Роль диагностики в создании условий для развития личности педагога

Развитие образовательной организации, в том числе и модернизация его управляющей системы, должны осуществляться на основе диагностики. В этой связи актуальной становится проблема оценки профессионализма учителя и уровня его профессиональной компетенции. И хотя, с одной стороны, ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые возникают из ничего
и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой. С другой стороны, в работе с учителем администрация школы должна накапливать информацию о профессиональном росте педагога.

Цель диагностики способствовать созданию условий,
обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое
развитие личности педагога и повышение на этой основе его
квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности. Достижение поставленной цели возможно путем определения для каждой категории учителей пути и формы повышения профессионального уровня на основе итогов аттестации и анализа затруднений (проблем) в практической деятельности.

У управленцев всех уровней должен быть диагностический инструментарий, с помощью которого можно изучать и оценивать уровень профессиональной компетентности педагогов, для определения направлений и перспектив профессионального роста, укреплению адекватной профессиональной самооценки, позитивной Я - концепции и психологической защищенности учителя.

Под профессиональной компетентностью, по мнению Марковой А.К., следует понимать индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии, сочетание психологических качеств и психологического состояния, позволяющего действовать самостоятельно и ответственно; обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

Все диагностические процедуры должны быть направлены
на выявление личностных, профессиональных проблем
и достижений с целью управления успехом, мотивации и стимулирования, реализации идей управленческо-педагогической поддержки педагогов и создания наилучших условий для их деятельности.

Учитель может стать профессионалом только в том случае, если он обладает целым комплексом способностей, знаний и навыков.

Требования к деятельности учителя современной

школы

1. Целенаправленность обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.

2. Осуществление учебно-воспитательного процесса на деятельностно-коммуникативной основе и гуманно-личном подходе.

3. Учет изменения социальных и возрастных соотношений, ускорения умственного и физического развития школьников.

4. Реализация постоянно изменяющегося содержания образования
и воспитания.

5. Совершенствование учебно-материальной базы школы.

6. Соблюдение требований к организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми педагогическими технологиями.

7. Систематическое повышение квалификации.

Изучение деятельности педагогов включает три основных направления:

1) условия, в которых работает педагог;

2) процесс педагогической деятельности;

3) результативность работы.

Программа изучения условий, в которых работает педагог, предполагает анализ организационной культуры в школе, взаимоотношения
в ученическом и педагогическом коллективах, отношения между учителем и детьми.

Следует учитывать уровень учебных возможностей и психологических особенностей учащихся, с которыми работает учитель.

В соответствии с требованиями теории и практики демократического общества специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать хорошим знанием основ преподаваемых наук, широкой эрудицией, культурой и осознанной гражданской позицией, быть убежденным патриотом и достойным его представителем.

Интернет-сайт: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5629

Вопросы и задания

1. Проведите диагностические исследования, направленные
на выявление личностных, профессиональных проблем
и достижений педагогов, имеющих различный педагогический стаж. Сделайте выводы из полученных результатов.

§ 17. Построение модели управления методической службой
в образовательной организации

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели, включая авторские. О том, что учитель живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, т.е. способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию и саморазвитию.

Методическая работа в образовательной организации представляет собой часть макросистемы непрерывного образования педагогических и руководящих кадров школы. Макросистема непрерывного образования педагогических и руководящих работников состоит из множества подсистем, в том числе:

- профессиональное педагогическое или управленческое образование;

- дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка);

- методическая работа в ОО;

- муниципальная и территориальная методическая работа;

- инновационная деятельность;

- научно-исследовательская деятельность;

- научно-методическая деятельность на уровне субъекта РФ.

Авторы пособия считают, что образовательной организацией должна быть разработана модель управления методической службой, которая включала бы в себя ряд структур (администрация ОО, педагогический совет, инновационно-методический совет, методические объединения и др.); участников (учителя, методисты, руководители ОО и МО, классные руководители, психологи); условий (методический кабинет ОО, финансовые, ресурсные, информационные, мотивационные, организационные и др.); процессов (аналитический, диагностический, проектный, организационно-методический и др.)

Руководители образовательной организации должны четко и конкретно распределить между собой организационное курирование отдельных структур методической службы ОО, а также направлений методической работы. Это курирование закрепляется в должностных инструкциях руководителей ОО, либо приказом директора. Все структуры и участники, входящие в методическую службу ОО, осуществляют планирование методической работы на учебный год и прогнозирование на перспективу, ведут учет и анализ выполняемой работы. Администрация ОО осуществляет регулярный, планомерный внутренний контроль за осуществлением методической работы, за деятельностью методических структур, за участием работников образовательного учреждения в методической и инновационной деятельности, за своевременным выполнением планов и программ.

В жизнедеятельности школы постоянно происходят изменения, возникающие под воздействием внешних и внутренних факторов.
В этой связи администрации ОО постоянно приходится предпринимать как меры по нейтрализации негативных воздействий внешней
и внутренней среды на жизнедеятельность образовательного учреждения в целом, так и на методическую работу в частности, а также максимально использовать потенциал объектов внешней среды.

Поскольку результат методической деятельности школы напрямую зависит от того, как эта деятельность была организована, необходимо знать критерии результативности деятельности лица, ответственного за организацию методической работы.

Наши рекомендации