Карл маркс (1818-1883)

Выдающийся немецкий философ, социолог, экономист; основополож­ник учения, впоследствии получившего название «марксизм». Марксизм -сложная мировоззренческая система, включающая философскую, эконо­мическую, социально-политическую составляющие. Все составные части учения сведены воедино в теории общественных формаций. Идеологию Маркс понимал как интеллектуальное орудие, посредством которого го­сподствующие силы общества оправдывают классовое деление и эксплуата­цию низших классов. Этому мыслителю принадлежит большое количество сочинений, среди них: «К критике гегелевской философии права. Введе­ние», «Немецкая идеология» (в соавторстве с Ф. Энгельсом), «К критике по­литической экономии. Предисловие»; «Манифест Коммунистической пар­тии» (в соавторстве с Ф. Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бона­парта», «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы», «Капитал» (в 3 т.) и многие другие.

Источники: Философский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 339-340; Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. 1955-1981.

Данному подходу к пониманию соотношения между идея­ми и явлениями действительности Маркс и Энгельс противо­поставили другой, согласно которому идеи, мысли, представле­ния людей есть не что иное, как продукты их реального жиз­ненного процесса, результат осознания людьми объективных условий своего существования и опыта своей практической деятельности. «Сознание, — писали они, — никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть ре­альный процесс их жизни» [5]. Иными словами, согласно Марксу и Энгельсу, идеи не есть некие самостоятельные, развивающиеся из самих себя сущности; они появляются в сознании людей как ре­зультат их жизненного опыта и познавательной деятельности.

Исходя из этого положения Маркс и Энгельс идеологии как «ложному сознанию» противопоставляли науку и считали, что только знание, полученное путем исследования доступных на­блюдению и опытной проверке явлений, дает более или менее верные представления о мире, месте и роли в нем человека. Наука, считали они, призвана исходить из объективно существующей действительности, из реально действующих людей и стремить­ся понять, каким образом из их действительного жизненного процесса развиваются также «идеологические отражения и от­звуки [т.е. запечатленные в сознании идеи, понятия и представ­ления. - В.М.] этого жизненного процесса» [6]. Такие же фор­мы сознания, как философия, мораль, право, религия, искус­ство и т.п., они называли «идеологическими формами», или «видами идеологии», так как их содержание, в отличие от пози­тивной науки, в значительной мере есть результат оторванных от действительной жизни людей умозрительных построений, и потому оно не свободно от иллюзорных и ложных идей и пред­ставлений [7]. Это означает, что Маркс и Энгельс развели науку и идеологию как феномены, различающиеся по своему происхождению, а значит, и по характеру своего содержания.

Существенным моментом в понимании Марксом и Энгель­сом идеологии является выдвинутое ими положение о том, что идеология во всех ее проявлениях, включая философию и дру­гие идеологические формы сознания, есть феномен, присущий классово-антагонистическому обществу. Общественное созна­ние всех веков, отмечали они, несмотря на все разнообразие и все различия, движется в определенных общих формах, а имен­но в идеологических формах [8]. Это означает, что Маркс и Эн­гельс положили начало пониманию идеологии как формы со­знания, содержание которой обусловлено положением его но­сителя в системе общественных отношений. Они первыми об­ратили внимание на то, что положение, занимаемое социаль­ным субъектом в обществе, накладывает отпечаток на его пони­мание действительности и потому его сознание не свободно от предвзятых идей и представлений.

Тем не менее К. Маркс и Ф. Энгельс связывали идеологию исключительно с идеями правящего в каждом данном обще­стве класса — идеями, которые освещают социальное нера­венство. В их понимании, идеология выступает в качестве ин­струмента в руках господствующих классов, который они используют для того, чтобы навязывать низшим классам «ложное сознание» и всевозможные иллюзии, мешающие им осознавать свое эксплуатируемое положение. Стало быть, с преодолением социально-классовых противоположностей, считали они, идеологические формы сознания будут исче­зать, а их место будет замещаться «положительной наукой о природе и истории» [9]. Иными словами, в бесклассовом обществе сознание людей, как они полагали, явится исключи­тельно результатом научного познания действительности и поэтому оно будет полностью свободно от всякой идеологии, т.е. от иллюзорных и превратных представлений людей об ок­ружающем их мире и о самих себе.

Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс квалифицировали идеологию, понимаемую как совокупность саморазвивающих­ся и производящих мир идей, в качестве ложного, т.е. не соот­ветствующего действительному положению, сознания. Такому подходу они противопоставили понимание идей как представ­лений людей, порождаемых их реальным жизненным бытием. Классическая формулировка данного положения содержится в следующих словах К. Маркса: «Не сознание людей порождает их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их со­знание» [10]. Основанные на данном методологическом прин­ципе представления людей об окружающем их мире, о проис­хождении и сущности идей принято называть материалисти­ческим пониманием мира. Очевидно, что оно противоположно по своей сути идеалистическому объяснению мира. Разумеет­ся, что те формы сознания, включая и диалектико-материалистическую философию, которые основываются на данном под­ходе к пониманию происхождения составляющих их содержа­ние идей, представляют собой не непременно ложные и пре­вратные представления; напротив, именно они содержат доста­точно верное объяснение существующего мира и положения в нем познающего и действующего субъекта.

Заметим, что, стремясь отмежеваться от идеалистическо­го понимания мира, свою систему воззрений сами К. Маркс и Ф. Энгельс не определяли как идеологию. Они полагали, что между наукой и идеологией всегда можно провести чет­кую линию — грань между истиной и ложью. К. Маркс, например, свое собственное исследование капитализма считал наукой. Энгельс совокупность содержащихся в их произведениях представлений о будущем бесклассовом об­ществе - социализме — и закономерностях его утверждения также назвал наукой [11]. Однако это не означает, что их со­циально-политическое учение не является идеологией в со­временном смысле этого понятия. Объективно классический марксизм как выражение социально-преобразовательных задач, связываемых с исторической миссией рабочего клас­са, нес в себе типичные черты идеологического феномена в современном его понимании.

Наши рекомендации