Россия в эпоху ивана грозного
В 1533 г. умер Василий 3, оставив наследником Ивана 4 - трехлетнего царевича (от брака с Е.Глинской).
16 января 1547 г. Иван I4 торжественно венчался на царство и принял титул царя и великого князя всея Руси. Процессия была торжественна, и ее официальность способствовала укреплению самодержавия, авторитету центральной власти и легитимности в глазах правительств Западных держав. Участие Ивана 4 в государственной деятельности началось с создания Избранной рады, которая действовала с 1549 по 1560 гг. и явилась органом, проводящим реформаторские усилия нового царя. Уже в феврале 1549 г. Иван 4 на первом Земском соборе объявил о подготовке реформ. В 1550 г. Иван 4 на соборе представителей областей Руси жестко обличил злоупотребления боярской власти и обещал лично оберегать народ от бесчинств бояр. В 1550 г. был издан новый Судебник, основанный на подобном документе 1497 г., расширенном и систематизированном. Новый Судебник значительно ограничивал податные привилегии крупных феодалов и судебные функции наместников. Были введены наказания для бояр и дьяконов-взяточников. Статьи, касающиеся феодального землевладения, не изменились, но увеличилась оплата феодалам за проживание, и это укрепило их власть над крестьянами. К времени действия Избранной рады относится создание функциональных органов управления - приказов. Поместный приказ ведал владениями земель феодалов, Посольский - внешней политикой, Челобитный приказ принимал и расследовал жалобы на имя царя. В 1550-1556 гг. осуществляются реформы в армии. Создается постоянное стрелецкое войско и принимается закон, регламентирующий вопросы, касающиеся формирования армии. С каждых 150 десятин бояре обязывались давать войску одного вооруженного ратника на коне. В 1551 г. на большом церковном соборе царь предложил обширный проект церковных реформ, целью которого было приведение к порядку религиозно-нравственной жизни народа и унифицирование церковных обрядов. В 1556 г. были отменены «кормления», с этих пор население стало платить общегосударственный налог. Рядом «уставных» царских грамот, данных различным областям, правительство отменяло управление наместников и передавало местное управление и суд в руки старост, избранных посадскими людьми и волостными крестьянами. Избранная рада проводила реформы, рассчитанные на длительный период. Однако Иван 4 стремился к немедленным результатам. При неразвитом аппарате государственной власти быстрое движение к централизации было возможно лишь при помощи террора. Иван 4 разогнал Раду, что стало первым шагом на пути к опричнине. В декабре 1564 г. царь со всем семейством неожиданно покинул столицу. Остановившись в Александровой слободе, он обратился к народу с требованием расправы над изменниками по его «монаршему» усмотрению и учреждение опричнины. Это было условием его возвращения на трон. К царю отправилась делегация духовенства и бояр с просьбой о возвращении и правлении «как ему угодно, по своей государевой воле». Иван возвратился в Москву в феврале 1565 г. и огласил условия, на которых обратно принимал власть: изменников и ослушников предавать казни, их имущество брать в казну. С введением опричнины страна разделилась на две части: земщину, которая управлялась Боярской Думой и приказами, и опричнину, в которой создавалась параллельная система органов управления и войско из 6 тысяч опричников. В опричнину были включены наиболее развитые экономически и стратегически удобно расположенные районы страны. На этих землях поселялись дворяне-опричники, их содержание входило в обязанности земства. Опричнина была создана для борьбы с предполагаемой изменой в среде феодалов. Сразу после ее учреждения начался кровавый террор по всей стране. Путь централизации через опричнину оказался трагичным для страны.
12. Западная и Восточная цивилизации в 15-17 вв. Цивилизационная специфика формирования единого российского государства.
Становление современной европейской цивилизации. Реформация.
В 15-17 веках в Европе происходит оформление «западной» цивилизации. В этот период осуществляется переход от традиционного общества, основанного на натуральном хозяйстве и господстве церкви к зарождению буржуазных общественных отношений.
Для западной цивилизации этого времени было характерно: начало процесса первоначального накопления капитала, формирование капиталистических общественных отношений. формирование рыночной системы хозяйствования. Начало формирования новой социальной структуры общества двумя основными социальными группами: буржуазией и обуржуазившимся дворянством, с одной стороны, и наемными работниками, с другой. В политической системе общества ведущую роль в борьбе против феодализма играют абсолютные монархии. Западная цивилизация выходит за пределы Европы и приобретает характер экспансии благодаря Великим географическим открытиям. Формируется особое мировоззрение под влиянием идей античности, которое характеризуется гуманизмом. Хронологически этот этап соответствует эпохе Возрождения. Основными цивилизационными ценностями для европейцев становятся: индивидуализм, независимость личности, терпимость к другому мировоззрению, веротерпимость.
Самостоятельным фактором в формировании западной цивилизации становится Реформация – социально-политическое движение 16 века в Европе против католической церкви. В результате появляется новое направление в христианстве – протестантизм. Цель реформации – реформирование церкви, ее «удешевление» Различные направления реформации, возглавляемые М. Лютером, Т. Мюнцером, Ж. Кальвином стали идеологией буржуазных преобразований, так как, в отличие от других направлений христианства, протестанты рассматривали успех в мирских делах как благоволение бога. Таким образом, религия не препятствовала деятельности человека по преобразованию мира.
Характерные черты восточной цивилизации в 15-17 веках.
В 15-17 веках феодальные отношения в странах Востока несли в себе определенные предпосылки капиталистических отношений. При этом страны Востока ( Османская империя, Индия, Китай, Япония) характеризуются определенным своеобразием, что позволяет отнести их к восточной цивилизации.
Общими чертами восточной цивилизации в этот период являются: Сильная государственная власть, регулирующая экономические отношения. Преобладание государственной собственности и слабость частной собственности. Слабость законов. Значительный бюрократический государственный аппарат. Мусульманство, конфуцианство, буддизм и другие восточные религии не поощряли, как протестантизм, мирскую деятельность, накопительство, обогащение. Этническая многообразие, в отличие от мононациональных европейских государств. Мировоззрение, общественное сознание были ориентированы на поддержание традиций, неизменность существующего общественного устройства. В восточных цивилизациях преобладают подданические отношения, основанные на господстве и подчинении. Цивилизационная специфика формирования единого российского государства.
Россия в период 15-17 века испытывает на себе влияние восточной цивилизации, что проявилось в следующем : Московское государство приближается по типу организации к восточной деспотии в период Ивана Грозного. Укрепляется государственная власть, приобретая форму самодержавия. Опорой власти становится огромный бюрократический аппарат. Частная собственность, появившаяся в домонгольский период была ликвидирована, власть становится верховным собственником. Внутри господствующих слоев общества складываются отношения подданства (все граждане государства –холопы великого князя) как на Востоке, а не вассалитета как на Западе. Так как борьба с ордой была возможна только при наличии аналогичной государственной структуры и преобладающей становится государственная собственность на землю. Крепостное право закрепляет отношения подданства. Основой ментальности русского народа становится этатизм, т. е признание приоритета государства. Вместо индивидуализма распространяется коллективизм. Каждый человек в государстве был связан с определенной общиной. В восточном христианстве ярко выражена идея социального равенства. Православие призывает к отказу от мирской жизни, имущества, земных радостей. С конца 15 века русское государство начинает превращаться в многонациональное. Если Западный тип цивилизации предполагает формирование огромных колониальных империй, то восточный тип цивилизации означает включение других народов в единое государство при доминировании одного, который находится на стадии становления и модернизации.
Московское государство в 15-17 веке осуществляло экспансию.