Земли морского и внутреннего водного транспорта
Сервитут.
Сервитут – ограниченное вещное право пользования чужим земельным участком в том или ином отношении.
Российским законодательством установлен частный и публичный сервитуты. Частный сервитут устанавливается договором или на основании решения суда. Согласно статьи 274 ГК РФ собственник земельного участка вправе требовать от собственники соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Он может быть установлен для прохода, проезда, в целях содержания и строительства объектов инженерной инфраструктуры. Сервитут обременяет земельный участок, однако обременение не лишает собственника земельного участка права владеть, пользоваться и распоряжаться этим земельным участком.
Сервитут переходит вместе с земельным участком. По договору о сервитуте может устанавливаться плата за пользование.
Публичный сервитут устанавливается НПА РФ, субъектов РФ, органов МСУ.
Для установления публичного сервитута проводятся публичные слушания.
Публичный сервитут может быть использован для прохода, проезда, публичного использования и т.д. В отличие от частного, публичный сервитут, как правило, бесплатный, но если его установление существенно затрудняет пользование участком собственником, он вправе требовать соразмерную плату. А если его установление приводит к невозможности использования участка собственником по целевому назначению, он вправе требовать выкупа земельного участка с возмещением ему убытков либо предоставления равноценного земельного участка.
Сервитуты, как и иные права на землю, подлежат государственной регистрации.
47 Изъятие и выкуп земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Способы защиты:
1.Ст 59. Признание права на земельный участок. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей.
2.Ст60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения.
в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
3.Ст 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
4.Ст 62. Возмещение убытков
Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном ГК.
На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:
1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статья 49 ЗК РФ определяет перечень государственных и муниципальных нужд. Перечень является исчерпывающим:
1) выполнением международных обязательств РФ;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
· объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
· объекты использования атомной энергии;
· объекты обороны и безопасности;
· объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
· объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
· объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
· линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
· объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
· автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Принудительное отчуждение земельного участка возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок изъятия предусмотрен ГК РФ (ст. 279 – 281 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок у собственника может быть изъят только путем выкупа (или предоставления другого ЗУ по желанию собственника). Выкуп осуществляет РФ, субъекты РФ или органы МСУ в зависимости от того, для чьих нужд производится выкуп. Уполномоченный орган принимает решение об изъятии земельного участка не позднее, чем за год до предстоящего изъятия. До истечения этого срока изъятие возможно лишь при условии согласия собственника. Решение об изъятии подлежит государственной регистрации и собственник должен быть уведомлен о дате государственной регистрации. После уведомления собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, однако если он будет производить ремонт или строительство объектов, увеличивающих стоимость земельного участка, он самостоятельно несет риск невозврата стоимости улучшений.
Выкуп осуществляется по согласованию сторон и он подразумевает обязательство публичного образования по оплате выкупной цены. Выкупная цена включает в себя рыночную стоимость земельного участка, недвижимости, а также все убытки, которые несет собственником в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, а также упущенную выгоду.
В случае несогласия собственника с выкупной ценой или с решением об изъятии участка, орган, принявший решение, может обратиться в суд с иском о выкупе земельного участка в течение двух лет с момента направления собственнику уведомления (см. пп. 27, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года № 11).
Гарантии прав предусмотрены ст. 63 ЗК РФ.
48 ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Правонарушение – это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причинившее вред интересам общества, государства и личности. Под земельным правонарушением понимается противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство и причиняющее вред земельным ресурсам, окружающей природной среде и здоровью человека.
Обоснованием любого из видов наказаний за нарушения земельного законодательства является наличие состава правонарушения, отсутствие которого в поведении виновного лица исключает применение к нему юридической ответственности.
Первым элементом состава правонарушения является объект, на который совершено посягательство. В понятие «объект» земельного правонарушения входят:
-земельный участок, на который совершено посягательство;
-имущественные объекты, связанные с землей;
-правила использования земель;
-охраняемая экологическая обстановка, в условиях которой находится земельный участок.
Вторым элементом состава правонарушения является субъект данного правонарушения, т.е. то лицо, которое его совершило и должно за это нести ответственность.
Субъект правонарушения, как правило, лицо физическое либо юридическое.
Субъект должен отвечать признакам, без наличия которых он не может считаться таковым. Это, например, достижение необходимого возраста (ст. 13, 14 КоАП; ст. 87 УК); вменяемость (ст. 20 КоАП; ст. 21 УК); по занимаемому положению подпадение под действие норм об ответственности. К примеру, недолжностное лицо не может нести ответственность за должностные правонарушения, а должностное лицо ответственно как за общие, так и за должностные правонарушения, совершенные виновно.
Третьим элементом состава правонарушения является объективная сторона, которая включает в себя:
а) противоправное деяние субъекта как обязательный элемент, выражающееся в действии, бездействии или ненадлежащем действии.;
б) факультативные элементы объективной стороны:
-место правонарушения;
-способ совершения нарушений;
-обстановка совершения правонарушения;
-средство, с помощью которых совершено правонарушение;
-причинная связь между деянием и вредными последствиями.
Четвертым элементом состава правонарушения является субъективная сторона правонарушения, имеющая также обязательные и факультативные признаки.
Обязательным признаком является вина субъекта правонарушения в совершенном им деянии, выражающаяся в умысле или неосторожности.
К числу факультативных признаков состава правонарушения относятся:
-цель совершения данного деяния;
-мотивы, под влиянием которых совершено правонарушение.
Состав правонарушения отсутствует, если нет хотя бы части одного из перечисленных четырех элементов.
В соответствии с законом юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Возмещение вреда производится добровольно либо по решению суда в установленном размере ущерба, причиненного земле, либо по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне для принятия мер по восстановлению потерь. Возмещение вреда в натуре означает возложение на ответчика с согласия сторон обязанности восстановления земель и иных природных ресурсов и объектов за счет его сил и средств. Возмещается вред, причиненный земельному участку и иному имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Возмещение нанесенного ущерба охватывается более общим гражданско-правовым институтом прекращения права собственности. Принудительное изъятие земельного участка, например, включает:
1) отчуждение земельного участка, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
2) реквизицию – изъятие земельного участка по решению государственного органа в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой стоимости; оценка возмещаемого может быть оспорена в суде;
3) конфискацию – безвозмездное изъятие земельного участка по решению суда или в административном порядке за совершение правонарушения в случаях, предусмотренных законом. Законодательством предусматривается возможность требований об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с законодательством юридические и физические лица, причинившие вред земле в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
49 Гл. 14 ЗК, ФЗ от 24.07.02№ 101 «Об обороте земель с\х назначения»,
Земли с\х назначения (ст. 77 ЗК) – земли, расположенные за границей населенного пункта и предоставленные или предназначенные для нужд с\х.
Виды земель с\х назначения:
1. Сельхозугодья – особо ценные, подлежат приоритетной охране:
a. Пашни
b. Сенокосы
c. Пастбища
d. Залежи
e. Земли, занятые многолетними насаждениями
2. Иные земли, в т.ч. занятые дорогами, коммуникациями, зданиями, строениями, сооружениями, водоемами. Эти земли предназначены для обслуживания с\х продукции( производство, хранение, переработка)
3. Земли фонда перераспределения.
Ст. 80 ЗК: в фонд перераспределения включаются земли, приобретенные РФ Суб РФ или мун образованиями, по основания, установлен ФЗ
Земли делятся по качеству:
1. Земли, кадастровая стоимость которых не превышает среднерайонный уровень
2. Земли, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень
3. Особо ценные продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость кот существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости(определяется законами SРФ)
Особенности правового режима земель с\х назначения заключается в их функции – функция основного средства производства в с\х.
Цель правового режима: повышение плодородия этих земель, их охрана, недопущение их необоснованного выбытия из с\х оборота.
Ст. 7 ФЗ №172 «О переводе земель…»: случаи перевода земельных участков с\х назначения в др. категорию:
1. Консервация земель
2. Создание особо охраняемых природных территорий
3. В связи с установлением или изменением границ населенных пунктов
4. В связи с размещением промышленных объектов на землях, чья кадастровая стоимость не превышает среднего уровня кадастровой стоимости по муницип району(городу,округу) и при отсутствии иных вариантов размещения
5. В связи с включением непригодных для с\х производства земель в состав земель лесного, водного фонда или запаса
6. В связи со строительством дорог, линейных объектов: газопроводов, нефтепроводов, ЛЭП при наличии утвержденных проектов рекультивации
7. В связи с выполнением м\н обязательств РФ, обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов
8. Добыча полезных ископаемых
9. Размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения и объектов здравоохранения, образовании, при отсутствии иных вариантов размещения
П. 2 ст. 7 ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую»: не допускается перевод особо ценных продуктивных сельхоз угодий и земель, чья кадастровая оценка выше среднерайонной на 50% и более кроме случаев, установленных п. 3, 6, 7, 8 ч1 ст7 ФЗ
Правовой режим включает особые правила охраны, направленные на сохранению и повышению плодородия, недопущение выбытия этих земель их с/х оборота
· По защите от водной, ветровой эрозии, иных негативных процессов
· По защите от заражения вредителями, болезнями растений, зарастания сорняками
· По мелиорации, рекультивации, сохранению и использованию плодородного слоя почвы
ФЗ №101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 года.
Деградированные земли
a. Подвергшиеся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, засолению, засорением земель, занятые оленьими пастбищами с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом
b. Земли, имеющие просадки поверхности вследствие использования недр или в результате естественных геологических процессов
c. Земли, загрязненные токсическими радиоактивными веществами, нефтью, нефтепродуктами, тяжелыми металлами
Особенности оборота земель с\х назначения:
ФЗ №101-ФЗ от 24.07.02 в ред. 30.12.08 «Об обороте земель с\х назначения»
1. Приватизация земельных участков на территории субъектов осуществляется с момента, определяемого законом субъекта РФ
2. Не подлежат приватизации земли, занятые оленьими пастбищами
3. Иностранные граждане и ю.л., лица без гражданства могут обладать земельными участками с\х назначения только на праве аренды
4. Ст. 8 ФЗ №101: субъект РФ или в соответствии с законом субъекта – муниципальное образование, имеют преимущественное право покупки земельного участка по цене, за которую он продается. Продавец обязан в письменной форме известить высшие исполнительные органы субъекта о продаже земельного участка с указанием существенных условий, прежде всего – цены (заказным письмом с уведомлением или под расписку). Если в течение 30 дней субъект РФ не заявит о желании приобрести земельный участок, то собственник может продать земельный участок по заявленной цене в течение 1 года.
5. Ст. 9-10 ФЗ №101: особенности договора аренды:
a. В аренду можно сдавать только участки, прошедшие кадастровый учет. Если участок в долевой собственности – договор заключается со всеми участниками долевой собственности или с одним на основании доверенности
b. Максимальный срок аренды – 49 лет
c. В договоре может быть условие о выкупе земельного участка. Если земля государственная или муниципальная – выкуп не ранее, чем через 3 года с момента заключения договора
С 1.07.11 ст 6 ФЗ об обороте изымать земельные участки у собственников:
1. В случае не использования земель в течен 3х лет
2. Грубое нарушение правил рационального использования с/х земель
50 Правовой режим земель водного фонда.
Ст. 102 ЗК РФ, ВК РФ от 3.06.2006 года № 73-ФЗ, ФЗ «О введении в действие водного кодекса РФ» от 3.06.2006 года № 74-ФЗ.
Постановление Правительства № 17 от 10.01.2009 года об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Сс. 102 ЗК РФ определяет, что к землям водного фонда относятся земли, занятые поверхностными водными объектами, а также земли, занятые гидротехническим и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Земли водного фонда выполняют функции пространственного базиса и цель правового режима заключается в обеспечении охраны, рационального использования водных ресурсов, т.е. в данном случае правовой режим носит обслуживающий характер.
Объектом правоотношения является водный объект – природный или искусственный водоем, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Водные объекты делятся на поверхностные и подземные водные объекты. Все поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, считаются общедоступными, т.е. каждый гражданин может использовать водный объект для отдыха, занятия спортом, рыбной ловли и т.д., следовательно, береговая полоса таких объектов также является общедоступной. Береговой полосой считается территория шириной в 20 метров от берега водоема, а в небольших водоемах – 5 метров (например, в некоторых реках).
Водные объекты в РФ относятся, согласно ст. 8 ВК РФ к федеральной собственности, реки, озера, моря, ручьи, части морей, проливы и лиманы относятся к федеральной собственности. Согласно п. 2 ст. 8 ВК РФ обводненные карьеры и пруды могут находиться как в государственной собственности, так и в муниципальной и частной собственности физических и юридических лиц. Права на такой водный объект возникают и прекращаются одновременно с правами на земельный участок, в границах которого расположен этот обводненный карьер или пруд. Земельный участок считается неделимым, если его раздел может повлечь раздел водного объекта.
Ст. 7 вводного закона устанавливает принципы разграничения государственной и муниципальной собственности в зависимости от статуса обводненного карьера или пруда. Согласно ст. 55 ВК РФ собственники земельных участков обязаны обеспечивать охрану водных ресурсов, предотвращение их загрязнения, засорения и истощения (определены в ГОСТе).
Загрязнение – это поступление загрязняющих веществ, микроорганизмов, тепла в водные объекты в количествах и качествах, нарушающих физико-химический состав воды.
Засорение – это накопление в водных объектах посторонних, чаще всего нерастворимых предметов.
Истощение – уменьшение запасов и величины стока поверхностных вод ниже минимального предела водного объекта.
Согласно ст. 65 ВК РФ, в целях недопущения загрязнения, засорения, заиления, истощения вод, устанавливаются водоохранные зоны. Которые представляют собой территории, непосредственно примыкающие к береговой линии, и в пределах которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности.
Размер водоохраной зоны зависит от длины водоема:
1. Водоем до 10 км, то водоохранная зона не менее 50 м.
2. От 10 до 50 км – 100 м.
3. Свыше 50км – 200 м.
В водоохранных зонах запрещается использование сточных вод, размещение кладбищ, скотомогильников, размещение отходов производства и потребления, движение и стоянка автотранспорта, некоторые другие виды деятельности. В пределах водоохраной зоны устанавливаются прибрежные защитные полосы, где действуют дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, в частности, распашка земель и другие виды деятельности.
Установление границ водоохранных зон и прибрежных полос осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 10.01.2009 года, либо органами государственной власти субъекта, либо ФА водных ресурсов. Для объектов питьевого водоснабжения предусматривается установление зон санитарной охраны в соответствии со СНИПом, утвержденным Постановлением Главного санитарного врача РФ 10 марта 2002 года № 10 – устанавливаются дополнительные правила.
52 Глава 16 ЗК РФ.
Статья 87 ЗК РФ определяет земли специального назначения как земли, расположенные за границами населенных пунктов, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
Это самостоятельная категория в соответствии со ст. 7 ЗК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 87 ЗК в федеральной собственности располагаются объекты атомной энергетики, федеральной энергетической системы и иные объекты, отнесенные к ведению РФ в соответствии со ст. 71 К РФ.
Земли этой категории классифицируются на:
1. Земли промышленности.
2. Земли энергетики.
3. Земли транспорта.
4. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики.
5. Для обеспечения космической деятельности.
6. Земли обороны и безопасности.
7. Иного спец назначения
Общие черты земель специального назначения:
1. Выполняют функцию пространственного базиса, т.е. они предназначены для размещения объектов различных отраслей экономики РФ и эксплуатации этих объектов. Эти объекты не являются землями сельскохозяйственного назначения, плодородие для этих земель важным не является.
2. Земли специального назначения не являются единым массивом. Задачей является рациональное использование земель для обеспечения сохранности более ценных земель.
3. В качестве субъектов прежде всего выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Граждане выступают в качестве вторичных землепользователей. Например, работники транспорта имеют право на получение служебного земельного надела.
4. Нормирование земель осуществляется при предоставлении земельных участков на основании утвержденных норм отвода, либо в соответствии с проектно-технической документацией.
5. Перевод земельных участков из состава этой категории осуществляется без ограничений, кроме случаев, предусмотренных пп. 2,3 ст. 9 ФЗ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» - перевод земельных участков, загрязненных или застроенных зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу, допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации. Аналогичное правило предусмотрено для перевода земельных участков с нарушенным почвенным слоем, который осуществляется только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации за исключением случаев, когда такой перевод инициируется органами государственной власти или МСУ.
6. В состав земель специального назначения включаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования. Эти зоны устанавливаются для обеспечения безопасности населения (например, санитарно-промышленные зоны предприятий обязательно устанавливать как элемент правового режима). Второй целью является обеспечение нормального функционирования эксплуатации объектов транспорта, телевидения и иных объектов на этих землях. Земельные участки, которые находятся на этой территории, в этих зонах, не изымаются у собственников, землевладельцев, землепользователей. Однако в границах этих участках устанавливается особый режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления этих зон (например, рядом с газопроводом нельзя проводить взрывные работы, разводить костер и т.д.).
7. Порядок использования земель специального назначения и установления особых зон определяется в отношении федеральных земель Правительством РФ, в отношении земель субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов, в отношении муниципальных земель – органами МСУ.
Правовой режим земель специального назначения – это установленный законодательством порядок должного поведения субъектов земельных правоотношений, направленный на обеспечение рационального использования земель данной категории, экологической безопасности населения, реализацию специальных задач организаций различных отраслей экономики, безопасную и эффективную эксплуатацию их объектов.
Согласно ст. 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов промышленности и права на которые у участников земельных отношений возникли по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. На данных землях размещаются промышленные объекты, промышленные здания и сооружения, их промышленные объекты, средства внутризаводского транспорта, объекты инженерных коммуникаций, складские и иные вспомогательные подсобные помещения. Именно промышленные объекты являются источниками повышенной опасности с точки зрения экологических требований, поэтому правовой режим данных земель включает в себя нормы экологической безопасности.
Весь хозяйственный процесс подразделяется на три этапа:
1. Доэксплуатационный (размещение объекта, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию).
· При размещении объекта должны учитываться требования экологической безопасности населения, охраны здоровья населения, мероприятия по охране природы, мероприятия по охране природы, рационального использования природных ресурсов и их воспроизводства, оздоровление окружающей среды.
2. Эксплуатационная стадия (включает в себя деятельность, связанную с экологической паспортизацией предприятий, получением разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов.
Нормирование выбросов и сбросов, получение разрешения на вбросы и сбросы
3. Размещение утилизации отходов.
Наличие санитарно-защитных зон
Порядок установления функционирования санитарно-защитных зон утвержден Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74в ред. От 10.04.2008 года – утвержден САНПИН 2.2.1/2.1.1. 1200-03.В соответствии с п. 2.1. этого САНПИНа санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Критерием определения размера зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных веществ в атмосферном воздухе и ПДУ (предельно допустимый уровень) воздействия на атмосферный воздух. Все предприятия с опасным производством обязаны отделять промышленные объекты от территорий жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, санаториев и т.д. Для промышленных объектов 1 класса опасности СЗЗ устанавливается в 1 тысячу метров, 2 класс – 500 метров, 3 класс – 300 метров, 4 класса – 100 метров, 5 класса – 50 метров.
53 Земли транспорта.
Ст. 90 ЗК РФ определяет земли транспорта как земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов транспорта и права на которые у участников земельных отношений возникли по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов.
Земли транспорта подразделяются на подвиды:
1. Земли железнодорожного транспорта.
2. Земли автомобильного транспорта.
3. Земли морского и внутреннего водного транспорта.
4. Воздушного транспорта.
5. Трубопроводного транспорта.
Земли железнодорожного транспорта. ФЗ «О железнодорожном транспорте» от 10.01.2003 года в ст. 10 определяет, что земли железнодорожного транспорта используются в соответствии с земельным, санитарным, экологическим и противопожарным законодательством, а размеры земельных участков, в том числе и полосы отвода определяются проектно-сметной документацией. Данные земли предоставляются для размещения железнодорожных путей, для эксплуатации, расширения, реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе и железнодорожных вокзалов и станций, различных устройств и объектов, обслуживающих железнодорожный транспорт, для установления полос отвода и охранных зон). Порядок установления полос отвода и охранных зон определяется Постановлением Правительство № 611.
Полоса отвода – это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных систем, защитных полос лесов, производственных зданий, строений и сооружений, иных объектов железнодорожного транспорта. Свободные временно не используемые участки могут предоставляться гражданам, юридическим лицам, для оказания услуг пассажирам, разгрузочно-погрузочных работ и т.д. (эти участки предоставляются гражданам и ЮЛ в аренду). В границах полосы отвода в соответствии с Постановлением Правительства № 611 устанавливаются определенные ограничения в целях обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта.
Для земель железнодорожного транспорта характерны охранные зоны, создаваемые в целях обеспечения безопасности движения, работников, пассажиров, населения, в местах, подверженных оползням, селям, размывам, а также в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны. Охранные зоны – это земельные участки, которые необходимы для обеспечения сохранности, прочности, устойчивости объектов железнодорожного транспорта, а также участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта. В п. 10 данного Положения установлен перечень видов деятельности, запрещенных в охранных зонах.
Земли автомобильного транспорта предоставляются:
1. Для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов.
2. Для размещения автовокзалов, автостанций, других объектов автомобильного транспорта.
3. Для установления полосы отвода автомобильных дорог.
ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» № 257-ФЗ от 8.11.2007 года – автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств, включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода, а также конструктивные элементы, дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью. Дороги могут находиться в соответствии с этим законом в государственной собственности, муниципальной собственности, в частной собственности.
Ст. 5 предусматривает классификацию дорог:
1. Автомобильные дороги федерального значения.
2. Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения.
3. Дороги местного значения.
4. Частные автомобильные дороги.
В зависимости от вида разрешенного использования выделяют автомобильные дороги общего пользования и не общего пользования.
Полоса отвода автомобильных дорог – это совокупность земельных участков, предназначенных для размещения конструктивных элементов, а также инженерных сооружений автомобильной дороги, а также иных объектов, являющихся ее технологической частью.
Запрещается в пределах полосы отвода выполнять работы, не связанные со строительством дорог, а также их ремонтом, реконструкцией, размещением объектов дорожного сервиса.
Запрещается размещение зданий. Строений, сооружений, не предназначенных для обслуживания автомобильных дорог, запрещается распашка земель и т.д.