Метод принуждения в административном праве и его виды

Административное принуждение как способ воздействия предполагает не только применение дисциплинарных взысканий или административных наказаний, но и располагает разнообразными действиями (мерами) воздействия.

Административное принуждение можно разделить в зависимости от целей применения воздействия на виды, которые иначе называются мерами административного принуждения и делятся на группы. Это

1. административно-предупредительные меры,

2. административно-пресекательные меры,

3. административные наказания,

4. меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Административно-предупредительные меры применяются, когда правонарушение не совершено, но во избежание наступ­ления вредных (опасных) последствий для общества. Указанные меры принуждения применяются к физическим и юридическим лицам в целях предупреждения возможного совершения ими различных правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

В законодательстве определены следующие виды мер административного предупреждения:

1. осуществление надзорных проверок;

2. введение карантина;

3. проверка документов;

4. прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов;

5. административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

6. проведение карантинных мероприятий,

7. установление комендантского часа,

8. принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих,

9. досмотр ручной клади, багажа, транспортных средств, личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и т. д.

Административно-пресекательные меры применяются для пресечения уже совершившихся правонарушений. Их цель — пресечь правонарушение, принять меры к его нераспространению и доставлению правонарушителя в органы власти.

В данном случае речь идет об

Ø административном задержании,

Ø доставлении правонарушителей,

Ø запрещении эксплуатации транспортных средств и отстранении от управления транспортными средствами,

Ø о применении сотрудниками милиции специальных средств, физической силы, огнестрельного оружия и т. д.

Административные наказания являются мерой административной ответственности. Перечень административных наказаний, процедура их наложения и исполнения определены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Меры процессуального обеспечения направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в следующих целях: пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Законодатель к ним относит:

1. доставление;

2. административное задержание,

3. личный досмотр;

4. досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

5. осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;

6. досмотр транспортного средства;

7. изъятие вещей и документов;

8. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

9. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

10. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

11. арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

12. привод.

Таким образом, указанные методы управления, в своей совокупности воздействуя на управляемых, обеспечивают выполнение функций органов исполнительной власти.

Разнообразие методов воздействия, применяемых субъектами исполнительной власти, позволяет достигать целей хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства.

Тема 11 «Контроль за законностью деятельности публичной администрации»

1. Принципы законности

2. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц

1. Законность — это требование строгого, точного, неуклонного соблюдения, исполнения и применения правовых норм, адресованное субъектам права. Сущность законности в государственном управлении состоит в соблюдении Конституции РФ, законов и соответствие всех других издаваемых нормативных актов действующему законодательству. Законность в государственном управлении характеризуется общеобязательность законов, единством законности, недопустимостью противопоставления законности и целесообразности, связью с правовой культурой, справедливостью, неотвратимостью ответственности за противоправные действия.

Принципы законности

Название принципа Сущность принципа
Принцип верховенства закона В процессе правотворчества ни один из его субъектов не может издавать нормативно-правовые акты, противоречащие закону; если в процессе реализации права правоприменительный орган сталкивается с ситуацией, когда нормативно-правовой акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение на основе последнего.
Принцип единства законности Понимание и применение нормативно-правовых актов на территории всей страны должно быть одинаковым.
Принцип равенства перед законом В процессе реализации правовых норм все субъекты права в равной степени должны соблюдать законы и нести юридическую ответственность за их нарушение.
Принцип недопустимости, подмены законности целесообразностью Отступление от требований закона по мотивам целесообразности, пользы, выгоды является недопустимым.

Различают следующие способы обеспечения законностив сфере государственного управления – контроль, надзор и обжалование (реализация права жалобы)(см. последнюю тему по АП).

Различают следующие виды государственного контроля:

− президентский контроль;

− контроль органов законодательной (представительной) власти;

− контроль органов исполнительной власти;

− судебный контроль.

Надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации осуществляет Прокуратура РФ. Законодательно определены формы реагирования прокурора на нарушения законности:

Протест – реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица.

Представление готовится на основе прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин нарушений и способствующих им условий.

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении подлежит рассмотрению и исполнению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок.

Предостережение о недопустимости нарушений закона объявляется прокурором должностным лицам в целях предупреждения нарушений при наличии данных о готовящихся противоправных действиях.

Наши рекомендации