Конституционные характеристики Российского государства
1 глава Конституции «Основы конституционного строя» закрепляет основные конституционные характеристики российского государства, среди которых можно выделить: Россия – демократическое государство; правовое государство; федеративное государство; социальное государство; светское государство; в России республиканская форма правления.
Демократическое государство. Демократия – это власть народа. Соответственно источником власти и легитимности всех органов государства является суверенный народ. То есть, как следует из ст. 3 Конституции, власть не сакральна, имеет не божественное или наследственное происхождение. Власть принадлежит только народу, который сам нанимает управленцев – должностных лиц, призванных служить народу. Важнейшими признаками демократического государства являются реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека.
Представительная демократия – это осуществление народом своей власти через выборные, представительные учреждения (парламенты), которые обладают исключительным правом принимать законы.
Обеспечение прав и свобод человека предполагает не только их декларацию, но реальную защищенность человека от произвола власти. Демократическое государство не отрицает принуждения (ведь государство обязано бороться с преступностью), но допускает его только в рамках закона (который принимается только парламентом, являющимся представителем самого народа). То есть судебная и исполнительная власть (прежде всего силовые структуры) не могут принимать решения и осуществлять их в отношении человека, если эти решения не соответствуют закону. В отличие от антидемократических режимов (авторитарного или тоталитарного) демократическое государство связано рамками закона. Из этого вытекает следующая характеристика – правовое государство.
Правовое государство – это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву (закону). То есть право, как единое для всех правило поведения в правовом государстве стоит выше всех: ему подчинены суды, правительство, президент, парламент (который принимая законы сам должен им подчиняться) и даже народ (источник власти), так как люди сами (через парламент) определяют по каким правилам они хотят жить, и пока эти правила не отменены, каждый человек должен действовать в их рамках. Верховенство права имеет первейшее значение – без него бессмысленно выстраивать другие институты (разделение властей, реальные выборы, гарантированность прав и свобод и др.), так как возможность пренебречь законом в угоду целесообразности рано или поздно приводит к разрушению этих институтов.
Верховенство права делает человека защищенным от произвола власти, так как человек подчиняется только абстрактному закону, для которого безразлично кто перед ним. Не важно какого происхождения человек или каково его материальное положение, хороший он или плохой. Важно только то, нарушает он закон или нет. Если гражданин законопослушен, он уверен, что его никто не арестует, не лишит имущества и т. д. Если же верховенство права отсутствует, то человек попадает в зависимость от органа (или лица) наделенного властью, чьи действия могут быть непредсказуемыми.
Государство может провозглашать себя правовым, а может и реально им быть. Является ли государство правовым можно определить по некоторым признакам.
Во-первых, это высший приоритет прав и свобод человека. Закон устанавливает минимальные (только общественно значимые) ограничения, стараясь не вмешиваться в частную жизнь людей. Основной принцип: человеку все что не запрещено законом – то разрешено.
Во-вторых, независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Только независимый суд в состоянии защитить права человека от произвола исполнительной власти.
В-третьих, сменяемость власти, как механизм заставляющий действующую власть соблюдать Конституцию и законы. Если механизм сменяемости власти работает, то любые политические силы находясь во власти осознают, что по истечении срока их полномочий, новые силы, придя им на смену могут привлечь к ответственности людей ушедших из власти, если они нарушали законы. Это является сильным сдерживающим фактором, удерживающим власть в правовом поле.
В-четвертых, верховенство Конституции по отношению ко всем нормативным актам (ч. 1 ст. 15 Конституции). Никакой закон не должен противоречить конституции, чем обеспечивается создание такого порядка, при котором закон и право не расходились бы. Ведь обязанность подчиняться закону должна корреспондировать правовому характеру этих законов. Общеизвестно, что законы бывают правовые и неправовые (то есть нарушающие принципы естественного права). К последним относятся, к примеру, законы обязывающие доносить на близких родственников и др. На защиту человека от неправовых законов направлено еще одно положение Конституции, рассмотренное ранее – приоритет международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции).
Соответственно, в-пятых, приоритет международного права означает, что государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества (которое в отличие от национального законодательства государство не может отменить в одностороннем порядке).
Федеративное государство – это сложное, союзное государство, состоящее из нескольких субъектов (в отличие от унитарного государства). Федеративное устройство России основано на территориальной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии субъектов РФ между собой.
Социальное государство – это государство, которое берет на себя обязанность заботится о благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
Светское государство – это государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Республиканская форма правления означает выборность и сменяемость главы государства, в отличие от монархии, где власть главе государства передается по наследству и ее продолжительность ограничена сроком его жизни. Существуют парламентская (исполнительная власть формируется и контролируется парламентом), президентская (исполнительную власть формирует и контролирует президент) и смешанная (в процессе формирования правительства участвуют и президент и парламент) республики.