Состав административного проступка
Под составом понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
Как явление реальной действительности, нарушение обладает огромным числом признаков. Среди них следует различать имеющие и не имеющие юридического значения. Первая группа в свою очередь делится на входящие в состав (конструктивные) и не входящие в состав (обстоятельства смягчающие, отягчающие, исключающие ответственность, совершение проступка военнослужащим, несовершеннолетним и др.).
Проступок – факт реальной действительности. Состав проступка – логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее существенные свойства реальных явлений, то есть определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков проступков, а лишь отбирает из них существенные, отличительные и конструирует составы. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной частью нормативной основы ответственности. Перечень закрепленных в ней признаков – необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка. Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные нормой признаки состава; отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.
Развитие законодательной техники привело к специализации правовых норм. В частности, чтобы десятки раз не повторять общие свойства проступков, их «вынесли за скобки»: закрепили нормами Общей части II раздела КоАП РСФСР (например, в ст. 13, закрепляющей возраст наступления ответственности). Поэтому в тексте любой нормы, устанавливающей административную ответственность, нет полного перечня всех признаков состава. Для правильного уяснения содержания конкретного состава, помимо конкретной статьи нормативного акта, необходимо рассматривать ее связи с нормами общей части КоАП, с иными частями нормативной основы.
Как законодательная модель правонарушения состав проступка является составной частью его нормативного основания. Он образует гипотезу нормы, устанавливающей административную ответственность.
А совершение деяния, содержащего все признаки состава, – фактическое основание наступления ответственности. Иными словами, если лицо совершило нарушение, которое содержит все признаки состава, значит, есть фактическое основание для возникновения деликтного правоотношения.
Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. В нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъекта и его психическое отношение к деянию. В проступке также имеются четыре элемента (стороны): объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Отражая это реальное явление, состав проступка конструируют как совокупность признаков четырех сторон (элементов): объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава.
Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков. Соответственно признаки состава принято делить на четыре группы, характеризующие: объект и субъект проступка, его объективную и субъективную стороны.
Признаки выступают как наипростейшие части состава, их группы образуют его элементы (стороны), а органичное единство четырех сторон – это состав проступка. Взаимосвязь, взаимодействие всех признаков образуют целостные свойства состава: общественную вредность и противоправность, которые, будучи интегративными признаками, сами не входят ни в одну из его сторон. Общественная вредность и противоправность – вторичные, производные свойства состава, на существование которых особым образом влияет каждый первичный признак любой его стороны.
Объектом административного проступка являются общественные отношения. Определенные деяния потому признаются антиобщественными и запрещаются под угрозой применения административных взысканий, поскольку они причиняют вред существующим общественным отношениям. Объектом административного проступка считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое охраняется административным взысканием.
Общим объектом административных проступков признаются общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются административными взысканиями. Родовым объектом проступков признается блок общественных отношений, составляющий неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. В качестве критерия деления общего объекта на части может быть взята отрасль общественной деятельности, где складываются общественные отношения. Соответственно можно различать такие родовые объекты, как отношения в сельском хозяйстве, в промышленности, на транспорте и т. д. (см. главы 8–12 КоАП РСФСР). Распространенный критерий выделения родовых групп – содержание охраняемых общественных отношений. По этому критерию различают такие родовые объекты, как собственность, общественный порядок, права и здоровье населения, порядок государственного управления (см. главы 5, 6, 13, 14 КоАП РСФСР). В особенной части II раздела КоАП РСФСР при создании родовых общностей законодатель использовал одновременно оба названных критерия: отрасль и объект посягательства. Вряд ли это правильно.
Видовой объект – разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода. Видовой объект широко используется законодателем, который установил административную ответственность, например, за нарушение правил дорожного движения, воинского учета, таможенного, налогового законодательства.
Административный проступок причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией, – непосредственному объекту проступка. Законодательство в ряде случаев признает непосредственным объектом предмет посягательства как элемент конкретного общественного отношения (телефон-автомат, домашнее животное, посевы и т. д.).
Объективная сторона проступка – это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который определяет само деяние (хищение, торговля, хранение, уклонение и т. д.), разновидностями которого могут быть действие и бездействие.
Деяния бывают неоднократными, систематическими, длящимися и др. Большое значение для административной ответственности имеют особенности неправомерного поведения в длящихся и продолжаемых проступках.
Длящимся проступком следует признать действие или бездействие, после которого длительно не исполняется правовая обязанность. В основе длящегося нарушения лежит не выполняемая лицом в течение длительного времени правовая обязанность не нарушать правовой запрет или, наоборот, совершить обусловленное нормой права действие. Для него характерно непрерывное осуществление нарушения, чаще всего путем длительного бездействия. Начальным моментом проступка является действие или бездействие, повлекшее длительное нарушение правового запрета или длительное невыполнение обязанности (сокрытие прибыли, неявка в военкомат, проживание без регистрации и т. д.). Оно оканчивается фактически – прекращением нарушения или юридически – привлечением виновного к ответственности.
Возникает вопрос по истечении какого времени после наложения административного взыскания длящееся деяние можно считать повторным? Через сколько дней, недель, месяцев можно вновь штрафовать лиц, продолжающих не выполнять правила регистрации, воинского учета, пожарной безопасности и т.д.? Общей нормы, регулирующей такие отношения, нет. А в качестве примера специальной нормы можно привести ч. 2 ст. 11 Правил регистрационного учета, действующих в Москве и Московской области с 1995 г.: «Проживание граждан в Москве или Московской области без регистрации свыше 3-х суток с момента наложения предыдущего взыскания влечет за собой наложение штрафа до 50 минимальных размеров оплаты труда» (первый штраф – до 5 МРОТ).
Продолжаемые проступки состоят из ряда тождественных неправомерных деяний, направленных к единой цели и составляющих в своей совокупности единый проступок (неоднократное использование радиопередающей аппаратуры, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и др.). Продолжаемый проступок – это несколько действий, каждое из которых является проступком, но, как правило, все они объединены единым умыслом, а зачастую и совершаются в одном месте, с использованием одних, и тех же средств. Продолжаемое деяние начинается с момента совершения первого неправомерного акта, а оканчивается фактически – прекращением неправомерной деятельности, поэтому несколько таких нарушений тоже рассматриваются как единый проступок, или юридически – привлечением лица к административной ответственности.
Деяние – стержень, вокруг которого группируются иные признаки объективной стороны (способ, время, место и др.). Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь, аэродром, грузовой двор, пригородный поезд, крыша вагона и др.) и времени (ночное, запрещенное и т. д.).
Способ совершения проступка представляет собой порядок, форму, последовательность действий, приемы, применяемые нарушителем (скрытая от досмотра передача, хищение путем кражи и т. д.). Действие и способ его совершения соотносятся как род и вид.
Очень часто в числе признаков объекта называются средства совершения проступков (транспортные средства, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые вещества, огнестрельное оружие, спиртные напитки и др.).
Одной из составляющих объективной стороны является признак «другого лица»,в той или иной форме участвующего в отношениях с правонарушителем. Так, в законах говорится о неисполнении распоряжений командира воздушного судна, работника милиции, военнослужащего, народного дружинника. Административная ответственность установлена за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения, злостное невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей, распитие спиртных напитков с подчиненными, незаконную передачу вещей лицам, находящимся под стражей, нарушение правил оказания услуг иностранцам и т. д.
Среди «других лиц» различают:
1) потерпевших;
2) участников правонарушения;
3) правонарушителей, которым виновный оказал содействие (прием на работу лиц, проживающих без прописки, передача управления автомобилем нетрезвому лицу и т. д.).
Лишь небольшое число составов являются «материальными», то есть содержат такой конструктивный признак объективной стороны, как причиненный вред. С точки зрения законодательной техники можно различать три варианта закрепления этого признака.
Первый вариант – признак прямо называется в статье закона. Например, в ч. 1 ст. 118 КоАП РСФСР говорится о нарушении водителями правил, «повлекшем материальный ущерб».
Второй вариант – признак вреда устанавливается косвенно, но его наличие является необходимым свойством самого деяния. Например, мелкое хищение (ст. 49 КоАП РСФСР), самовольное использование в корыстных целях электрической либо тепловой энергии (ст. 95* КоАП РСФСР), проезд по посевам на автомобиле либо тракторе (ст. 96 КоАП РСФСР),
Третий вариант – признак размера ущерба включен в соответствующие статьи УК РФ, а значит, если размер ущерба меньше, то наступает административная ответственность. Например, незаконная порубка в значительных размерах влечет ответственность по ст. 260 УК РФ, а при меньшем ущербе – по ст. 63 КоАП РСФСР.
Очень часто в статьях особенной части КоАП используется признак акта, который нарушен виновным. В одних случаях речь идет о нормативных актах (нарушение санитарных, ветеринарных правил, правил дорожного движения, требований обязательных стандартов и т. д.). В других случаях называется признак индивидуального акта (законное распоряжение работника милиции, распоряжение председательствующего в судебном заседании, предписание органов государственного контроля и т. д.).
Юридическое значение может иметь содержание акта. Например, некоторые составы различаются содержанием требования уполномоченного лица: по ст. 165 оно связано с охраной общественной порядка, по ст. 1655 – с соблюдением правил торговли, по ст. 1658 – с охраной государственной границы, а по ст. 437 ТК РФ – с соблюдением таможенных правил.
Субъектом проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Очевидно, что само оно в состав не входит, а состав включает в качестве конструктивных те признаки, которые характеризуют исполнителя неправомерного деяния.
По действующему законодательству субъектами административных нарушений признаются:
1) юридические лица, иные коллективные субъекты. К ним иногда приравнены индивидуальные предприниматели, что вряд ли справедливо;
2) индивидуальные субъекты: граждане и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом (водители, работники организаций, должностные лица, лица, ранее привлекавшиеся к ответственности и др.). Законодатель обобщенно всех субъектов называет так: «лица» (см. ст. 231 ТК РФ).
Среди коллективных субъектов можно различать общие и специальные субъекты. Обычно признаки специальных субъектов прямо называются в норме, устанавливающей ответственность. Например, ст. 285 ТК РФ закреплено такое нарушение: неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов о бесспорном взыскании таможенных платежей. Значит, по этой статье можно привлекать к ответственности не любого коллективного субъекта, а только кредитное учреждение.
Все признаки индивидуального субъекта можно поделить на две группы: общие и специальные. Общими признаются такие, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности. Их два: достижение 16-летнего возраста и вменяемость. Общие признаки субъекта или, как говорят, признаки общего субъекта закреплены статьями Общей части II раздела КоАП РСФСР.
Специальные признаки можно поделить на группы, отражающие:
• особенности труда, служебного положения (должностное лицо, капитан, работник предприятия торговли, водитель и др.);
• прошлое противоправное поведение (лицо, находящееся под надзором, привлекавшееся к административной ответственности, злостный правонарушитель);
• предусмотренные ч. 3 ст. 164 КоАП РСФСР и другими нормами административного права признаки соучастия. В случаях, не предусмотренных прямо нормами, устанавливающими административную ответственность, соучастие в соответствии со ст. 35 КоАП является отягчающим ответственность обстоятельством;
• иные особенности правового статуса граждан (военнообязанный, иностранец и др.).
Если норма не содержит специальных признаков субъекта, значит, к ответственности по ней может привлекаться любой, кто обладает общими признаками субъекта. Иными словами, такая норма закрепляет ответственность общего субъекта. Но если в норме названы специальные признаки субъекта, значит, она устанавливает ответственность лица, которое наряду с общими имеет специальные признаки. Иными словами, эта норма закрепляет ответственность специального субъекта.
Субъективная сторона проступка – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному. Ее ядром является вина, которая может существовать в форме умысла или неосторожности. Чаще всего иных признаков объективной стороны законодатель не называет.
В ряде статей называется и форма вины. Хотя признак формы вины прямо редко включается в составы, очевидно, что некоторые деяния могут быть совершены лишь умышленно. Например, мелкое хищение, сокрытие товаров от таможенного контроля.
Конструктивным признаком составов, содержащихся в ст. 95 КоАП РСФСР, 275, 448 ТК РФ, является цель. Следовательно, косвенно законодатель ввел в эти составы такой признак, как умысел, преднамеренность действий направленных на достижение названных в статьях целей.
Сравнение содержания ст. 25, 26 УК РФ и ст. 11, 12 КоАП РСФСР, которые определяют умысел и неосторожность, позволяют выявить особенности административно-правовой вины. Это вина в совершении проступка, а не преступления. Она предполагает осознание противоправности действий, а не их общественной опасности. Она связана с отношением к вредным, а не общественно опасным последствиям. Кстати, в ст. 110 НК РФ разновидность административной вины – налоговая вина – тоже определяется как осознание противоправности, вредных последствий правонарушения.
Главное отличие состава проступка от состава административного нарушения в том, что в последнем нет признаков субъективной стороны, в нем не четыре, а три стороны (элемента).