Равноправие и полноправие граждан
Данный принцип находит отражение в положениях ст. 19 Конституции о том, что «все равны перед законом и судом вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка. В этой связи в науке конституционного права весьма актуальной является проблема нарушений принципа равноправия не только путем дискриминации, т. е. ограничения или отмены прав и свобод человека, гражданина или определенных социальных групп, но и путем так называемой положительной дискриминации, т. е. созданием некоторых справедливых социальных преимуществ для отдельных категорий граждан.
4. Государственное единство.
Данный принцип имеет решающее значение для федеративного многонационального государства, а поэтому он закрепляется не только в преамбуле, но и в положениях ст. 4 Конституции о том, что суверенитет Российской Федерации, верховенство ее Конституции распространяются на всю ее территорию.
В этой связи, несомненно, что обеспечение единства и целостности России является одной из самых актуальных проблем современного отечественного государственно- правового развития.По точному замечанию Б. С. Эбзеева, «осуществляемые в стране реформы не могут и не должны ставить под сомнение идентичность Российского государства как главного движителя прогресса, благополучия и культуры многонационального народа Российской Федерации ».
5. Разделение властей.
Данный принцип находит отражение в положениях ст. 10 Конституции о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Данный принцип является новым в российском конституционном законодательстве, а поэтому весьма актуальными в науке государствоведения являются проблемы его реализации в практике деятельности органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.Подробно содержание данного принципа рассматривается в 7-й главе настоящей работы применительно к организации системы органов государственной власти Российской Федерации.
3. Идеологическое многообразие, многопартийность.
Данный принцип также является новым для отечественного государствоведения и находит свое правовое закрепление в положениях ст. 13 Конституции о том, что никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
20. Понятие и содержание конституционных основ государственного строя Российской Федерации и его основополагающие принципы.
Понятие «основы конституционного строя» является новым для государственного (конституционного) права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран.
В реформируемом законодательстве Союза ССР термин «конституционный строй» впервые официально появился в 1990 г. в связи c учреждением поста Президента СССР и изменением редакций ст. 6 и 7 Конституции (Основного закона) СССР.
Представляется, что при определении понятия «основы конституционного строя» необходимо отталкиваться от соотношения понятий «государственный строй» и «конституционный строй». Как известно, не всякий государственный строй может быть конституционным. В этом смысле показательным является высказывание Б. Н. Страшуна по поводу замены авторами альтернативного проекта Конституции РФ, подготовленного в апреле 1993 г. по поручению Президента, понятия «конституционный строй» на понятие «государственный строй»: «Еще со времени французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года известно, что конституционный строй характеризуется государственным обеспечением прав человека, в частности, независимыми судами и разделением властей.
Теперь, когда у нас конституционный строй начал наконец складываться, нам предлагают исключить его упоминание из Конституции. Авторы «Юридической энциклопедии » под конституционным строем понимают «форму организации государства, включающую систему базовых политических, экономических, социальных отношений, закрепленных в его конституции, охраняемых конституцией и другими нормативными правовыми актами и выступающих в качестве основ конституционного строя».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основы конституционного строя Российской Федерации – это совокупность конституционных норм, закрепляющих экономические, социальные и политические начала государственного (общественного) устройства Российского государства.
В сфере экономических основобщественного строя конституции регулируют тип собственности и статус ее отдельных форм, отношения, связанные c производством, обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ, а также принципы руководства и управления экономикой.
В сфере социальных основобщественного строя в конституциях регулируются социальные отношения, а в многонациональных федеративных государствах и межнациональные отношения. В эту группу входят также отношения между трудом и капиталом, государством и личностью, отношения по поощрению и охране брака и семьи, отношения в области экологии, здравоохранения, социального обеспечения и культуры.
В сфере политических основобщественного строя конституции регулируют общественные отношения, возникающие и развивающиеся по поводу осуществления государственной власти в обществе через специально создаваемые для этого политические организации, которые в совокупности образуют механизм политической власти (политическую систему).
В ежегодном послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. выделяются следующие фундаментальные конституционные цели и ценности нашего общества (основы конституционного строя), прямо влияющие на все аспекты внутренней и внешней политики, развитие российской государственности:
- гарантируемые Конституцией уровни свободы личности и развития демократических институтов и процедур;
- конституционные основы формирования качественно новой правовой системы и независимого суда в целях избавления от коррупции и правового нигилизма;
- конституционные основы государственной деятельности по расширению экономической, предпринимательской свободы;
- конституционные основы реализации социальных гарантий выплаты зарплат, пособий, пенсий, сбережений;
- конституционные гарантии укрепления международной законности. Приведенные положения послания свидетельствуют, что сформулированные в Конституции 1993 г. основы конституционного строя Российской Федерации являются одновременно целями, ориентирами долговременной и многотрудной государственной деятельности по приведению экономических, политических, социальных основ государственного строя России в соответствие c положениями Конституции.
21. Политическая система общества в России: понятие и основные элементы (Политические основы). Система народовластия в городе Москве.
Конституция 1993 г. установила, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем едином федеративном государстве является единый многонациональный народ (ч. 1 ст. 3).
Элементами (формами) народовластия являются согласно Конституции:
- институты непосредственной демократии (выборы, референдум);
- государство, органы государственной власти (формы представительной демократии);
- политические партии;
- местное самоуправление.
Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляют политические основы конституционного строя Российской Федерации.
Таким образом, под политическими основами конституционного строя Российской Федерации (системой народовластия в России) следует понимать совокупность взаимосвязанных между собой государственных, негосударственных органов публичной власти, политических и общественных организаций, институтов непосредственной демократии, через которые народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.
Актуальная проблема.
Особый интерес в науке государствоведения представляет проблема правового исследования народа как субъекта государственно- правовых отношений.
Согласно основополагающим международно - правовым актам, установлениям конституций большинства современных демократических государств, в том числе Конституции Российской Федерации, народ является самостоятельным субъектом государственно- правовых отношений. В этом смысле конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа.
Большинство ученых- государствоведов рассматривает проблемы правосубъектности народа c точки зрения народного суверенитета – конституционного принципа организации и функционирования власти народа, где народ, выступая сувереном во всех областях жизни, сам определяет, как ему организовать свою власть. Народ выступает как носитель власти на двух уровнях: многонациональный народ России; многонациональный народ субъектов Российской Федерации.
Именно национально- культурная автономия позволяет решать вопросы сохранения и развития самобытности, традиций, языка, культуры наций в едином федеративном государстве. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации » устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально- экономического и культурного развития коренных малочисленных народов нашей страны, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов
Народная правотворческая инициатива как одна из прямых форм осуществления населением местного самоуправления - новелла в нашем законодательстве и практике муниципального строительства. Суть ее в том, что население субъекта в соответствии с уставом имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Что это означает? Это означает право граждан разработать и внести на рассмотрение соответствующего органа местного самоуправления проект правового нормативного акта по вопросам местного значения. Орган местного самоуправления обязан принять данный проект, рассмотреть его по существу на открытом заседании с участием представителей населения.
Формами прямого волеизъявления граждан (формами непосредственной демократии) федеральным законодательством названы:
местный референдум;
муниципальные выборы;
собрание (сход) граждан;
народная правотворческая инициатива;
обращения граждан в органы местного самоуправления;
территориальное общественное самоуправление.
1. Местный референдум - это голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о местных референдумах, в которых приводится примерный перечень вопросов, которые могут быть вынесены на местный референдум. К ним отнесены, в частности: устав муниципального образования, изменение границ муниципального образования, формы осуществления местного самоуправления, структура муниципальных органов, планы и программы развития территории.
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предписывает, что решение о проведении местного референдума должно приниматься представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения.
Граждане участвуют в голосовании по вопросу, вынесенному на местный референдум, непосредственно и на добровольной основе. Голосование является тайным, какое-либо воздействие на свободное волеизъявление граждан не допускается.
Выделяют обязательные и консультативные референдумы. Результатом проведения обязательного референдума является решение, обязательное к исполнению всеми субъектами муниципально-правовых отношений. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по важнейшим вопросам местной жизни.
2. Муниципальные выборы - демократический способ формирования органов местного самоуправления. Непосредственно гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования, избираются депутаты представительного органа местного самоуправления.
3. Народная правотворческая инициатива - право граждан муниципального образования разработать проект нормативного правового акта по вопросам местного значения и внести его на рассмотрение в органы местного самоуправления, а также обязанность соответствующего органа местного самоуправления рассмотреть такой проект на открытом заседании с участием представителей населения и официально опубликовать (обнародовать) результаты рассмотрения. Фактически это означает право определенной группы граждан выступить с проектом муниципального нормативного правового акта.
4. Территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях микрорайонов, кварталов, улиц и др.). Формами территориального общественного самоуправления могут выступать общие собрания (сходы), опросы населения, органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов). Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления, устанавливаются администрацией по предложению жителей и утверждаются представительным органом местного самоуправления.
22. Понятие и содержание экономических основ конституционного строя Российской Федерации. Правовые основы имущественных отношений города Москвы.
Основной закон Российского государства не содержит специальной главы или раздела, посвященного экономической системе страны, нет и упоминания о рыночной экономике. Вместе c тем ст. 8 содержит достаточно точное определение рыночной экономики и ее основные характеристики: гарантия прав собственности, свобода предпринимательства, поддержка конкуренции, единство экономического пространства.
Важнейшими функциями государства объявлены защита всех форм собственности и свободы предпринимательства, поддержка конкуренции. Можно выделить следующие экономические основы конституционного строя:
- формы собственности и их конституционно- правовой статус;
- конституционные основы трудовых отношений;
- конституционно- правовые принципы руководства и управления экономикой;
- конституционные основы финансовой системы Российской Федерации.
1) Следует отметить, что Конституция впервые в истории отечественного конституционного права закрепила многообразие форм собственности и их равную государственно- правовую защиту.
Исходя из общемировых представлений о частной собственности как священной и неприкосновенной, в ст. 35 Конституции закреплено положение о том, что «право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь свое имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно c другими лицами ».
В целях обеспечения права частной собственности Конституция содержат следующие гарантии его реализации:
- таким правом обладают все граждане России и оно неотъемлемо;
- право частной собственности может быть ограничено только в соответствии c федеральным конституционным законом в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя (ч. 1 ст. 56 Конституции);
- никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
- имущество, находящееся в частной собственности, может передаваться по наследству.
В русле приведенных положений Конституции в послании Президента Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. к числу приоритетных целей и ценностей обеспечения развития российской государственности отнесена задача дальнейшего расширения экономической, предпринимательской свободы, что является залогом успешного формирования среднего класса, роста малого и среднего бизнеса, становления инновационной экономики.
Публичная (государственная) собственность по своей природе является коллективной и неделимой, существующей в интересах всего населения. Субъектами такой собственности может являться в целом государство, субъект Федерации, административно- территориальные единицы. Согласно Конституции, в ведении Российской Федерации находятся лишь федеральная государственная собственность и управление ею (п. «д» ст. 71).
Необходимо отметить, что муниципальная собственность не является государственной, поскольку управляют ею органы местного самоуправления исходя из интересов населения, проживающего на данной территории.
2) Конституционные основы трудовых отношений находят свое отражение в ст. 37 Конституции о гарантиях, стимулирующих и охраняющих труд человека.
К их числу можно отнести:
• гарантии свободного распоряжения своими способностями к труду, выбора рода деятельности и профессии, а также запрет принудительного труда (ч. 1, 2);
• основные обязанности работодателя по обеспечению права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждения за труд без какой- либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
• право на защиту от безработицы;
• право на индивидуальные и коллективные трудовые споры c использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;
• право на отдых, включающее в себя гарантии продолжительности рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск;
• обязательное заключение трудовых контрактов (соглашений) об условиях работы, в которых отражаются требования действующего законодательства;
• выплата заработной платы в соответствии c затраченным трудом, но не ниже установленного государством минимума;
• обязательные социальные выплаты за повреждение здоровья на производстве, по уходу за детьми (рождение ребенка);
• выплаты в пенсионный фонд.
3) Конституционно- правовые принципы руководства и управления экономикойдолжны лежать в основе деятельности государства в данной области.
Первый принцип: использование национальных богатств в интересах всего населения. В его основе лежат уже упоминавшиеся выше положения ст. 9 Конституции о том, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории ».
Представляется, что проблема становления и развития государственно- правовых механизмов, обеспечивающих использование национальных богатств России в интересах всего населения,является одной из самых актуальных проблем конституционного права. От ее решения во многом зависит не только реализация грандиозных национальных социальных проектов, но жизнь каждого конкретного россиянина.
Второй принцип – государственное планирование экономической жизни – к сожалению, до настоящего времени не нашел должного правового закрепления.
Третий принцип – обеспечение честной конкуренции и недопущение монополий – находит отражение в положениях ч. 2 ст. 34 Конституции о том, что «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию ». Государство обязано в целях поддержания рыночных механизмов контролировать монополии, опираясь на приведенные выше положения Конституции о недопустимости использования свободы экономической деятельности для монополизации и недобросовестной конкуренции.
Г. А. Гаджиев считает, что необходимость развития конкуренции может рассматриваться как публичная цель, оправдывающая различные по степени интенсивности ограничения предпринимательской деятельности.
Четвертый принцип – единство экономического пространства – находит отражение в положениях ч. 1 ст. 8 Конституции о том, что «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности ». В гл. 3 Конституции «Федеративное устройство » устанавливаются гарантии экономической целостности страны. К их числу можно отнести положения ч. 2 ст. 74 Конституции о том, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких- либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
4) Конституционные основы финансовой системы Российской Федерации находят свое отражение в конституционных положениях о:
-едином рынке, финансовом, валютном, кредитном и таможенном регулировании, денежной эмиссии, определении основы ценовой политики;
- управлении федеральными экономическими службами, включая федеральные банки, а также федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, федеральных фондах регионального развития (ст. 71);
- основах регулирования денежного обращения (ст. 75);
- основах правового статуса Счетной палаты (ст. 101);
- полномочиях Правительства в области финансово- правового регулирования (ст. 114);
- порядке принятия законопроектов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (ст. 104);
- обязательном рассмотрении Советом Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии (ст.
106).
Актуальная проблема.
В области экономических основ конституционного строя Российской Федерации представляется весьма актуальной и значимой проблема становления и развития науки «конституционная экономика », призванной изучать принципы оптимального сочетания экономической целесообразности c достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Конституционная экономика – это комплексная наука, использующая знания из различных областей человеческой деятельности, прежде всего юридические и экономические.
До настоящего времени конституционная экономика развивалась только благодаря усилиям западных экономистов (Джеймс Бьюкенен).
Не вызывает сомнения тот факт, что юристы и экономисты имеют свои узкопрофессиональные понятия, термины, язык, мышление и т. д., а поэтому вкладывают разный смысл в одни и те же формулировки. В этой связи необходимо выработать определенные критерии для их соотношения, а также выделить области, в которых происходит взаимодействие конституционного права и экономики.
Для характеристики экономической основы уставного строя города Москвы федеральное и региональное законодательство использует такие термины, как «городское хозяйство города Москвы » и «имущественный комплекс города Москвы ».
Выделяется два основных элемента экономической основы уставного строя города:
1. Городское хозяйство (имущественный комплекс) города Москвы.
2. Имущественные права собственника, осуществляемые органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации и другими специально определяемыми в законодательстве субъектами от имени города Москвы.
Согласно ч. 1 и 4 ст. 20 Устава объектами собственности города могут быть:
• средства бюджета города Москвы;
• имущество городских государственных предприятий и учреждений;
• акции и доли города Москвы в хозяйственных обществах;
• иные объекты гражданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии c законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников.
Имущество, являющееся собственностью города Москвы, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, а также средства бюджета города Москвы составляют казну города Москвы. Следует отметить, что применительно к государственной форме собственности отечественное законодательство традиционно использует такие понятия, как «исключительная собственность государства », «национальное достояние », закрепляя перечень имущества, которое может находиться только в собственности государства, поскольку выражает общенародные интересы, не подлежит передаче в частные руки.
В соответствии c указанной логикой, Устав города Москвы (ст. 21) определяет следующие виды объектов имущественного комплекса (городского хозяйства) города, которые не подлежат отчуждению: земли общего пользования:
• земли транспортных магистралей, улицы, площади, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы в соответствии c перечнем, установленным законом города Москвы;
• земли особо охраняемых природных территорий;
• памятники истории и культуры, иные объекты историко - культурного назначения в соответствии c перечнем, установленным законом города Москвы;
• объекты оздоровительного назначения в соответствии c перечнем, устанавливаемым законом города Москвы;
• объекты, подаренные городу Москве, построенные или созданные на собранные гражданами средства.
23. Социальные основы конституционного строя России.
Российская Федерация согласно ст. 7 Конституции – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В основе такой деятельности Российского государства лежат положения ст. 2 Конституции, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства.
В ч. 2 ст. 7 Конституции закрепляются следующие основные социально- правовые институты или сферы государственной деятельности в области социальных основ конституционного строя:
- охраны труда и здоровья людей;
- гарантированности минимального размера оплаты труда;
- государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Указанные конституционно- правовые институты объединяет то, что во всех социальных сферах Российское государство, исходя из зарубежного опыта демократических, социальных, правовых государств, призвано осуществлять свою деятельность по следующим основным направлениям.
1. Создание для всех граждан равных условий, возможностей для получения материальных и духовных благ, реализации своего потенциала (получение образования, развитие творческих и научных способностей, занятие предпринимательской деятельностью, нахождение своего достойного места в стихии рыночных отношений и т. д.).
2. Гарантированность государством для всех граждан социальных минимумов в основных социальных сферах (прожиточный минимум, минимальная заработная плата, пособие по безработице, образование, здравоохранение, культура, обеспечение жильем, социальная защита и т. д.).
Несомненно, что социальная политика демократического государства должна быть направлена прежде всего на сглаживание неизбежно существующих в любом обществе социальных противоречий. Если такой политики не проводится, то возникает неминуемый социальный взрыв, происходят революции, гражданские войны и т. д.
К сожалению, в современной России продолжает существовать серьезное социальное неравенство и расслоение между основной массой населения и небольшой олигархической группой, сформировавшей свои состояния в ходе несправедливой, по мнению большинства российских граждан, приватизации объектов государственной собственности и прежде всего богатейших природных ресурсов страны.
3. Особая социальная защита и обеспечение тех групп населения, которые не могут в силу физических, психических или иных недостатков в полном объеме создать для себя достойные условия жизни.
Социальное обеспечение такого рода граждан осуществляется в двух формах:
а) социальное страхование – работодатель и работник вносят в соответствующие фонды обязательные взносы, из которых выплачиваются пенсии и пособия.
б) социальная помощь – оказывается государством или органами местного самоуправления лицам, которые находятся в бедственном положении, не имея права на обеспечение по социальному страхованию, либо выплачиваемые суммы столь малы, что не позволяют нормально существовать.
Актуальная проблема.
В науке государствоведения в области социальных основ конституционного строя несомненный интерес и актуальность представляет проблема определения сущности, правовой природы и содержания социального договора между государством и индустриальным массовым обществом, благодаря которому и возникает социальное государство. Безусловно, подобный договор, как и любой другой, требует юридического закрепления как на уровне законодательства, так на конституционном уровне.
В этой связи В. Г. Вишняков обращает внимание на отсутствие до настоящего времени четких конституционных формулировок социальных основ конституционного строя Российской Федерации. Речь идет о положениях ч. 1 ст. 7 Конституции, в которых употребляется не имеющее юридического содержания понятие «заботиться » о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Понятие «заботиться » носит скорее морально- этический характер. Думается, здесь следовало бы говорить о том, что Конституция устанавливает обязанность государства проводить такую политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень. Кроме этого, приведенная статья не содержит конкретных государственно- правовых механизмов реализации социальной политики. Это приводит к тому, что на практике общие призывы к заботе о благополучии народа оборачиваются тем, что многие должностные лица государственных органов снимают c себя всякую ответственность за реальное повышение жизненного уровня народа.
Для современной России, где только начинают складываться цивилизованные правовые основы взаимодействия государства и бизнеса, а также c учетом возложения на крупный капитал социальных функций, что, по мнению большинства россиян, является весьма справедливой мерой, проблема расширения форм конституционного регулирования отношений собственности является весьма актуальной и значимой. Изложенные выше идеи об основных направлениях социальной политики Российского государства нашли свое подтверждение в послании Президента Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. В частности, комментируя известные положения ст. 7 Конституции, глава Российского государства обратил внимание Правительства России, исполнительной власти всех уровней, руководителей министерств, ведомств, субъектов Федерации, органов местного самоуправления на то, что денежные сбережения граждан, уровень пенсионного обеспечения, все социальные гарантии должны быть предметом их самого пристального внимания, повседневной работы и безусловной ответственности. Ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальное положение людей, не только аморальны, они еще и незаконны. К числу важнейших приоритетов государственной политики Президентом отнесены «свободное развитие людей и их социальная защита, которые всегда будут главной целью развития нашего общества ».