Выбрать правильный ответ
(только один вариант)
1. К специфике человеческого существования относится такое свойство как
а) целенаправленность действий
б) целесообразность действий
в) успешность действий
г) последовательность действий
2. Действовать целесообразно означает
а) всегда достигать цели
б) ставить осознанно цель и действовать в соответствии с ней
в) всегда действовать успешно
г) действовать в соответствии с заданной программой
3. Деятельностное отношение к миру - это
а) активное отношение
б) нравственное отношение
в) преобразовательное отношение
г) практическое отношение
4. Поведение – это
а) эмоциональное отношение
б) моральное отношение
в) адаптивное отношение
г) пассивное отношение
5. Преобразование мира – это
а) способ человеческого существования
б) идеал человеческого существования
в) личное желание человека
г) один из исторических этапов жизни общества
6. Поведение – это
а) гармоничное отношение к миру
б) примитивное отношение к миру
в) специфическое отношение к миру
г) нравственное отношение к миру
7. Деятельностное отношение к миру
а) характеризует большинство человеческих действий
б) свидетельствует об особенностях человеческого существования
в) показывает разумное отношение к окружающему миру
г) характеризует прогрессивное отношение к миру
8. Поведение – это
а) бережное отношение к природе
б) приспосабливание к окружающему миру
в) эмоциональное отношение
9. Самосознание – это
а) состояние, когда человек думает только о себе
б) способность отличать себя от внешнего мира
в) способность проявлять индивидуальность
г) эгоистическое отношение к миру
10. Когда человек трудится, это значит, что он (подчеркнуть неправильный ответ)
а) преобразует окружающий мир
б) стремится к определенному результату
в) желает общаться с окружающими
г) обеспечивает свое выживание
11. Необходимым свойством труда как вида деятельности не является
а) наличие знаний и умений
б) нацеленность на конкретный результат
в) творческий характер
г) преобразовательный характер
12. Когда человек играет, это означает, что он
а) развлекается
б) обращает большее внимание на процесс, а не на результат
в) еще не вышел из периода детства
г) отдыхает
13. Необходимым свойством игры не является
а) возможность выбора
б) развлекательный характер
в) предпочтение процессу, а не результату
г) неопределенность результата
14. Творчество – это
а) исключительная характеристика таких профессий, как художник, композитор, писатель
б) преобразовательное отношение к миру
в) способность создавать нечто новое и получать от этого удовлетворение
г) направленность на результат, а не на процесс
15. Необходимым свойством творчества не является
а) удовлетворенность от создания новых предметов
б) обеспечение выживания человека
в) преобразовательный характер действий
г) нацеленность на результат
ЗАДАЧИ
1. Человек отличается от животных тем, что он является существом более высокоорганизованным, и тем, что его связь с миром носит более сложный характер. Как вы думаете, это правильный признак отличия человека от животных?
2. «По сравнению с животными человек живет не просто в более широкой реальности - он живет как бы в новом измерении реальности» (Э. Кассирер). Что хотел сказать этими словами автор высказывания? И в чем состоит, по вашему мнению, эта новизна измерения реальности?
3. «То, что мешает человеку и тревожит его, это не вещи, а его мнения и фантазии о вещах» (Эпиктет). Как вы думаете, выявлена ли здесь какая-то специфика человеческого существования и в чем она состоит?
4. Как вы думаете, является ли высокоразвитая техника и технология показателем того, что человек более высшее по уровню существо, чем животное? Если нет, то почему? О чем же тогда свидетельствует высокоразвитая техника и технология?
5. «У человека как у любого живого вида не может быть целей, которые возникали бы вне его собственной биологической природы. И если человека нельзя считать биологической машиной во всех его проявлениях, то в нем все же есть биологические механизмы, не допускающие определенных социальных действий, противных его биологической природе» (Э. Уилсон).
«То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще. По сравнению с животным, которое всегда говорит "да" действительности, даже если пугается ее и бежит от нее, человек - это тот, кто может сказать "нет"» (М. Шелер).
Сравните эти два высказывания. Попробуйте охарактеризовать их с позиций теории о специфике человеческого отношения к миру?
6. «Живое существо ведет себя разумно, если оно без пробных попыток или новых проб осуществляет смысловое - "умное" либо же хотя и не достигающее цели, но явно стремящееся к ней - поведение по отношению к новым ситуациям, не типичным ни для вида, ни для индивида» (М. Шелер). Как вы поняли, в чем состоит эта разумность и чем ее можно объяснить?
7. «Там, где у животного мыслится окружающий мир, у человека располагается сфера культуры» (А. Гелен). Как вы думаете, что хотел сказать этими словами автор высказывания? Что общего между "окружающим миром" и "сферой культуры" и в чем разница?
9. Мы говорим, что специфика человеческого существования состоит в преобразовательном отношении к миру. Как это утверждение совместимо и совместимо ли с тем фактом, что существуют и существовали люди, группы людей и даже целые общества, враждебно относившиеся ко всяким изменениям и преобразованиям?
10. «Для изголодавшегося человека не существует человеческой формы пищи, а существует только ее абстрактное бытие как пищи: она могла бы с таким же успехом иметь самую грубую форму, и невозможно сказать, чем отличается это поглощение пищи от ее поглощения животным» (К. Маркс). Как вы думаете, какую идею хотел выразить этими слова автор высказывания?
11. И животное тратит массу усилий и времени на добывание пищи, но только по отношению к действиям человека мы употребляем слово "труд". Почему?
12. Рабочий на заводе говорит, что он ходит на работу, потому что она ему нравится. Художник говорит, что он пишет картины, чтобы прокормить семью. Как вы думаете, чья деятельность имеет более близкое отношение к труду и почему?
13. Человек говорит, что он занимается тем или иным видом деятельности, потому что он приносит ему удовлетворение. Как определить, занимается он творчеством это или игрой?
14. «Всякая игра есть, прежде всего, и в первую очередь свободная деятельность» (И. Хейзинга). Означает ли это, что в игры играют только в свободное от работы время или автор хотел сказать нечто иное?
1.2. Свобода и история как сущностные черты человеческого существования
1.2. СВОБОДА И ИСТОРИЯ КАК СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
1.2.1. Свобода - ведущая характеристика человеческого существования
1.2.2. Индивид, индивидуальность, личность
1.2.3. Исторический характер человеческого существования
Основные цели и задачи темы
1. Сформулировать основные критерии, по которым можно определять какие действия являются свободными.
2. Показать обусловленность свойства свободы деятельностным отношением человека к миру и зависимость осознания свободы и ее роли в жизни от различных типов отношения человека к миру.
3. Дать представление о том, кого считать «индивидом», «индивидуальностью», «личностью», в чем различия между ними и показать, как эта типология обусловлена степенью развития человеческой свободы.
4. Дать представление об основных особенностях истории как существенной черты человеческого существования, показав ее связь с деятельностным отношением человека к миру.
5. Показать основные способы понимания и отношения к истории, связав их с основными типами отношения человека к миру.