Понятие, признаки и сущность государства

В настоящее время в юридической литературе существует большое многообразие определений государства. Во многом это объясняется тем, что само государство является сложным явлением, которое также неодинаково воспринимается в обществе. Различные варианты определения государства неизбежны. В истории правовых и политических учений государство определялось, – как исторически развивающееся явление, форма общения и общежития граждан, суверен (единое лицо), общность населения под главенством закона, общественный союз, форма организации принуждения и власти, организация властвования, машина принуждения, специальный аппарат принуждения, организация управления, организация «всех для всех», форма солидарности и обеспечения общественных интересов и др. Государство понимается и как «политическая целостность», и как «коллективный гражданин», «публично-правовой союз» и «субъект, обладающий определенными «первичными» правами».[21]Политическая власть получает выражение в различных формах государственной власти, которая становится единственным официальным представителем общества, обладает суверенитетом и реализуется через деятельность специализированного аппарата управления на основе нормативно определенных функций государственных органов.

При всех существующих подходах понятие государства означает политическую организацию общества, опирающуюся на публичную власть, реализующую общезначимые задачи, сформулированные в законодательстве, на определенной территории.

Характеристика понятия государства раскрывается прежде всего через признаки, показывающие отличие государства от негосударственных институтов.

1. Государство – политическая организация целого общества, объеденного как население (народ) на определенной территории, входящей в юрисдикцию единой власти.

2. Наличие публичной власти, т.е. разделение общества на классы управляющих и управляемых, власть непосредственно не совпадает с населением (подданными, гражданами). Публичную власть составляют представители не всего правящего класса, а только тех, кто непосредственно входит в аппарат государственной власти и управления через систему наследования, назначения или избрания. Сущность публичной власти проявляется как отношение господства и подчинения. Составной частью публичной власти является и аппарат принуждения, т.е. системы органов правоохраны, обеспечения правопорядка. На территории государства лица подчиняются одной власти. Но необходимо учитывать, что публичная власть в свою очередь подразделяется на государственную власть и муниципальную власть. Органы власти в субъектах государства (не в территориальных общинах местного уровня) относятся к органам государственной власти.

3. Разделение населения по территориальному принципу, так как государство – организация территориальная, государства без и вне территории не существует. Оно и определяется по названиям территориальных единиц, создающих материальную основу (пространство) для действия государственной власти. Территория государства неотделима от его суверенитета. По этому принципу государство отличается от всех иных объединений, которые формируются на основе кровнородственных, этнически-политических, религиозно-культурных и других связей. Государственное устройство предполагает разделение населения по административно-территориальному, национальному или смешанному принципам.

4. Государственный суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере, во взаимоотношениях с другими государствами. Государственная власть обладает верховенством в обществе, т.е. суверенитетом. Внутренняя и внешняя стороны суверенитета являются дополнением друг друга. Власть осуществляет верховную юрисдикцию, формирует госорганы, принимает законы и контролирует их исполнение. Одновременно с государственной властью в обществе существует множество иных центров притяжения, власти (религиозной, политической, региональной и др.), но только государственная власть обладает абсолютным суверенитетом. Но суверенитет, означающий верховенство власти не тождественен независимости государства вообще. Другими словами, формально-юридически, суверенное государство может быть фактически зависимым от других властей или государств. Поэтому в юридической литературе принято подразделять суверенитет на реальный и формальный. Разделяют также суверенитет на государственный и народный, означающий способность народа решать самостоятельно вопросы внутренней жизни. Внешнее выражение суверенитета государства означает необходимость проведения независимой внешней политики, но в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и соглашениями.

5. Учреждение налогов – означает установление общеобязательных платежей в бюджеты определенного уровня для содержания самой публичной власти и решения всего комплекса государственных задач, материального обеспечения реализации внутренних и внешних функций государства. Традиционно в Российской Федерации налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Налоги имеют решающее значение в доходах бюджета, участвуя в перераспределении национального дохода. Понятие налога означает, что он является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В отличие от налога сбором является обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов со стороны государственных органов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Существенным признаком налога и сбора является их обязательный характер. Социально-экономическая сущность налогов проявляется в их функциях: фискальная, регулирующая, контрольная, стимулирующая и др.

6. Монополия на правотворчество и судебная (арбитражная) роль государственной власти предполагает, что только государство в лице строго очерченных рамками закона органов может творить право, т.е. издавать юридически обязательные веления определенной формы (законы, указы, кодексы, правила, регламенты, основы законодательства, указы, постановления, распоряжения, инструкции и др.) на своей территории, на которую распространяется его суверенитет. Государство выступает в роли судьи, арбитра при разрешении споров.

7. Символы государства включают в себя герб, флаг, гимн, памятные даты, государственные традиции и ритуалы и др.

Сущность государства связана с его типологией. Тип государства в отличие от формы раскрывает содержательные аспекты его деятельности. Кроме того, раскрывая сущность государства, мы должны учитывать и его формальные элементы такие, как форма правления, государственного устройства и государственного (политического) режима. Далее, к понятию сущность государства органически относится понимание содержания того или иного государственного строя, который в настоящее время чаще именуется конституционным строем.

Есть сущностьявления вообще, например, сущность государства, но принято также различать сущность конкретного типа государства, которая отчетливо проявляется через характеристику государственно-политического режима.

Кроме того, в зависимости от критериев типологии, можно выделять сущность рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического государства, или, в рамках цивилизационного подхода, рассматривать сущность государств – древних, особенных, современных на основе самых разнообразных ценно-политических критериев.

Сущность государства проявляется в его функциях. Социальная сущность государства выражена прежде всего в реализации социальной функции, социальной защите и социальном обеспечении населения. Сущность государства раскрывает назначение государственной власти, показывает определяющие и содержательные направления ее деятельности. Как организация политической власти государство решает и общесоциальные задачи. Общие признаки родового понятия «государство» проявляются в том, что оно является объединением людей, единственной универсальной организацией, регулятивным политическим институтом, осуществляющим государственную власть, которая обладает верховенством по отношению к другим институтам общества, ему принадлежит государственный суверенитет. [22]

Если рассматривать государство с позиций узкоклассового подхода, то сущность государства раскрывается как господство одних классов над другими. Например, сущность рабовладельческого государства связана с функциями охраны рабовладельческой частной собственности, с управлением захваченными территориями и др. Сущность феодального типа государства связана с охраной феодальной собственности на землю, с построением между феодалами отношений сюзеренитета-вассалитета, со становлением крепостных отношений и др. Сущность буржуазного государства проявляется в установлении экономических отношений, основанных на частной собственности, в установлении принципа формально-юридического равенства и др. Сущность социалистического государства связана с установлением национальной собственности, огосударствлением всех сфер жизнедеятельности, с развитием системы социальной защиты населения и др.

С позиций общесоциального подхода любое государство в силу того, что оно является публичной и политической организацией, отражает, хотя бы отчасти интересы всего народа, является общежительным союзом народа, наиболее удобным механизмом социального компромисса. В таком понимании само государство становится общезначимой социальной ценностью. Сущность государства можно рассматривать и с позиций цивилизационного подхода: религиозного, национального, культурного и др. Сущность государства раскрывается и через его содержание, т.е. через деятельность всей системы государственных органов, их функций в структуре механизма государства.

Государство является особым политическим институтом и организацией, осуществляющей публичную политическую власть. С другой стороны государство представляет собой целую систему государственных институтов, представленных различными ветвями власти. Государство является и определенным политическим сообществом, и аппаратом государственной власти и системой государственных органов одновременно.[23] Государственная власть строится не только на функциональном разделении ее органов, но и на необходимом организационно-правовом единстве.

В науке существуют различные подходы к определению сущности и содержания государства (теологический, классический, социологический, юридический и др.). В их основе лежат определенные критерии главенства тех или элементов государственной организации общества (религия, единство власти и населения на определенной территории, союз народа, правовое единство).

В понятии государства заключается и характеристика его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного и др. В сущности государства проявляются и классовые, и общечеловеческие начала.[24] Помимо выполнения классовых задач государство должно обеспечивать организацию управления, создавать условия для развития производственного сектора и развивать сектор потребления, осуществлять хотя бы минимальные социальные функции и задачи, поддерживать правопорядок и международные отношения. Любое государство является объединением нации, универсальной организацией всего народонаселения, ему свойственно верховенство (суверенитет) по отношению к другим центрам общественной власти, оно является единственной универсальной организацией общерегулятивного характера. Таким образом, государство может выступать и как организация политической власти и как единственный официальный представитель общества. Соотношение между классовым началом и общечеловеческим различно в разные исторические периоды, в разные эпохи на первый план выдвигаются различные по своей социальной сущности задачи и функции государства. Социальная сущность государства связана не только с принадлежностью власти определенным слоям, но и с реализацией общезначимых, компромиссных задач и функций. Во все эпохи роль государства проявляется в основном как судебная или арбитражная. Другими словами, способность государства упорядочивать социальные отношения, переводя конфликты интересов в законное пространство его деятельности, подтверждает тезис о том, что сущность государства не только инварианта, но и ей присуща определенная доминанта. Государственная власть является властью всей нации и решает в различной мере, но решает общерегулятивные задачи. Данный подход можно назвать нормативным к определению сущности государства, но мы уже установили связь государственных и юридических форм. Таким образом, рассматривая сущность государства, необходимо учитывать понятие сущности государства в статике и в динамике. При всех динамичных изменениях сущности государства, одно остается неизменным – сохранение типичных признаков и функций государства, раскрывающих ее правовую природу в определенный период. Несмотря на изменчивость, универсальные формы, задачи, функции содержательно сохраняются, происходит лишь их специализация, дифференциация, эволюция.

Наши рекомендации