особым правовым статусом обладает округ Колумбия, в котором расположен Вашингтон, столица США. Конгрессом издаются законы, в которых закрепляется исчерпывающий перечень преступлений. Индейские резервации также имеют свой особый правовой статус.
Если возникает коллизия между законом штата и федеральным законом, регулирующим один и тот же вопрос, то приоритет имеет федеральный закон.
Источником уголовного права США продолжает оставаться и судебный прецедент. На территории каждого штата силу обязательного судебного прецедента имеют решения, вынесенные федеральными судами всех инстанций и верховным судом этого штата; решения судебных органов других штатов имеют лишь силу "убеждающего прецедента".
Взгляды на проблему пределов судебного толкования в уголовно-правовой доктрине США различны. Первоначально господствовала теория строгого толкования, направленная на ограничительное или буквальное уяснение смысла уголовно-правовых норм. Затем появилась теория расширительного толкования, дающая широкий простор судейскому усмотрению как в сторону смягчения, так и в сторону ужесточения репрессий. И, наконец, развилась теория правильного, или нормального, толкования как компромисс между двумя первыми теориями. Эта позиция, например, закреплена в § 5.00 УК штата Нью-Йорк: "Общее правило о том, что уголовный закон подлежит строгому толкованию, не применяется в отношении настоящей главы, но положения, содержащиеся в ней, должны толковаться в соответствии с ясным смыслом их терминов, имея в виду упрочение правосудия и достижение целей права".
Уголовное право ФРГ. Источниками уголовного права Германии являются Конституция ФРГ 1949 г., Уголовный кодекс 1871 г. в редакции 1987 г., специальные федеральные уголовные законы, уголовное законодательство земель, иностранное уголовное законодательство. Так как ФРГ является федерацией земель, то для нее характерен дуализм уголовного законодательства. Соотношение между федеральным уголовным законодательством и уголовным законодательством земель основано на формуле, введенной еще Веймарской конституцией: "Имперское право ломает право земель". В той области уголовного права, которая не урегулирована федеральным законодательством, правовые нормы земель являются основным источником. Согласно примечанию к ст. 72 Конституции ФРГ, установление того, существует ли необходимость в регулировании какого-либо вопроса федеральным законодательством, зависит от решения самого федерального законодателя.
Кодификация УК не является полной. Помимо Кодекса существует так называемое дополнительное уголовное право, которое охватывает около 1000 разных законов, из них примерно 30 - главные дополнительные законы. Среди них, например, Закон об отправлении правосудия по делам молодежи от 4 августа 1953 г. с последующими изменениями. Он применяется в отношении лиц в возрасте от 14 до 18 лет и в отношении лиц, которые не достигли к моменту совершения преступления 21 года, и содержит нормы уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального права. Важным дополнительным законом является Закон о нарушениях общественного порядка от 24 мая 1968 г. Он построен по типу Кодекса, имеет общую часть, в которой дается понятие нарушения общественного порядка, определены санкции, сроки давности. В последние годы было принято немало законов, направленных на формирование уголовного законодательства Германии. Так, Законом от 15 июля 1992 г. о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими формами проявления организованной преступности система наказаний была дополнена новым видом - имущественным штрафом.
Шестой Закон по реформе уголовного права от 26 января 1998 г. и Закон по борьбе с сексуальными деликтами и другими опасными преступными деяниями от 26 января 1998 г. знаменуют очередной этап развития немецкого законодательства. Принятие Шестого Закона стало логическим продолжением работы по реформированию современного уголовного права Германии, основа для которого была заложена первыми пятью законами о реформе уголовного права, принятыми еще в 1969 - 1974 гг.