Методические рекомендации для выполнения контрольной работы

В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения должны выполнить контрольную работу по трудовому праву.

Выполнение контрольной работы состоит в обязательном освещении теоретического вопроса согласно предложенному плану и решении правовой ситуации (задачи). Таким образом, студент приобретает необходимый ему в практической работе опыт самостоятельного анализа теоретического и практического материала.

При выполнении контрольной работы необходимо изучить нормативные акты, рекомендованные по каждой теме.

Следует иметь в виду, что новые нормативные акты публикуются в "Российской газете", "Российских вестях", "Собрании законодательства Российской Федерации", "Бюллетене нормативных актов".

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре зачетной книжки студента. Если последняя цифра 0 - студент выполняет вариант 10.

Контрольная работа должна быть выполнена аккуратно, ясным разборчивым почерком. В тетради оставляются поля для замечаний преподавателя, страницы пронумеровываются.

Компьютерный вариант исполнения печатается на принтере:

- шрифт текста Times New Roman;

- размер шрифта – 14;

- межстрочный интервал – полуторный;

- размер бумаги - А4 (210х297 мм).

На обложке указываются наименование института, предмета, по которому выполняется контрольная работа, курс, группа, фамилия, имя, отчество и номер варианта контрольной работы.

Контрольная работа подписывается студентом и в ней проставляется дата ее выполнения.

Решения ситуации не могут сводиться к лаконичному ответу "да" или "нет", "удовлетворить" или "отклонить" иск. Решение ситуации должно состоять из логически связных суждений, показывающих, каким путем студент пришел к конечному выводу.

При решении каждой ситуации необходимо уяснить, каково содержание правоотношения, сложившегося между его участниками, каковы спорные вопросы, на которые следует ответить прежде чем вынести правильное решение.

По ходу решения ситуации обычно надо продумать ответы на те предварительные спорные вопросы, которые подводят к решению ситуации. Отвечая на них, следует применить соответствующий нормативный материал, сослаться на него. Разрешив все предварительные вопросы, можно приступить к решению основного вопроса, поставленного в задаче. Ответ на основной вопрос должен последовательно вытекать из ответов, данных на предварительные вопросы.

В конце работы приводят список использованной литературы. Общий объем работы не должен превышать 12 печатных страниц.

Контрольная работа должна быть своевременно выполнена и представлена для проверки. Преподаватель, проверивший работу, проводит в случае необходимости с её автором собеседование в целях ее защиты.

Задания для контрольной работы по дисциплине «Уголовное право» на 2015-2016 учебный год

В соответствии с учебной программой по курсу «Уголовное право России» студенты обязаны выполнить письменно контрольную работу по разделу: «Уголовное право России. Общая часть».

Задания для контрольной работы состоят из 9 вариантов.

Кафедрой установлен следующий порядок написания контрольной работы:

Вариант выбирается по начальной букве фамилии студента.

Начальные буквы фамилии студента № варианта
А Ж Р
М ДЯ
Г Ч Ц
К Н Э
С Л Ф
Б Е П
В Т Ш
З У Х
ЮИ О

Каждый вариант контрольной работы состоит из контрольного вопроса двух задач, списка рекомендованной литературы и нормативных актов. Формулировку контрольного вопроса и условия задач изменять не разрешается.

Написание контрольной работы предшествует определенная подготовка студента:

- изучить текст задачи и проанализировать изложенные обстоятельства, дать ей предварительную юридическую оценку (квалификация преступления, количество участников, эпизодов и фактов преступной деятельности и т.д.):

- определить вопросы, на которые необходимо дать ответ;

- выбрать конкретные нормы действующего уголовного законодательства и теоретические положения, с помощью которых можно аргументировать ответ на поставленный вопрос.

Не следует условие задачи переписывать в тетрадь, достаточно указать номер.

Задача считается нерешенной, если вопрос раскрыт без обоснования:

Например: «нет преступления», «есть необходимая оборона», «наказание назначено правильно».

Ответ должен быть развернутым, детальным и мотивированным. Отдельные положения должны содержать ссылки на соответствующие статьи Кодекса РФ, иные нормативные акты, постановления Пленума Верховного суда. Мотивируя решения задачи, необходимо изложить содержание конкретных правовых норм, на основании которых теоретически обоснованы положение науки уголовного права.

Объем контрольной работы не должен превышать 15-страниц формата А-4, на титульном листе указывается: предмет, по которому выполнена работа, номер варианта, курс, группа, фамилия, имя, отчество.

Изложение контрольного вопроса (теоретической части) студент заканчивает перечислением использованных нормативных источников и литературы. В этом списке следует указать:

- для журналов – Ф.И.О. автора статьи, ее название, наименование журнала, год издания, номер;

- для книг – Ф.И.О. автора, название книги, город где издана книга, название издательства, год издания, страницу.

Разрешается контрольную работу отпечатать на пишущей машинке через два

интервала.

Неразборчивый рукописный текст возвращается без рецензии.

В конце ставится дата исполнения и подпись исполнителя.

Вариант 1

Вопрос: Понятие задачи и принципы уголовного права России.

Примерный план.

1. Понятие предмета уголовного права, как науки.

2. Задачи и функции уголовного права России.

3. Понятие и система принципов уголовного права России.

Задача 1

Желая избавиться от рожденного вне брака ребенка, Ч., 17 лет, решила умертвить его. Следуя в поезде Екатеринбург - Алма- Ата к бабушке, она на ст. Челябинск дала 8-месячной дочери Ирине медленно действующий яд. По прибытию в город Алма-Ата девочка скончалась от отравления на квартире бабушки Ч.

По закону какого государства должна отвечать Ч.?

Задача 2

Г., поссорившись с женой, нанес ей умышленно удар ножом в область бедра, причинив тем самым тяжкое телесное повреждение, вызвавшее у потерпевшей острую кровопотерю и смерть.

Дайте квалификацию содеянному. Какие составы называются с двумя формами вины?

Вариант 2

Вопрос: Уголовный закон.

Примерный план.

1. Понятие и задачи уголовного закона.

2. Строение и структура уголовного права России, структура статьи уголовного закона. Гипотеза, диспозиция и санкция, их виды.

3. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Задача 1.

Д., изготовил в мастерской комбината, где работал стрелком-пожарником, финский нож, носил его и пользовался им, не имея на то разрешение соответствующих органов.

Дайте квалификацию содеянного. Какие составы преступления сконструированы как длящиеся?

Задача 2.

В ночь на 12 сентября 2000 г. группа неизвестных совершила кражу товаров из коммерческого магазина в г. Астрахани.

Какому объекту причинен вред данным преступлением?

Вариант 3

Вопрос. Понятие преступления.

Примерный план

1. Понятие и уголовно-правовые признаки преступления.

2. Классификация преступлений в уголовном законе.

3. Отличие преступлений от иных правонарушений.

Задача 1.

Несовершеннолетние П. И С. по предварительному сговору напали на С., вырвали у нее из рук сумку и скрылись. В сумке оказались полученные С. в госбанке для раздачи заработной платы служащим конторы деньги в сумме 20 млн. руб. личные вещи на сумму 100 тыс. руб.

На какой объект было направлено посягательство указанных лиц? Какие общественные отношения оказались нарушенными?

Задача 2.

В ходе распития спиртного П. Затеял ссору с М. И оскорбил его, за что последний избил П. И., подойдя к плакавшему П., сказал ему: «Что ты распустил нюни? Иди дай ему. «П. Отошел в сторону, взял толстую доску и ударил ею по голове М., причинив ему тяжкие телесные повреждения.

Имеется ли в данном случае соучастие?

Вариант 4

Вопрос. Уголовная ответственность и состав преступления.

Примерный план

1. Понятие и сущность уголовной ответственности.

2. Понятие состава преступления. Соотношение состава преступления и преступления.

3. Признаки состава преступления и их характеристика. Виды составов преступления.

Задача 1.

Гражданин Смирнов в нетрезвом состоянии, угрожая ножом, в лифте дом снял у Петровой золотую цепочку с золотым крестом общей стоимостью около 2,500 млн. руб.

Назовите объект преступления и обоснуйте свое решение.

Задача 2.

С. привлечен к уголовной ответственности за незаконную порубку деревьев в гос. заповеднике. Древесину он намеревался использовать в качестве дров для отопления своего дома, а так же для строительства бани. Ко времени рассмотрения дела в суде в заповеднике произошел пожар значительная часть леса в районе незаконной порубки была уничтожена огнем.

Может ли данное обстоятельство быть основанием для освобождения С. от уголовной ответственности?

Вариант 5

Вопрос. Объект преступления. Объективная сторона преступления.

Примерный план

1. Понятие и значение объекта преступления, и его виды. Предмет преступления.

2. Понятие и значение объективной стороны преступления.

3. Признаки объективной стороны преступления, их значение для правильной квалификации.

Задача 1.

Г. 20 лет, судом был приговорен за злостное хулиганство к 3 годам лишения свободы. Можно ли к нему применить – условно досрочное освобождение, если он отбыл 1 год 11 месяцев и 12 дней назначенного наказания и при этом, примерным поведением и честным отношением к труду доказал свое исправление?

Задача 2.

Прокурор Энского района старший советник юстиции Г. в нетрезвом состоянии на служебной автомашине совершил наезд на пенсионера Б., который от полученной травмы потерял способность двигаться. Суд приговорил Г. к 1 году лишения свободы по ч.1 ст. 264 УК (по новому УК РФ) и лишил его специального звания - старшего советника юстиции.

Определите, правильно ли применено дополнительное наказание осужденному.

Вариант 6

Вопрос. Субъект преступления. Субъективная сторона преступления.

Примерный план

1. Понятие субъекта преступления, признаки и критерии.

2. Понятие субъективной стороны преступления. Понятие и формы вины.

3. Виды неосторожности, их характеристика. Смешанная форма вины.

Задача 1.

Б. и Х. Были осуждены за злоупотребление властью и служебным положением к 2 годам лишения свободы и должностной подлог – к 1 году лишения свободы, за полученные взятки – к 5 годам лишения свободы каждый , а по совокупности совершенных преступлений – к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Правильно ли суд применил дополнительную меру наказания по совокупности преступлений?

Задача 2.

З. Зная, что, у соседа М. Имеется японский видеомагнитофон, а семья его отдыхает на даче, предложил своему 12-летнему сыну проникнуть через форточку в квартиру М. И похитить видеомагнитофон. После того, как видеомагнитофон был похищен, З. Продала его на рынке П. За 900 руб., а деньги израсходовала.

- Имеется ли в данном случае соучастие?

- За что должна нести ответственность З.?

Вариант 7

Вопрос. Соучастие в преступлении.

Примерный план.

1. Понятие, признаки и формы соучастия в уголовном праве.

2. Виды соучастия и соучастников, их характеристика и особенности.

3. Основания и пределы уголовной ответственности соучастников. Прикосновенность к преступлению, ее виды.

Задача 1.

Задержанный на дороге за превышение скорости водитель М. С целью избежать ответственности предложить инспектору ГАИ 500 руб. в качестве взятки. Взятка работником ГАИ не была принята, о случившемся инспектор доложил рапортом руководству ГАИ.

- Определите стадию совершения преступления М.

Задача 2.

М. подделал банковские платежные документы на общую сумму 500 тыс. руб. с целью присвоения денег. В несколько приемов он успел получить 150 тыс. руб., а затем был разоблачен задержан.

- На какой стадии прервалась преступная деятельность М.?

Вариант 8

Вопрос. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Примерный план

1. Условия правомерности необходимой обороны. Мнимая оборона.

2. Превышение пределов необходимой обороны.

3. Условия правомерности крайней необходимости.

Задача 1.

Во время завтрака медсестра детских яслей Ч. заметила, что годовалая девочка Надя плохо ест и ведет себя крайне пассивно. Полагая, что она заболела, Ч. не измерив температуру у девочки, дала ей не размельченную таблетку тетрациклина, которая застряла в дыхательных путях. Что повлекло смерть девочки.

- Определите, имеется ли вина в действиях Ч.?

- Если вина имеет место, назовите форму и ее вид.

Задача 2.

Слесарь фермерского хозяйства Р. с поля ночью похитил 180 кг ячменя нового урожая и увез к себе домой на тележке.

- Объективная сторона какого преступления содержится в действиях Р.?

Вариант 9

Вопрос. Понятие, система и виды наказания.

Примерный план

1. Понятие, цели и признаки наказания.

2. Виды наказания. Основные и дополнительные наказания.

3. Смертная казнь, ее значение, условия применения, полемика вокруг нее.

Задача 1.

Б. За умышленное убийство с особой жестокостью несовершеннолетней О., подвергшейся со стороны осужденного изнасилованию, областным судом приговорен к смертной казни 26 мая 2000 г. 21 мая 2000 г. ему исполнилось 65 лет. Защитник осужденного обратился в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просил отменить приговор в части назначения наказания в виде смертной казни, т.к. его подзащитному исполнилось 65 лет.

- Примите решение по кассационной жалобе защитника.

- Раскройте содержание обратной силы уголовного закона.

Задача 2.

40-летний тракторист И., будучи в состоянии опьянения, встретил на проселочной дороге 13-летнюю школьницу, возвращавшуюся домой из школы, посадил ее в кабину трактора, пристал к ней и изнасиловал.

- Определите вид состава преступления, содержащегося в деянии виновного.

Наши рекомендации