Задание № 7. Выполните задание по карте «Великое посольство» (максимальный балл – 8: за первую часть задания – 4 балла, за вторую часть задания – 4 балла)
Олимпиада по истории. 9 класс.
Задание № 1. По какому принципу образованы ряды (всего за ответ 3 балла).
- Д. Г. Мессершмидт, Г. Ф. Миллер, Ф. П. Врангель, Ф. Ф. Матюшкин.
- перестрел, локоть, сажень, день пути.
- 1816 – 1817; 1818 – 1821; 1821 – 1825; 1822 – 1825.
Ответы:
1. Русские ученые, исследовавшие Сибирь.
- меры длины (расстояния) в Древнерусском государстве.
- годы образования декабристских организаций. 1816–1817 – «Союз спасения»; 1818–1821 – «Союз благоденствия»; 1821–1825 – «Южное общество»; 1822–1825 – «Северное общество».
Задание № 2. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий (максимальный балл за все задание – 3). Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий:
А)
1. осада Пскова Стефаном Баторием
2. поход хана Батыя на Северо-Восточную Русь
3. освобождение Москвы от польских интервентов
4. разгром печенегов Ярославом Мудрым
5. Грюнвальдская битва
Ответ: 4, 2, 5, 1, 3
Б)
1. Деятельность кружка петрашевцев
2. Создание организации «Народная воля»
3. Возникновение первых декабристских организаций
4. Создание группы «Освобождение труда»
5. «хождение в народ»
Ответ: 3, 1, 5, 2, 4
В)
1. Роспуск Уложенной комиссии Екатерины II
2. Учреждение коллегий
3. Ликвидация Верховного тайного совета
4. Создание Государственного совета
5. Учреждение Верховной распорядительной комиссии
Ответ: 2, 3, 1, 4, 5
Задание № 3. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 6).
А) (3 балла)
Деятели науки | Открытия |
1. В. Беринг | А. составление «Толкового словаря живого великорусского языка» |
2. В. И. Даль | Б. руководство первой русской кругосветной экспедицией |
3. И. И. Ползунов | В. участие в создании норманнской теории |
4. Г. Миллер | Г. создание первой паровой машины |
Д. исследование пролива между Азией и Америкой |
Ответ:
Д | А | Г | В |
Б) (3 балла)
Восстания | Факты, относящиеся к народному выступлению |
1. Восстание С. Разина | А. правительство удовлетворило важнейшие требования восставших |
2. Соляной бунт | Б. восставших поддержал патриарх Никон |
3. Медный бунт | В. восстанием была охвачена огромная территория |
4. Соловецкое восстание | Г. причина восстания – денежная реформа |
Д. длительная осада центра восстания царскими войсками |
Ответ:
В | А | Г |
Задание № 4. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15).
Семнадцатилетний _____(1 – имя и отчество)________ венчался на царство летом ___(2)____ г. В первые годы своего правления он с большим трудом вывел Россию из состояния войны, заключив мир со Швецией и ____(3 – название страны)_____. Вскоре в Москву вернулся освобожденный из плена патриарх _____(4 – имя)______, и в стране началось двоевластие… Патриарх _____(5 – имя)____ официально получил титул ____(6)_______, и все документы писались на имя или от имени отца и сына.
Время длительного царствия ____(7 – имя и отчество)_____ отмечено первыми шагами в восстановлении России после полутора десятилетий ____(8 – название периода)_____ и войн. Заботясь об укреплении власти на местах, царь ввел новую систему управления – ______(9)_____. При нем созывались _______(10)________, основные политические вопросы он решал совместно с думой. Наряду с привычным дворянским ополчением стали появляться полки ______(11)________ – предшественники регулярной армии.
Ответы:
1. Михаил Федорович
2. 1613 г.
3. Польша.
4. Филарет
5. Филарет
6. «великий государь»
7. Михаил Федорович
8. Смута
9. Воеводская
10. Земские соборы
11. Полки нового строя
Задание № 5. Какие из представленных ниже суждений, связанных с изображенной медалью, являются верными? (максимальный балл – 2)
1) На медали изображен портрет царя, в годы правления которого она была учреждена;
2) В царственном венце на медали изображен прадед Петра I;
3) С именем первого царя династии, в честь юбилея которой учреждена медаль, принято связывать завершение процесса закрепощения крестьян;
4) Император, изображенный на медали, подписал манифест, положивший начало формированию в России многопартийной системы;
5) В год празднования юбилея, в честь которого учреждена медаль, Россия вышла на первое место в мире по объему промышленного производства;
Ответ: __________________
Ответ: 1, 4.
Задание № 6. Какая из представленных картин повествует о событии, произошедшем в годы правления императора, портрет которого помещен на медали (см. задание № 5)? В ответ запишите цифру, под которой она указана. (Максимальный балл – 2)
1) | 3) |
2) | 4) |
Ответ: __________
Ответ: 1.
Задание № 7. Выполните задание по карте «Великое посольство» (максимальный балл – 8: за первую часть задания – 4 балла, за вторую часть задания – 4 балла)
Установите соответствие: к каждому отрывку из «Истории России...» С. М. Соловьева подберите цифру на карте, обозначающую описываемое в тексте. Правильно выполнив задание, вы получите название профессии Петра I в Голландии.
К. «Петр в Галиции, близ местечка Равы, встретился с новым королем польским Августом II, и между прочими разговорами была речь у них о взаимной помощи... Но понятно, что от этого летучего разговора до союза было еще очень далеко: „И так друг другу обязались крепкими словами о дружбе, без письменного обязательства и разъехались"»
П. «Желание Петра осмотреть рижские укрепления не могло не возбудить подозрительности губернатора... Но легко понять, как эта подозрительность и недопущение осмотреть город должны были раздражить Петра при его нетерпеливости все сейчас осмотреть, при его непривычке к бездействию, при его непривычке встречать препятствия своим желаниям».
Т. «...Не одним кораблестроением занимался Петр в Голландии... Витзен должен был водить его всюду, все показывать – китовый флот, госпитали, воспитательные дома, фабрики, мастерские; особенно понравилось ему в анатомическом кабинете профессора Рюйша... он так увлекся, что поцеловал отлично приготовленный труп ребенка, который улыбался как живой».
Н. «Петр переехал... в Англию и скоро из Лондона перебрался в городок Дептфорд, где на королевской верфи занимался окончанием науки. Здесь он приговорил [нанял] до 60 человек иностранцев, мастеров золотых дел, в то же время послы в Голландии приговорили более 100 человек...»
О. «Петр решился... ехать далее на запад. К нему навстречу спешили две образованнейшие женщины Германии: курфюрстина ганноверская София и дочь ее курфюрстина бранденбургская София Шарлотта. Петр выбрался за границу, чтоб посмотреть на диковины цивилизации, понаучиться многому; цивилизованная Европа выслала двух своих представительниц со своей стороны посмотреть на Петра...»
И. «Петр, осмотрев все замечательное в Вене... собрался уже в Венецию, как почта привезла письма из Москвы: Ромодановский писал, что стрельцы взбунтовались и идут к Москве. Вместо Венеции Петр отправился в Россию».
Л. «Петр... был отлично принят в Кенигсберге курфюрстом Фридрихом III. В ожидании великих послов... Петр не терял времени и стал учиться артиллерии; учитель, подполковник фон Штернфельд, дал благопомянутому господину Петру Михайлову свидетельство, „что он в непродолжительное время, к общему изумлению, такие оказал успехи и такие приобрел сведения, что везде за исправного, осторожного благоискусного, мужественного и бесстрашного огнестрельного мастера и художника признаваем и почитаем быть может"».
Ответ:
Цифры на карте | |||||||
Отрывки |
Ответ:
Цифры на карте | |||||||
Отрывки | П | Л | О | Т | Н | И | К |
7.2.Какие пять стран посетил Петр I в ходе Великого посольства? Запишите соответствующие цифры..
1. Австрийская империя. 6. Нидерланды.
2. Англия. 7. Османская империя.
3. Дания. 8. Пруссия.
4. Испания. 9. Речь Посполитая.
5. Италия. 10. Франция.
Ответ:
Ответ: