Коммерческие культы: история и современность

На сегодняшний день многоуровневый маркетинг (Multi Level Marketing, сокращенно MLM) известен как одно из относительно новых направлений в бизнесе, до сих пор вызывает неоднозначное отношение. Это не производство и не торговый бизнес в обычном смысле слова. Более современным является термин «Сетевой маркетинг». Корни мультилевел-маркетинга тесно переплетены с историей фирмы Amway Corporation и продуктами Nutrilite. Историю многоуровневого маркетинга связывают с именем американца Карла Ренборга (1887-1973). 12 лет он прожил в Китае, работая в различных американских компаниях (нефтяных, судостроительных) и уже тогда интересовался системой правильного питания человека и роли в ней витаминов . В США, где Ренборг оказался в 1927 году, он вплотную приступил к созданию различных пищевых добавок, основой для которых избрал люцерну, содержащую множество витаминов, минералов, белка и других полезных компонентов. Созданные на ее основе препараты Ренборг предложил для испытания своим знакомым, раздав продукцию бесплатно. Однако никто из знакомых не стал даже пробовать эти добавки. Тогда Карл стал брать за них деньги, поняв, что ничто бесплатное не ценится. Результаты тотчас появились, причем самые позитивные .

Информация о полезных добавках получила широкое распространение (у каждого из знакомых Ренборга нашлось много своих знакомых), люди просили Ренборга о встречах, чтобы получить больше информации о новом продукте. Именно тогда Карлу пришла в голову гениальная мысль. Ренборг предложил друзьям самим давать информацию о пищевых добавках своим знакомым, а если те купят их, он обещал выплатить комиссионные. Он решил платить также тем знакомым своих друзей, кто в свою очередь, будет продвигать его товар дальше, используя уже свои связи. Так родился сетевой маркетинг .

В 1934 году Карл Ренборг основал компанию «California Vitamins» и благодаря новой системе продаж, когда потребители продукта становились и его распространителями (дистрибьюторами), компания быстро достигла огромного оборота, не вложив при этом ни одного доллара в рекламу. В 1939 году компания Ренборга была переименована в «Nutrilite Products» (по названию продукта), сохранив тот же принцип распространения. Его сотрудники сами приглашали на работу новичков, давали им необходимые сведения о продукте и предлагали каждому строить свою собственную сеть, приглашая в бизнес своих знакомых .

С 1945 года началось постоянное увеличение продаж пищевых добавок. Ренборг действовал в концерне в качестве консультанта, а сами продажи руководились Ли Мютингером и Вильямом Касселбэри (Lee S. Mytinger, William S. Casselberry). Оборот фирмы достигал 500 тысяч $ в месяц, но руководство компании попало в противоречия с законом. В 1947 году государственная служба U.S. Food and Drug Administration (FDA) начала борьбу против Nutrilite Products. Власти требовали прекратить дикие и невероятные обещания, касающиеся чудодейственных качеств продукции Nutrilite. Потенциальным клиентам фирмы передавалась брошюрка, где сообщалось, что продукты Nutrilite действенны против аллергии, астмы, психических расстройств, аритмии, ангины и прочих 20 недугов, включая рак, туберкулёз и артрит .

Mytinger and Casselberry Inc., как тогда называлась торговая ветвь фирмы Nutrilite Products, переработала текст, выдумав «новый язык» для подачи своих информаций. Болезни стали обозначаться как «нездоровое состояние организма», которые вызваны «химическим неравновесием». Продукция Nutrilite не лечила, но якобы приводила к улучшению общего состояния потребителя. В общем и целом - текст этого памфлета был довольно туманным. В 1951 году суд постановил запретить любому продавцу обьяснять продукцию Nutrilite по этой брошюре и вообще - слишком превозносить чудодействие продукта .

Необходимо также отметить, что два друга Рич ДеВос и Джей Ван Ан-дель ( Rich DeVos, Jay Van Andel) занялись по окончанию школы продажей продуктов Nutrilite. Им сопутствовал невероятный успех, друзья создали торговую организацию. в которую вошло свыше 2 тысяч сотрудников. Боясь того, что Nutrilite Products лопнет, они создали собственную фирму American Way Association, которую позже переименовали в Amway. Друзья начали продавать моющие средства и бытовую химию, позже ассортимент был расширен косметикой, продуктами личной гигиены, украшениями, мебелью и прочими товарами. Оборот фирмы постоянно возрастал от 500 тысяч долларов в 1959 году до миллиарда долларов в начале 80 годов двадцатого века. Федеральная торговая комиссия (Federal Trade Commission) установила, что средний торговец Amway зарабатывает менее 100 долларов в месяц, а больше половины всех сотрудников вообще не получают никакой прибыли .

Современные анализы и иследования показывают, однако, что основная бизнес-идея, которой пользуются структурные фирмы – ничто иное, как торговый фокус. МЛМ-фирмы нацелены на всё новое рекрутирование свежих торговцев, лишь малая доля продукции достигает именно конечного потребителя, который не является членом этой структурной организации. В общем и целом – все обещания и разговоры индустрии МЛМ, все их видения ведущей роли такой формы торговли в будущем, содержат в себе столько же экономической истины, как сообщения о посадке НЛО. В финансовом смысле – шанс заработать на МЛМ примерно равен шансу стать богатым при игре в рулетку .

Денежная сорона МЛМ богато отмечена гигантскими потерями для миллионов потребителей. Сама система, подразумевающая безграничный рост числа сотрудников в любом экономическом пространстве – уже от рождения приговорена к нестабильности. Основная область деятельности мультилевел-маркетинга - «персональная розничная торговля» противоположна направленности всех эффективных экономических моделей, развитию новых технологий (Интернет еще никто не отменял!) и элементарным привычкам потребителей. Такая «розничная» деятельность служит прикрытием основной деятельности – привлечение новых инвесторов в пирамиду .

Как и во всех организациях-пирамидах, доходы торговцев и менеджеров на острие этой пирамиды на прямую зависят от непрерывного притока «свежих» инвесторов в основании пирамиды. Структура работает до тех пор, пока не развалится сама или не будет остановлена государственным (а то и юридическим) аппаратом. Рост мультилевел-маркетинга можно обьяснить хитрой игрой на культурных традициях, социальных и личных потребностях, а так же некоторыми экономическими пороками в той или иной стране, но никак не способностью обеспечить любую потребность клиентов. Маркетинговые планы МЛМ «выращиваются» без всякой профессиональной оценки со стороны какой-либо уважаемой организации или независимого эксперта. Используется популярный обман, что именно МЛМ является ориентированной на будущее моделью инвестиции или способом создания карьеры, и, что риск такого предприятия ниже, чем обыкновенная работа или другой бизнес .

Истинный круг персон, которыми интересуется очередная МЛМ-фирма, это не потребитель или общество, а именно новые и полные надежд инвесторы. Маркектинговое давление таких фирм менее направлено на представление продукта или конечного потребителя, но больше ориентируется на будущих торговцев. Истинным продуктом являются не пилюльки или лосьоны, а именно вкладывание ресурсов (денег и времени) в сообщество торговцев .

Прежде, чем обращаться к конкретным существующим нормам, регулирующим МЛМ, необходимо рассмотреть опыт Соединенных Штатов. Прежде всего, потому, что Соединенные Штаты не только являются страной-основательницей МЛМ, но также потому, что там были сделаны первые реальные попытки правовым образом регулировать МЛМ и были выработаны основные критерии, которыми в дальнейшем руководствовались многие национальные законодатели. Необходимо отметить, что в Соединенных Штатах на федеральном уровне до сих пор отсутствуют нормы, специально «изготовленные» для МЛМ. В судебной практике по МЛМ используются общие нормы коммерческого права, а также общие статьи уголовного законодательства. Тем не менее, большинство штатов уже приняло соответствующее «антипирамидальное» законодательство, а некоторые из штатов приняли нормы, регулирующие деятельность МЛМ. Все эти нормы являются прямым следствием тех, без преувеличения, исторических судебных процессов, о которых пойдет речь в настоящем разделе .

В начале 70-х сетевая индустрия в Соединенных Штатах начала превращаться в существенную составляющую американской экономики, что не могло не вызвать повышенного интереса к ней не только всего общества, но и правоприменителей. В 1975 Федеральная Торговая Комиссия (ФТК) в качестве истца возбудила судебный процесс против компании Koscot Interplanetary, Inc. На основании положений тома 15 («Коммерция и торговля») Свода Законов Соединенных Штатов ФТК предъявила компании обвинение в незаконной предпринимательской деятельности и мошенничестве .

ФТК обратила внимание суда на следующие особенности деятельности компании:

• большую плату за участие в системе;

• значительные требуемые закупки при вхождении в систему и большие накопления материальных запасов продукции у дистрибьюторов;

• программу, при которой дистрибьюторов вводят в заблуждение относительно той прибыли, которую они могут получать;

• программу, при которой вознаграждение дистрибьюторов не основывается на продаже продукции конечным потребителям .

Перечисленные особенности деятельности Koscot были в дальнейших процессах были использованы как признаки, позволяющие начать судебное исследование деятельности любой компании на предмет «пирамидальности». Поэтому их применение и истолкование имело и имеет принципиальное значение в американском судопроизводстве. В ходе судебного исследования судом были выработан следующий критерий пирамидальности системы: система, в которой участник платит компании, получая взамен право продавать товар, и право получать вознаграждение за рекрутирование в программу других участников, которое не соотносится с продажей товара конечным потребителям .

Этот критерий, называемый в литературе как «тест Koscot», в дальней-шем использовался и используется сейчас ФТК и другими истцами при обра-щении в суд по признакам пирамидальности систем, образованных компаниями. Более того, большинством американских штатов этот критерий, в той или иной юридико-лингвистической форме, был принят в качестве законодательной нормы. Суд в качестве обобщающего критерия предложил также другую формулировку критерия, своего рода общую формулу для пирамидальности .

Также система является пирамидой, если ее деятельность направлена не столько на реализацию продукции конечному потребителю, сколько на рекрутирование в систему новых участников. Совершенно очевидно, что первый критерий пирамидальности больше подходит в качестве базового для дальнейшего судебного исследования, так как содержит конкретные признаки, по которым это исследование может производиться. Общая формула описывает больше качество системы, т.е. содержит в себе элементы «приговора» .

В том же 1975 году ФТК возбудила процесс, аналогичный процессу с Koscot, против компании AmWay. Очевидно, что мишень была выбрана не случайно. Если AmWay, само имя которой является синонимом МЛМ, проиграет процесс, то судьба отрасли будет поставлена под угрозу. В результате долгого судебного исследования AmWay в 1979 году выиграла процесс, предъявив суду три основных доказательства непирамидальности свой системы, которые впоследствии были названы «защитой AmWay». Так, например, AmWay включила в свой дистрибьюторский договор положение о том, что выплата вознаграждений дистрибьютору производится на основании факта розничной продажи продукции не менее 10 потребителям, сделанной в его дистрибьюторской сети. AmWay требует от своих дистрибьюторов, чтобы для новой закупки продукции у компании ими были предъявлены доказательства, что не менее 70% ранее закупленной продукции были проданы конечным потребителям. При этом AmWay учитывала факт потребления дистрибьюторами продукции для собственных нужд. AmWay официально ввела правила обратного выкупа неисполь-зованной и нереализованной продукции у дистрибьютора. Правила содержали разумные ограничения по срокам выкупа и цене выкупа (AmWay применила возвратную ставку в 90% от первоначальной цены). Суд расценил эти доводы как удовлетворительные .

Успех AmWay заставил большинство компаний сориентироваться на использование «защиты AmWay» в своей практике, полагая, что в случае претензий к ним, эта защита, доказав свою надежность, будет достаточной для оправдательного решения суда.

Однако при этом следовало учитывать два существенных обстоятельства:

Несмотря на существование в Соединенных Штатах прецедентного права, т.е. возможности сторонами процесса использовать в своих аргументах обстоятельства и решения предыдущих судебных разбирательств и обязанности сторон учитывать эти аргументы, факт победы AmWay и его аргументы, тем не менее, не могут быть полным, достаточным критерием для последующих судебных решений. Суд не сконцентрировал достаточного внимания на раскрытии понятия «розничной продажи» применительно к МЛМ, оставив вопрос о его интерпретации открытым .

Многие из компаний, которые использовали «защиту AmWay» в своей практике истолковывали термин «розничный» в том смысле, который подразумевался AmWay, т.е. факт покупки продукции дистрибьютором для своих нужд расценивался как розничная торговля. Другие компании установили свою практику исходя из буквального толкования этого термина, т.е. продажи дистрибьютором продукции лицу, не являющемуся участником системы .

В 1994 году начался третий процесс, который, наряду с двумя предыдущими, стал для отрасли вехой. Против компании Omnitrition International, Inc., которая продавала биодобавки, в федеральный суд первой инстанции был предъявлен коллективный иск со стандартными обвинениями. Omnitrition International, Inc. продавала свою продукцию посредством программы, в которой дистрибьютор мог закупать продукцию у компании с 20% скидкой против цены, которая была объявлена розничной, с возможностью дальнейшей перепродажи продукции. На нижнем уровне от дистрибьютора не требовались ни покупка, ни продажа продукции, но при этом он не мог рассчитывать на получение вознаграждения. Чтобы получить право на вознаграждение, т.е. стать «бронзовым супервизором» в терминах маркетинг-плана компании, от дистрибьютора требовалось, чтобы его объем закупок составлял не менее $2000 единовременно или по $1000 за два последовательных месяца .

При этом Omnitrition использовала в своей внутренней политике «защиту AmWay», т.е. все три правила - «правило 10 покупателей», «правило 70%» и «правило обратного выкупа». Суд, признав аргументы ответчика удовлетворительными, вынес оправдательный приговор. Однако решение суда первой инстанции было в 1996 году опротестовано Девятым окружным Апелляционным судом и возвращено на повторное рассмотрение федеральным судом первой инстанции по следующим основным причинам: Продажа продукции дистрибьюторам не может быть интерпретирована, как розничная, т.е. как продажа конечному потребителю не для коммерческого использования .

Девятый окружной Апелляционный суд посчитал, что, поскольку на дистрибьюторов, закупивших продукцию для собственных нужд, не распространяются те же права, что и на покупателей, не являющихся участниками системы, то дистрибьюторы в терминах предыдущих судебных решений не могут рассматриваться как «конечные потребители». Более того, сам факт продажи продукции 10 дистрибьюторам, т.е. по объемам в $200, с большим трудом может быть признан продажей/покупкой для собственного потребления.

Необходимая для получения вознаграждения значительная закупка продукции у компании ($2000) является достаточным признаком того, что было в первом процессе (ФТК против Koscot Interplanetary, Inc.) названо «созданием больших материальных запасов продукции у дистрибьюторов» (в дальнейшем - «создание материальных запасов»), что является основанием для судебного исследования. Во время процесса над AmWay судом было дано определение создания материальных запасов - «практика, по которой от желающего быть дистрибьютором требуются значительные платы, ведущие к приобретению значительного количества невозвратной продукции» .

Однако, Девятый окружной Апелляционный суд применил свою интер-претацию создания материальных запасов - «создание материальных запасов происходит тогда, когда от дистрибьютора для получения вознаграждения, основанного на рекрутировании, требуют минимальных закупок продукции без перепродажи продукции потребителям». Даже беглого взгляда на различия в определениях достаточно, чтобы увидеть, что само применение принципа возвратности не гарантирует теперь, по мнению суда, отведения обвинения в создании материальных запасов. Вознаграждение не основано на реальных закупках продукции потребителями. Девятый окружной Апелляционный суд посчитал, что компанией не были предъявлены достаточные доказательства того, что, как ни интерпретировать термин «конечный потребитель», продукция была дистрибьюторами продана. То есть, несмотря на формальное применение компанией «правила 70%», его реальное исполнение ставится под сомнение .

Наконец, Девятый окружной Апелляционный суд поставил под сомнение достаточность «правила 90%», т.е., не назвав новой цифры (скажем 100%), не признал старую за отраслевой стандарт. Позиция и действия Девятого окружного Апелляционного суда были расценены компаниями и американской DSA, как подвергающие отрасль «презумпции виновности», как вероломные, когда правила игры меняются во время самой игры, как разрушающие базу МЛМ, основанную на одном из основополагающих мотивов участия в МЛМ людей - собственном потреблении.

Тем, не менее, этот судебный процесс, так и не приведший к окончательному решению, заставил многих участников рынка переосмысливать свою политику и практику, что расценивается американскими специалистами в области МЛМ как позитивный итог.

Американская судебная практика позволяет также сделать очевидные и далекие от эмоциональных оценок выводы, которые касаются не только американской сетевой индустрии: наличие в системе фрагмента, деятельность которого признана пирамидальной, является безусловным основанием для квалификации всей системы как пирамиды. Даже жестче - сама возможность образования пирамиды в одном из фрагментов системы может быть серьезным основанием для предъявления обвинений. Другими словами, оценке подлежит и вся политика компании - дистрибьюторский договор, маркетинг-план или план вознаграждений, а также все правила, установленные компанией - и практика компании. «Исчисление» норм, т.е. определение количественных характеристик норм права либо затруднительно, либо может явиться капканом для самих компаний, принимающих эти цифры. Проблема, связанная с потреблением продукции дистрибьютором, т.е. связанная с одним из основных мотивов участия в МЛМ, не может быть успешно решена в рамках общепринятого, стан-дартного дистрибьюторского договора. Принцип возвратности продукции может рассматриваться как необходимый, но недостаточный для отведения обвинений в пирамидальности .

Компании должны не только формально декларировать, даже в своих документах, принятые правила (скажем, правила «защиты AmWay»), но и доводить эти правила до исполнения, а также всегда иметь документированные доказательства их исполнении. Процесс, начатый первым историческим судебным разбирательством, не завершен и неизбежно будет продолжен. Сам предмет, сетевой маркетинг настолько сложен, что ожидать простых, тривиальных правовых решений относительно его осуществления глупо .

Но, как и все на этом свете, выгода и польза сопровождаются неизбеж-ными издержками. В качестве издержек часто называют коммерционализацию отношений, нарушение неприкосновенности частной жизни и т.п. Наконец, сам принцип, положенный в основание МЛМ, может быть использован и часто используется для незаконного извлечения прибыли. В этом случае речь неизбежно идет не только о злом умысле организаторов или сознательном соучастии в преступлении, но и защите тех, кто по отсутствию должного опыта или в силу обстоятельств, стал жертвой мошенников.

Можно перечислить те основные цели, которые в явной или неявной форме преследуют все правовые системы, имеющие нормы, относимые к сфере сетевой индустрии:

• Защита потребителей. МЛМ, как нетрадиционная, «внеприлавоч-ная» торговля, обладает не только огромными преимуществами, но и таит для покупателей дополнительные риски.

• Защита дистрибьюторов. Тот факт, что человек принял решение стать дистрибьютором и подписал соответствующий договор с компанией, не должен наносить ему ущерба при осуществлении им своей коммерческой деятельности и лишать его права на минимальные издержки при прерывании этой деятельности.

• Защита потенциальных дистрибьюторов. Те, кто принимают решение стать участником МЛМ, решение, которое, возможно, будет принципиальным в их жизни, должны иметь возможность принять его осознанно и на основании всей необходимой полноты информации, а также вовремя отказаться от принятого решения.

• Защита рынка и всего общества от недобросовестных или просто мошеннических инициатив. Основной задачей государства является «ограничение частного своекорыстия» (В.Соловьев) и рамки этих ограничений поручается блюсти государству Законом.

• Наконец, защита самих компаний от недобросовестных действий дистрибьюторов, а также защита прав дистрибьюторов на результаты собственного труда. Это включает в себя не только вопросы собственности на торговые знаки, наименования и т.п., но и вопросы прав, возникающих в процессе создания и использования системы и после выхода участника (дистрибьютора, лидера) из системы .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что история сетевого маркетинга берёт своё начало в ХХ в США и связана с именем американца Карла Ренборга. Именно он в 1927 году приступил к созданию различных пищевых добавок, основой которых были компонентны растительного происхождения. В дальнейшем деятельность компании Карла Ренборга вступила в противоречия с американскими законами и к 1950-м годам была фактически запрещена. Дальнейшая эволюция сетевого маркетинга в США связана с именами основателей Амвея - Рич ДеВос и Джей Ван Андель. И уже в современном мире просторы МЛМ растут с каждым днем, число таких фирм мультиплицируется почти геометрически. Складывается впечатление, что везде и всюду люди только и ждут возможности вступить в такую фирму. Соответственно растёт и мнение, что МЛМ является ничем иным, как «волной будущего» - то есть формой бизнеса, которая растёт в своем развитии и динамике. Исследователи, что именно МЛМ заменит все другие формы дистрибуции, а так же, что каждый человек может добиться успеха, если будет настойчиво и постоянно следовать методам фирмы. И в итоге, мы все будем торговать и покупать только в системе МЛМ.

Для того, чтобы выявить типологические характеристики коммерческих культов, сначала необходимо рассмотреть признаки религиозного объединения. В свою очередь, религиозное объединение - это такое объединение, которое: создает какое-либо всеобъемлющее мировоззрение; имеет какой-нибудь объект поклонения (Бога, тех или иных духов, вселенский или космический разум, материю, информацию, знание, науку, учителя и т.д.); формирует, исповедует и распространяет учение, связывающее этот объект поклонения с мирозданием, высшими ценностями, проблемой добра и зла, отношением к человеку как таковому, с высшими причинами бытия всего существующего и мира в целом; имеет и применяет какие-либо средства и методы почитания (обожествления) своего объекта поклонения. Без созидательной духовной основы это может привести к возникновению агрессивных деструктивных психотропных культов .

Обыкновенно псевдорелигиозные корпоративные культы появляются в коммерческой среде в некоторых компаниях с яркой индивидуальностью и корпоративной душой, управляемых сильными харизматическими лидерами. Зарождается так называемая бренд-религия со своим бренд-раем, с конечной задачей формирования псевдо-веры не только у сотрудников фирмы, но, прежде всего, у возможно большего количества потребителей. Возникают различные системы контроля глобального рынка и манипулирования (в том числе и духовного) людьми. Эти системы могут принимать действительно глобальный, всеобъемлющий, всепланетный характер в случае межнациональных корпораций и объединений. Отметим, что указанное явление – асимптотический предел эволюции протестантизма как вероучения, порожденного искушениями разума и эмоций, в свою очередь создавшего капитализм и современный рационально-прагматический образ жизни. В таком обществе товаром становится все, даже совесть, духовность и сама жизнь .

На основе анализа реальных характеристик подобных действующих в нашей стране объединений выделим критерии, по которым можно оценивать степень достоверности отнесения их в разряд деструктивных культов псевдорелигиозного корпоративного коммерческого характера. То есть таких культов, в которых внешне почти незаметна религиозная направленность, но во внутренней жизни присутствуют характерные признаки и черты нового религиозного объединения:

1) Чрезмерная необоснованная закрытость фирмы:

- фирма активно работает, однако при этом старается быть невидимой;

- отсутствие открытой рекламы продукции фирмы, сотрудники при продаже товара фирму не афишируют, запрещение сотрудничающим с фирмой упоминать даже название продукта в средствах массовой информации;

- сеть дилеров фирмы построена аналогично сети распространения наркотиков, распространение продукта фирмы «от сердца к сердцу», то есть из рук в руки и за наличные;

- жесткая градация персонала фирмы по уровням посвященности в объективные сведения о фирме и ее целях;

- особые формы заключения контрактов фирмы со своими работниками, например, подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней, покупая ее продукцию на свои деньги для распространения;

- организация фирмы по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся ее руководство и ограниченный круг высокооплачиваемых начальников среднего звена, а низовые структуры получают несравнимо меньшие доходы .

2) Применение техник контроля сознания для создания у своих сотрудников «культового менталитета», которые сводятся к следующему:

- формируется убеждение, что «цели оправдывают средства» и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фирмы;

- культивирование в среде своих сотрудников повседневного пользования продукцией фирмы;

- в фирмах оздоровительной направленности - использование специаль-ных диет: своим сотрудникам рекомендовано питаться исключительно по ме-тодикам фирмы с постоянным потреблением ее продукта;

- формируется тоталитарное мировоззрение и поддерживается элитарная ментальность: идеология принадлежности к избранному обществу, использующему «революционный» метод приобщения к здоровью, новой жизни и т.п., особый культовый стиль жизни;

- фирма становится для сотрудников не просто работой, а смыслом и образом жизни;

- соответствие каждому уровню посвященности особых значков, которые работники фирмы обязаны носить;

- создается, кроме финансовой зависимости от фирмы, также прямая и скрытая зависимость сотрудников: психологическая, физическая, в том числе даже наркотическая, зависимость от продукта фирмы .

3) Наличие мистической окраски доктрины:

- рекламирование продавцами некоей «энергетической заряженности» продукта фирмы («космическая подзарядка» и подобная мистика);

- намеки руководителей фирмы о некой своей «миссионерской» деятельности и т.п.;

- тесные связи с религиозными деструктивными культами, в том числе привлечение их к распространению продукта фирмы .

4) Активный и всячески поощряемый прозелитизм сотрудников фирмы:

- наличие в фирме штата сотрудников, зарплату которым платят не за объем проданного продукта, а за количество «обученных», то есть вовлечен-ных, завербованных людей;

- привлечение новых сотрудников обманом, полуправдой;

- использование психотехник «группового давления» при вербовке новых сотрудников (например, предварительный сбор их для массового приема – посвящения в фирму во дворцах культуры, клубах, кинотеатрах и т.п.);

- поиск людей, не научившихся самореализовываться, не сумевших рас-крыть свой талант в обычной жизни .

5) Претензии основателя фирмы на «харизматическое» лидерство:

- упоминания о некоем вдохновении свыше;

- провозглашение особой мудрости основателя (руководителя) фирмы и требование беспрекословного принятия его власти и привилегий;

- активная пропаганда и поддержание культа личности основателя (руководителя) фирмы .

6) Претензии на истину в последней инстанции. Полная нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительно-пренебрежительное отношение к офи-циальной науке, в частности, медицине и психологии, если деятельность фир-мы имеет оздоровительную направленность.

7) Сокрытие истинных целей за декларируемыми благими целями. Меркантильные цели скрываются за ширмой распространения каких-либо благих целей: методов похудения, приобщения к здоровью, укрепления семьи и прочих.

8) Сокрытие истинных последствий своей деятельности:

- создатели фирмы не имеют соответствующего образования в той области, где они «совершили революционный переворот в технологии»;

- продукт в действительности не обладает рекламируемыми качествами или вообще тем, чем его представляют;

- при рекламе продукта фирмы активно используются ложь, недомолвки, иносказания;

- утверждения о ненужности профессионального медицинского контроля за ходом «лечения» продуктом фирмы, если деятельность фирмы имеет оздоровительную направленность .

Кроме этого, типологические характеристики коммерческих культов можно выявить на уровне их рекламных объявлений. К подобным типологическим характеристикам относятся:

Расплывчатая формулировка вакансии. Даже при наличии заявленной должности (что бывает далеко не всегда), как например, «специалист по работе с персоналом», «кадровик». «администратор»; реже - «финансист» и т. п., отсутствует достаточно подробное описание требований к потенциальному работнику.

Заманчивые заработки при самых скромных требованиях к профессио-нальным навыкам. «Вилка» по оплате труда, часто достаточно большая от 500 - 4000 Евро.

Неоправданно большое внимание к личным качествам.

Отсутствие конкретного названия фирмы при упоминании, что она «транснациональная», «солидная» и т.п.

Возможна полная и неполная занятость.

По телефону отказываются хотя бы коротко сформулировать описания вакансии.

Работа с компьютером. Работа на дому. Наличие компьютера. Достойный средний заработок. Работа только для серьезных.

Срочно требуются работники, опыт и специальные навыки не требуются, тренинги и обучение в процессе работы, подробности по телефону. 20$/час с Вашим компьютером .

Возможность зарабатывать деньги в качестве основного или дополни-тельного дохода. Вы можете легко получать 100 долларов в неделю, затрачивая всего 10 часов Вашего времени! Вы даже сможете зарабатывать и более 1000 долларов, если готовы уделять этому достаточно времени. Вся работа может выполняться на дому. Вам нужен только компьютер с подключением к Интернету, а всему остальному мы Вас научим. Вы можете попробовать эту работу в течение 30 дней совершенно бесплатно. Начинайте зарабатывать сегодня! Телефон. Предлагаю работу в интернете. Начальное образование не требуется. Обучение прилагается. Ограничение одно: возраст - не моложе 18 лет. Подробности на сайте: www.minijob.narod.ru. На сайте полная автоматизация. После регистрации ответ Вы получите уже через несколько минут. Личный аккаунт. Личный вход на сайт для Ваших клиентов (разрабатывается). Поддержка в начинании .

На сегодняшний день профессиональный джобсикер (англ. Job Seeker - человек, ищущий работу) легко может объявления МЛМщиков от серьезных предложений. Для этого выделяется пять признаков МЛМ.

1. Работодатель неясен. Вы не встретите названия компании в объявлениях этого сорта. Но в большом количестве будут фразы типа «международная компания», «крупная интернациональная компания», «представительство иностранной фирмы», «абсолютно надежная фирма». В последнее время «Гербалайф» маскируется под вывеской НПО.

2. Ни одна фирма не хочет, чтобы кто-то был в курсе того, что у нее проблемы с персоналом, точнее, с отсутствием такового, поэтому о причинах открытия вакансии никогда не сообщается, даже если эти причины сообщить не стыдно. МЛМ-компании же любят вставлять в объявления громкие фразы: «В связи с расширением штата», «В связи с открытием нового отдела».

3. Неясность требований к подбираемым работникам, а также самой работы. Типичные фразы - «Адская работа», «Работа для мужчин и женщин», «Работа для иногородних». В качестве критериев отбора называют желание работать и зарабатывать, организаторские способности, энергичность, коммуникабельность, короче говоря, то, что ни один человек со здоровым самолюбием в себе отрицать не будет. Скрытый подтекст - «Приходите все».

4. Странные цифры по зарплате. Или явно завышенные (до $ 25000), или большой разброс (от $ 300 до $ 1200), или типа $ 999, $ 1250, $ 668. Практически всегда нормальные работодатели имеют шаг сетки зарплат, кратный $ 50.

5. Последние полтора года МЛМ-щики дают объявления о поиске спе-циалистов по персоналу в разных вариантах (например, «кадровая работа»). Они рассчитывают на то, что в сознании людей понятия «работа с кадрами», «менеджер по персоналу» ассоциируются именно с общекорпоративным смыслом этих слов, а не с МЛМовским .

Исследователь сетевого маркетинга и коммерческих культов Цихан Т., выделяет 4 их типологические характеристики: .

1. Компании сетевого маркетинга впервые заинтересовали торговых агентов не только розничным доходом, но и комиссионными с личных продаж, а также с продаж тех агентов, которых привлек и обучил сам агент.

2. Впервые возник механизм не только продажи, но и продвижения товара на рынке при перемещении его по дистрибьюторской сети по одной и той же цене до потребителя, стимулирующий материально всех участников.

3. Возникла возможность зарабатывать не линейно, как в маркетинге прямых продаж (сколько продал - столько и заработал), а экспоненциально, за счет привлечения и обучения в сеть новых участников бизнеса. Причем зарабатывать не столько за счет прямых продаж, сколько за счет продвижения товара на рынке по сети, занимаясь в первую очередь передачей информации.

4. Впервые сетевой маркетинг реализовал возможность независимого предпринимательства с незначительными начальными инвестициями.Подобные нововведения позволили фирмам не расходовать огромные средства на рекламные к омпании, а вкладывать средства в финансирование дистрибьюторской сети, максимально заинтересовывая ее в продвижении продукции. У производителей продукции при использовании MLM появилась возможность вкладывать деньги в науку, использовать высококачественное сырье и «высокие» технологии. Кроме того, реализация продукции через дистрибьюторскую сеть сделала ее доступной по цене для широкого круга потребителей .

Современные исследования деятельности известных МЛМ-фирм на по-требительском рынке позволяют выделить некоторые общие экономико-правовые принципы и особенности их деятельности:

- скрытность деятельности (многие МЛМ-фирмы скрывают реальную сферу своей деятельности, свои реквизиты, местонахождение руководящих органов и других подразделений, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности);

- многообразие применяемых форм и методов деятельности, хорошая организация и учет психологических факторов воздействия на потребителей;

Наши рекомендации