Бюджетная и налоговая системы
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Бюджет выражает денежные отношения и экономические связи в государстве по образованию и использованию денежных фондов государства и регионов (административно-территориальных образований), находящихся на самоуправлении.
Особенностью бюджетных отношений является их безэквивалентность в единой системе распределительных отношений воспроизводства.
Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. По материально-вещественному содержанию является централизованным фондом денежных средств государства; по социально-экономической сущности – основной инструмент перераспределения национального дохода. Построен по балансовому принципу. Имеет доходную и расходную часть. Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях: формировании денежных фондов (доходов); использовании денежных фондов (расходов); контроле над формированием и использованием денежных фондов.
Бюджетная политика представляет собой комплекс юридических, экономических, организационных мер по составлению бюджетов, регулированию бюджетного процесса, управлению бюджетным дефицитом и организации бюджетного контроля.
Бюджеты составляются на бюджетный или финансовый год. В РФ финансовый год совпадает с календарным — с 1.01 по 31.12. Кроме финансового года устанавливают и счетный период. Счетный период включает финансовый год и 1 месяц (январь) для завершения всех операций по исполнению бюджета.
Бюджетная система — основанная на экономических соотношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны.
Бюджетное устройство — это организация и принципы построения бюджетной системы, её структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Основано на юридических номах, определяющих компетенцию центральных , территориальных и местных органов власти по составлению , рассмотрению и исполнению бюджета.
В РФ действует бюджетная система, в которую входят:
1) федеральный бюджет РФ;
2) республиканские бюджеты республик в составе РФ, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
3) местные бюджеты.
Бюджетное устройство РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, бюджетном федерализме.
Построение бюджета начинается с определения направлений и величины расходов. Этим составление бюджета отличается от составления финансового плана хозяйствующего субъекта, который начинается с расчета доходов.
Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов, и расходы, включаемые в бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, средств массовой информации и иные расходы, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, иные расходы на расширенное воспроизводство.
Расчет суммы расходов производится нормативным методом, в основе которого лежат минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы в расчете на одного жителя и численность населения. С учетом этих норм составляется минимальный бюджет.
В доходной части нижестоящих бюджетов выделяют закрепленные и регулирующие доходы.
Закрепленные доходы — доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в %) на постоянной или договорной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы представляют собой доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Это ведет к образованию государственного долга.
Государственный долг — это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг — это долг государства своему народу. Внешний долг — это долг другому государству.
Дефицит бюджета может покрываться за счет дотаций и субвенций из бюджета вышестоящего уровня за счет выпуска займов и использования кредитных ресурсов.
Дотация представляет собой государственное пособие, которое выделяется из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня; организациям и предприятиям – для покрытия убытков и других целей; доплата; материальная помощь.
Субвенция — сумма денег, выделяемая на определенные цели на конкретный срок для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. При использовании не по назначению субвенция подлежит возврату. Субвенции бывают текущие и инвестиционные.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении расходов (на 5, 10 и т. д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета, за исключением защищенных статей, в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется органами власти, составляющими бюджет.
Деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов называется бюджетным процессом.
Бюджетный процесс охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Организация бюджетного процесса определяется соответствующими законами РФ, законами республик в составе РФ и решениями местных органов власти. Бюджеты составляют и исполняют органы исполнительной власти. Рассматривают, утверждают и контролируют исполнение бюджетов органы законодательной власти. Бюджеты утверждаются в форме закона (федерального, республиканского) и в форме решения (постановления) местного правительства или другого местного законодательного органа.
Бюджетное регулирование – это система перераспределения денежных средств между бюджетами, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящих бюджетов нижестоящим в целях сбалансированности последних.
Бюджетное финансирование – это предоставление юридическим лицам в безвозмездном порядке денежных средств из бюджетов и внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды создаются для финансирования мероприятий, не предусмотренных в плановом порядке в бюджете.
Представительный орган власти вправе принимать решения об образовании целевых внебюджетных фондов. Положение о каждом внебюджетном и валютном фонде утверждается соответствующим представительным органом власти. Средства внебюджетных и валютных фондов находятся на специальных счетах, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением.
К внебюджетным фондам могут относиться такие как:
• дорожные фонды;
• фонд занятости;
• фонд социального страхования страны;
• пенсионный фонд страны;
• фонд обязательного медицинского страхования;
• фонд по борьбе с преступностью;
• валютный фонд;
• фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
и т. д.
Отчисления в фонд социального страхования РФ, пенсионный фонд России, фонд обязательного медицинского страхования производятся хозяйствующим субъектом по тарифам, ставки которых утверждены в процентах к фонду оплаты труда (ФОТ). Ставки по единому социальному налогу (ЕСН) могут изменяться в связи с реформированием налоговой системы РФ.
В 2005 г. Они составляют: составляют:
пенсионный фонд:
федеральный — 6 %;
территориальный - по накопительной ставке - 4 %, по страховой – 10% (для лиц 1967 года рождения и моложе; соответственно 0% и 14% для лиц 1966 года рождения и старше);
фонд социального страхования — 3,2% ,
фонд обязательного медицинского страхования — 0,8 % (федеральный) и 2% (территориальный).
Бюджетные резервы – это заранее обособленная часть бюджетных средств, предназначенная для финансирования различных непредвиденных расходов государства.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. . Б3-ЭКОН-31
Налогообложение представляет собой метод распределения доходов (прибавочной стоимости) между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством.
Налоги — это обязательные специальные взносы (платежи) юридических и физических лиц, поступающие государству и в местным органам власти в заранее установленных законом размерах и в определённые сроки. Формируют доходную часть бюджета и являются частью национального дохода страны.
В налогообложении участвуют субъекты и объекты.
Субъект налогообложения — плательщик налогов, установленный законом.
Объект налогообложения — все то, что в силу закона подлежит обложению налогом: труд (зарплата); капитал (движимое и недвижимое имущество); прибыль; дивиденды; земля и пр.
Срок уплаты налога — срок, в который уплачивается налог. Он оговаривается в законе; за его нарушение автоматически взимается пени независимо от вины нарушителя, срока внесения налогового платежа.
Ставка налога — размер налога, устанавливаемый в процентах к объекту налогообложения. Вводится высшим органом власти РФ и другими органами государственной власти.
Льготы по налогу — исключение из общего правила; они предусматриваются законом с учетом платежеспособности, участия в общественном производстве и других факторов.
Преференции — особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны; чаще всего применяются в виде скидок с таможенных пошлин. Таможенные льготы в РФ установлены Законом РФ «О таможенном тарифе».
Сущность налогов проявляется в следующих функциях:
• регулирующей;
• стимулирующей;
• распределительной;
• фискальной.
Сущность регулирующей функции заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики, т. е. регулирует экономику.
Сущность стимулирующей функции состоит в том, что с помощью налогов государство стимулирует научно-технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, развитие производства. Например, прибыль, направляемая на капитальные вложения, освобождается от налогов.
Сущность распределительной функции заключается в том, что с помощью налогов в бюджете аккумулируются дополнительные средства, которые затем направляются на решение общегосударственных проблем, на развитие негосударственной сферы, помощь малоимущим, содержание государства в целом.
Сущность фискальной функции состоит в том, что с помощью налогов формируются доходы государства (пополняются средства государственной казны), которые используются затем на содержание государственного аппарата (государства).
Налоги обычно делятся на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Эти определения базируются на соотношении между ставкой налога и объектом налогообложения.
Прогрессивный налог — это налог, у которого его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. Налог является регрессивным, если его средняя ставка понижается по мере возрастания дохода. У пропорционального налога его средняя ставка остается неизменной независимо от изменения дохода.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются на доход (на труд и капитал) и на имущество (на капитал) налогоплательщика. При прямых налогах денежные отношения возникают непосредственно между государством и налогоплательщиком, который вносит налоги непосредственно в государство:
Косвенные налоги — налоги, включаемые в виде надбавки в цену товара (работы, услуги). Косвенные налоги оплачивает непосредственно покупатель данных товаров (работ, услуг). К этим налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Субъектом налогообложения становится продавец товаров (работ, услуг), который выступает как посредник между налогоплательщиком (покупателем) и государством по взиманию налогов с покупателя и передачи их в казну.
Налоги — это основные источники дохода государственного бюджета. Но налоговая политика также оказывает влияние и на то, как распределяется доход. Например, прогрессивный налог, согласно которому с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких, косвенно влияет на перемещение денег от богатых к бедным.
Налоговая система — совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Система налогов и порядок их выплаты определяются законодательно Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и Налоговым кодексом РФ.
Налоговая система РФ включает в себя 3 уровня:
• федеральные налоги;
• республиканские (краевые, областные, автономных образований);
• местные налоги.
Ставки, порядок расчета, сроки уплаты и представления отчетности устанавливаются законодательными актами РФ, Министерством финансов РФ, местными финансовыми органами.
В настоящий момент налоговой системе РФ соответствуют следующие организационные принципы: принцип единства налоговой системы; принцип подвижности (эластичности); принцип стабильности; принцип множественности налогов.
Налоги и их функции отражают базисные отношения, которые используются государством в налоговой политике через широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, способов обложения, льгот и т. п.), составляющих налоговый механизм.
Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Разграничение налогов и их функций, с одной стороны, налоговой политики и налогового механизма, с другой, дает возможность понять объективность налогов и субъективную деятельность государства.
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Она находится в постоянном движении и зависит от финансово-экономической политики государства. Настоящее время характеризуется постоянным пересмотром налоговой политики РФ.
Каждый налогоплательщик желает уменьшить свои налоговые отчисления. Существуют основные модели поведения налогоплательщика:
1) уклонение от уплаты налогов;
2) обход налогов;
3) налоговое планирование;
4) уплата налогов в соответствии с законодательством без применения специальных методов минимизации налоговых обязательств.
Налоговое планирование представляет собой организацию деятельности предприятия в целях минимизации налоговых обязательств на стабильный период, не нарушая законодательства. Право использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
Процесс налогового планирования включает следующие этапы:
1) принятие решения о наиболее выгодном месте расположения предприятия (например, оффшорные центры, свободные экономические зоны).
Оффшорные центры — небольшие государства и территории, проводящие политику привлечения иностранных ссудных капиталов и предоставляющие налоговые и иные льготы только в отношении финансово-кредитных операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте.
Свободные экономические зоны — специальные экономические зоны, ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового и др. режимов), стимулирующие развитие промышленности и инвестирование иностранного капитала;
2) выбор организационно-правовой формы юридического лица;
3) текущее налоговое планирование - использование налоговых льгот при прогнозировании и определении облагаемого дохода, построение оптимальных схем хозяйственной деятельности, выбор наиболее благоприятных форм хозяйственных договоров.
Знание налоговой политики, законодательной базы данной страны дает
возможность свести налоги к минимуму;
4) рациональное размещение активов и прибыли; проблемы инвестирования и аккумулирования средств.
Например, инвестирование в государственные ценные бумаги по российскому законодательству освобождаются от налогов. Также освобождается от налогообложения прибыль, реинвестированная в техническое перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования.