Децентрализация государственной власти

4. Интеграции экономической и политической
жизни, активизация национальных движений,
дробление существующих государств

5. Стремление иметь собственную идеологию,
объединяющую общество

6. Сокращение бюрократического
управленческого аппарата и уменьшение
расходов на его содержание

В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.

Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.

Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идетна смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.

Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяетсямежду высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, то есть наблюдается развитие самоуправления.

Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденцияк интеграции экономической и политической жиз ни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.

Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось еще тремя государствами - Австрией, Швецией и Финляндией и насчитывает 15 стран.

Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, то есть дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.

Стремление к самостоятельности и обособлению можно оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.

Важная тенденция в развитии современного государства - стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряетсвою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.

Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание.

Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.

Некоторые проблемы реформирований государственного устройства в современной России

Унитарное государство

Федеративное государство

Конфедерация

Государственное устройство России исторически складывалась так, что сочетало в себе элементы унитарного государства, федерации и -конфедерации.

Унитарным оно было с точки зрения применения власти. Унитарное -это единое государство, с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Функционирует единая система законодательства, единая правовая и денежная системы.

Федеративным оно могло считаться потому, что создавалось нередко на базе договоров как союзное, то есть народ вступал в Российскую империю (или Советский Союз).

Федерация - это такое государство, которое имеет в своем составе государственные образования (республики, штаты, кантоны, провинции, земли), обладающие определенной самостоятельностью, со сво­им административно-территориальным делением и законодательством.

В федерации имеются высшие федеральные органы власти и высшие органы власти на уровне субъектов федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая - общенациональные интересы.

Конфедеративным было потому, что некоторые государства сохраняли за собой право выхода или добивались этого права различными способами, в том числе с помощью международного сообщества, как, на пример, Польша и Финляндия.

Конфедерация - достаточно рыхлое объединение государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран, но очень быстро распадались или становились федерациями. На практике конфедерация обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны- участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность.

По Конституции Советский Союз представлял собой федерацию, а по способам применения или реализации самостоятельности - унитарное государство. Право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, было записано во всех конституциях республик СССР, и в начале 90-х гг. оно было использовано всеми союзными республиками.

После распада СССР перед Россией остро встал вопрос о формировании новой государственности, о принятии новой Конституции. Россия сейчас представляет собой федерацию, но фактически весьма сильны центробежные процессы перехода от федерации к конфедерации.

В России сформировалась конституционно-договорная федерация, то есть наряду с Конституцией отношения между центром и субъектами федерации определяются и на базе двусторонних договоров. На начало 1998 г. было подписано уже 40 подобных договоров.

Наши рекомендации