Определение таможенной стоимости товаров
Определение таможенной стоимости ввозимых товаров;
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых по договору аренды и лизинга;
Заполнение декларации таможенной стоимости;
Примеры заполнения декларации таможенной стоимости при определении таможенной стоимости при использовании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
Заполнение корректировок таможенной стоимости;
Определение таможенной стоимости вывозимых товаров;
Пример расчета таможенной стоимости вывозимых товаров;
Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Определение таможенной стоимости ввозимых товаров
Основное функциональное назначение таможенной стоимости - быть базой для расчета таможенных платежей. Кроме этого, определение таможенной стоимости необходимо для иных таможенных целей, таких как таможенная статистика, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, осуществление валютного контроля, контроль за соблюдением установленных стоимостных квот и т. п.
Определение таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" № 5003-1 от 21.05.1993.
На основании статьи 12.Закона «о таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:
1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;
3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;
4) метода вычитания;
5) метода сложения;
6) резервного метода.
Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии возможными дополнительными начислениями.
Методы определения таможенной стоимости применяются строго последовательно, то есть если не применяется метод первый, тогда применяют второй, если не применяется второй, тогда применяется третий и т.д. Исключение составляет метод четвертый и пятый, их можно поменять местами.
Определение таможенной стоимости товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.
Определение таможенной стоимости ввозимых товаров применяются к товарам, фактически пересекшим таможенную границу Российской Федерации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации или заявленным к ввозу при применении предварительного декларирования, при первом помещении этих товаров под таможенную процедуру, установленный таможенным законодательством Российской Федерации.
При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с настоящим Законом на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы Российской Федерации, если иное не установлено таможенным законодательством Российской Федерации.
Положения Закона по определению таможенной стоимости ввозимых товаров применяются к товарам, фактически пересекшим таможенную границу Российской Федерации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации или заявленным к ввозу при применении предварительного декларирования, при первом помещении этих товаров под таможенную процедуру, установленный таможенным законодательством Российской Федерации.
При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с Законом на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы Российской Федерации, если иное не установлено таможенным законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации устанавливает:
На основании статьи 19. «Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами»:
1. Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
Таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если:
1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
3) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 19.1 Закона могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей.
Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену товара, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. Если на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде сообщает декларанту об этих признаках. Декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки.
При осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки должна быть принята таможенными органами и товары оценены в соответствии с условиями, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени:
1) либо стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на экспорт в Российскую Федерацию покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
2) либо таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой по методу вычитания;
3) либо таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой по методу сложения.
При осуществлении сравнения с использованием проверочных величин, учитываются представленные декларантом сведения о различиях в коммерческих уровнях продажи (оптовом, розничном и ином), в количестве товаров, в дополнительных начислениях, указанных в статье 19.1 настоящего Закона, а также в расходах, которые обычно несет продавец при продажах, если продавец и покупатель не являются взаимосвязанными лицами, по сравнению с расходами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами.
Проверочные величины используются по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве таможенной стоимости товаров.
В таможенную стоимость товаров не включаются следующие расходы при условии, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:
1) расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;
2) расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации;
3) пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации.
8. Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, относится к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации. Выплата дивидендов и иные подобные платежи, которые осуществляются покупателем товаров продавцу и которые не связаны с ввозимыми товарами, не являются частью таможенной стоимости товаров.
Статья 19.1. Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате
1. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены:
1) расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:
на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;
на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;
на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:
сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;
инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;
материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;
проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров;
3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;
4) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;
5) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.
Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.
При определении таможенной стоимости ввозимых товаров иные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, за исключением дополнительных начислений, не производятся.
Распределение стоимости использованных при производстве оцениваемых товаров предметов, может осуществляться путем отнесения всей этой стоимости к таможенной стоимости первой партии товаров или к таможенной стоимости иного определенного декларантом количества товаров, которое не может быть меньше количества декларируемых товаров. Такое распределение должно производиться способом, применимым к конкретным обстоятельствам, в зависимости от имеющихся у декларанта документов и в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
При этом стоимостью указанных предметов признаются расходы по их приобретению, если покупатель приобрел эти предметы у продавца, не являющегося взаимосвязанным лицом с покупателем, либо расходы по их изготовлению, если предметы произведены покупателем или лицом, являющимся взаимосвязанным лицом с покупателем. Если указанные предметы ранее использовались покупателем, независимо от того, были ли они приобретены или произведены этим покупателем, исходная цена их приобретения или производства подлежит уменьшению в целях получения (определения) стоимости этих предметов с учетом их использования.
Например:
Расходы по доставке товара
В расходы по доставке товара включаются все расходы, связанные с доставкой товара до места его ввоза на территорию РФ. Для таможенных целей под местом ввоза понимается:
а) для авиаперевозок - аэропорт назначения или первый аэропорт на территории Российской Федерации, в котором самолет, перевозящий товары, совершает посадку и где производится разгрузка товаров;
б) для морских и речных перевозок - первый порт разгрузки или порт перевалки на территории России, если факт перегрузки товара подтвержден таможенным органом этого порта;
в) для перевозок другими видами транспорта - место нахождения пункта пропуска на таможенной границе России на пути следования товара;
г) для товара, доставляемого по почте - пункт международного почтового обмена.
При этом расходы по доставке включают следующие компоненты:
- стоимость транспортировки;
- расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;
- страховая сумма;
Расходы, понесенные покупателем
Законом РФ «О таможенном тарифе», в статье 19 предусмотрены следующие случаи:
Комиссионные и брокерские вознаграждения;
Если продавец или покупатель при заключении сделки, обращались к услугам посредника, то встает вопрос о включении комиссионных за посреднические услуги в таможенную стоимость. Вознаграждение обычно выражается в виде процентов, и может быть комиссионными по закупке (если к посреднику обратился покупатель) и комиссионными по продаже в случае, если к посреднику обратился продавец.
На практике важно различать два этих вида вознаграждений, так как комиссионные по закупке не могут быть включены в ТС. Расходы на оплату вознаграждений по продаже обычно включаются в счет-фактуру.
В сделке, также может участвовать брокер - посредник, действующий от собственного имени. В этом случае брокерские проценты должны быть включены в ТС.
Расходы на контейнеры, тару и упаковку.
Расходы по этой статье включаются в ТС, в случае, если они ранее не были включены в цену товара и если в соответствии с ТНВЭД рассматриваются как единое целое. Например:
Шкатулки или коробочки для ювелирных изделий;
Футляры для электробритв;
Футляры для биноклей и телескопов;
Чехлы для музыкальных инструментов;
Чехлы для оружия и т.д.
При определении расходов должны учитываться все издержки, относящиеся к обеспечению упаковкой: внутренние и внешние упаковочные материалы, стоимость работ и т. п.
Стоимость товаров услуг, поставляемых бесплатно
При заключении договора подряда на изготовлении продукции из материалов заказчика, сырье или услуги поставляется продавцу бесплатно для изготовления закупаемого товара. В соответствии со статьей 19 Закона РФ «О таможенном тарифе», к ним может относиться стоимость:
- сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;
Например: импортер из России заказал турецкой фирме изготовление спец. одежды, при этом материал предоставил бесплатно. Продавец выполнив заказ выставил счет на 10000 долларов. Какова будет ТС?
По закону к цене сделки должна быть добавлена стоимость бесплатно предоставленных материалов. Если российская фирма - производитель материала, то его стоимость будет рассчитываться из расходов на его производство. Если она купила материал за 3000 долларов, то ТС будет равна 13000 долларов.
- инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;
Например: импортер из России заказал турецкой фирме изготовление спец. одежды, при этом 4 швейные машины предоставил бесплатно. Поставка осуществляется 2 равными партиями в течении года. Продавец выполнив заказ выставил счет на 10000 долларов за первую партию. Какова будет ТС?
Пусть одна новая швейная машина стоит 10000 долларов, срок ее эксплуатации 5 лет. Были предоставлены БУ машины, прослужившие по 4 года. После выполнения заказа эксплуатация машин закончилась.
Амортизация одной машины в год 10000/5=2000. Остаточная стоимость каждой машины 2000. Амортизация одной машины на изготовление одной партии 2000/2=1000. Амортизация 4 швейных машин 1000*4=4000. Таким образом ТС первой партии товара составляет 10000+4000=14000.
При декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с выбранным таможенной процедурой, в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости декларантом представляются документы для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости, если иное не установлено приказом ФТС №536 от 25.04.2007
а) при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами:
учредительные документы декларанта;
внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;
счет-фактура (инвойс);
банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;
страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;
договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, выгрузку или перегрузку товаров или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта) - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации;
котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар;
договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;
договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами Российской Федерации на вывоз товаров (если товары поставлялись из Российской Федерации) и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены условиями продажи ввозимых товаров);
документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о размере дохода, который прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости;
В соответствии со статьей 64 Таможенного кодекса таможенного союза Российской Федерации, если представленные декларантом документы и сведения, перечисленные выше, не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и (или) таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены, по письменному запросу таможенного органа, декларант обязан представить следующие дополнительные документы и сведения в зависимости от обстоятельств конкретной сделки и от выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров (т.е. имеющие отношение к рассматриваемой сделке и ввозимым товарам), в частности:
прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение;
сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык;
сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе);
упаковочные листы (если ранее не представлялись);
бухгалтерские документы о постановке товаров на учет;
договоры на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке Российской Федерации (калькуляцию цены реализации товара);
сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно;
оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных (однородных) товаров, а также товаров того же класса или вида на внутреннем рынке Российской Федерации;
документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта);
документы и сведения, подтверждающие производимые после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации оцениваемых товаров, строительство, возведение, монтаж (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ с указанием стоимости этих работ, подписанные и заверенные печатями продавца и покупателя);
документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара;
документы и сведения о принадлежащих декларанту голосующих акций российских и иностранных организаций;
другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.
При определении таможенной стоимости товаров, ввозимых взаимосвязанными лицами по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами, если таможенным органом будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, декларантом представляются следующие документы:
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное оформление идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное оформление идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу вычитания;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное оформление идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу сложения.
Учет затрат при определении таможенной стоимости товаров
Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, при определении таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами:
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе” (далее - Закон) при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по вышеуказанному методу таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 191 Закона.
Таким образом, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по предусмотренному статьей 19 Закона методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, следует учитывать положения статьи 191 Закона, устанавливающей перечень дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, то есть статья 191 Закона не должна рассматриваться в отрыве от статьи 19 Закона.
Учитывая изложенное, при определении стоимости сделки и, соответственно, таможенной стоимости товаров цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, подлежит лишь дополнению, то есть к ней прибавляются только те суммы, которые в нее не включены.
Так, расходы, указанные в подпунктах 5-7 пункта 1 статьи 191 Закона должны быть дополнительно начислены к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, лишь в той части, которая, в зависимости от базиса поставки товаров, не была включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, но оплачена покупателем и подлежит включению в таможенную стоимость товаров. Поскольку базисом поставки установлено распределение обязанностей между продавцом и покупателем по оплате доставки товаров (в отличие от подпунктов 1-2 пункта 1 статьи 191 Закона, где по каждой позиции требуется специальное указание о том, в какой части соответствующие расходы оплачиваются покупателем), текст Закона не содержит специальных указаний на этот счет.
В отношении положений подпункта 4 пункта 1 статьи 191 Закона необходимо учитывать, что речь идет о доходах, которые могут возникнуть только после получения товаров покупателем, то есть являются результатом действий покупателя после внешнеторговой сделки купли-продажи. Таким образом, любая часть дохода, полученная в результате такой последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу, по своей природе является той частью платежа за ввезенные товары, которая не включена продавцом в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, и подлежит дополнительному начислению.
Рассмотрим пример:
- включении в таможенную стоимость товаров расходов по их перевозке (транспортировке) железнодорожным транспортом при продаже товаров на условии поставки DAF - граница.
При продаже товаров на условии поставки DAF - граница сторонами согласовывается конкретный пункт, в котором товар поступает в распоряжение покупателя и расходы по перевозке (транспортировке) до него несет продавец. Спецификой данного базиса поставки товаров железнодорожным транспортом является то обстоятельство, что в качестве такого пункта может рассматриваться либо пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее – пункт пропуска Российской Федерации), либо пункт пропуска через государственную границу сопредельного государства, то есть страны вывоза или транзита (далее – пункт пропуска сопредельного государства). Из-за того, что пункты пропуска находятся на некотором расстоянии от государственной границы, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров возникают вопросы по учету расходов по их транспортировке на указанное расстояние.
В случае, когда согласованным пунктом поставки товаров сторонами договора купли-продажи определен пункт пропуска сопредельного государства возникает вопрос, каким образом должны учитываться в таможенной стоимости ввозимых товаров расходы по перевозке товаров от пункта пропуска сопредельного государства до пункта пропуска Российской Федерации (см. схему).
Если договором установлено, что товар переходит в распоряжение покупателя в пункте пропуска сопредельного государства (1 случай – см. Приложение), то в этом случае в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, включены расходы по перевозке (транспортировке) товаров от указанного пункта пропуска до государственной границы сопредельного государства. Это связано с тем, что в соответствии с международными правилами железнодорожных перевозок грузов, в оплату перевозки товаров, несмотря на то, что в тарифах и накладных указывается пункт пропуска сопредельного государства, включается расстояние до государственной границы этого сопредельного государства. В Российской Федерации аналогичная норма установлена постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК России) от 17 июня 2003 года № 47-т/5 “Об утверждении прейскуранта № 10-1 “Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами” для перевозок товаров, выполняемых российскими железными дорогами.
Транспортные расходы по перевозке товаров от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска Российской Федерации также не подлежат доначислению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате по следующим причинам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 19 Закона расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации не включаются в таможенную стоимость товаров.
Исходя из положений статьи 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” товары считаются прибывшими на территорию Российской Федерации с момента пересечения ими Государственной границы Российской Федерации, то есть до прохождения пункта пропуска Российской Федерации.
Согласно положениям постановления ФЭК России от 17 июня 2003 года № 47-т/5 плата за перевозку грузов по инфраструктуре российских железных дорог исчисляется в прямом международном сообщении и в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации - за расстояние перевозки по российским железным дорогам от входной пограничной железнодорожной станции с учетом расстояния до Государственной границы Российской Федерации. При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 60 “Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации” пункты пропуска Российской Федерации устанавливаются на пограничных железнодорожных станциях.
Таким образом, рассматриваемые расходы относятся к перевозкам, осуществляемым уже после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и не должны дополнительно начисляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.
В случае, если товар переходит в распоряжение покупателя в пункте пропуска Российской Федерации (2 случай – см. Приложение). Взимание платежей за перевозку товаров в межгосударственном сообщении от станции отправления до пункта пропуска Российской Федерации происходит следующим образом. За перевозку товаров по железной дороге сопредельного государства за расстояние от станции отправления до пункта пропуска сопредельного государства, включая расстояние до государственной границы сопредельного государства, платежи взимаются с продавца, а за перевозку по российской железной дороге за расстояние от пункта пропуска Российской Федерации до станции назначения, включая расстояние от государственной границы Российской Федерации, платежи взимаются с покупателя. Таким образом, расходы по перевозке товаров от места отправления до государственной границы сопредельного государства включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, а расходы по перевозке товаров от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска Российской Федерации не подлежат доначислению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате по тем же причинам, что и в первом случае.
Схема возможных случаев поставки товаров при их продаже на условии DAF-граница
Граница между государствами
пункт пропуска через гос. границу сопредельного государства (выходная пограничная железнодорожная станция) |
|
место отправки
1 случай
2 случай
В цену фактически уплаченную или подлежащую уплате включены
платежи за перевозку (транспортировку) товаров от станции
отправления до пункта пропуска через государственную границу
сопредельного государства с учетом расстояния до
государственной границы сопредельного государства