Формационный подход к типологии государств
Формационный подход выражает марксистское отношение о типе государства. Для определения типа государства и права при формационном подходе надо ответить на 3 вопроса:
1) к какой общественно-экономической формации, к какому типу производственных отношений соответствует данное государство?
2) орудием какого класса оно является?
3) каково социальное назначение данного государства?
Согласно марксистской типологии государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного типа государства другим – процесс объективный естественноисторический, его реализация возможна в ходе революций. В этом процессе каждый последующий тип государства прогрессивнее предыдущего.
Цивилизационный подход к типологии государств
Он связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг. Все общества по экономическому развитию относятся к одной из пяти стадий.
1) традиционное общество
2) переходное общество, в котором закладываются основы преобразований
3) общество, переживающее процесс сдвига
4) созревающее общество
5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления
Формы государственного правления
Форма государственного правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Различают две формы государственного правления: монархия и республика.
Монархия
Монархия – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется, как правило, единолично и в большинстве случаев переходит по наследству.
Существуют следующие признаки классической монархии:
1) Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
2) Как правило, наследственный порядок передачи власти;
3) Юридическая безответственность монарха, т.е. монарх не несет ответственности за свои поступки.
Существует 3 вида монархии:
1) абсолютная – при ней власть монарха ничем и никем не ограничена;
2) дуалистическая – монарх делит власть с парламентом, их полномочия примерно равны;
3) парламентская (конституционная) – вся власть у парламента. У монарха минимум полномочий.
Положительные черты монархии:
1) экономия на выборах монарха;
2) не конъюнктурность монарха: может принимать политически непопулярные, но необходимые решения;
3) правитель известен заранее, благодаря чему его готовят с детства;
4) монарх не временщик.
Отрицательные черты монархии:
1) усталость от работ;
2) оторванность от народа;
3) не конъюнктурность монарха;
4) сложность в замене некомпетентного правителя.
Республика
Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами и/или должностными лицами, избираемыми населением на определённый срок.
Существуют следующие признаки республиканской формы правления:
1) существование единоличного или коллегиального главы государства;
2) выборность главы государства и верховных органов власти на определенный срок;
3) осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по велению народа;
4) юридическая ответственность главы государства.
Существует 3 вида республик:
1) парламентская республика, в которой вся власть принадлежит парламенту, у президента минимум полномочий. Пост президента может вообще отсутствовать;
2) смешанная (парламентско-президентская) республика – полномочия парламента и президента примерно равны;
3) президентская республика – большинство власти у президента, парламент может вообще отсутствовать.
Положительные черты республики:
1) конъюнктурность;
2) близость некоторых руководителей к населению;
3) возможность смены некомпетентного управленца.
Отрицательные черты республики:
1) расходы на выборы;
2) правитель – временщик;
3) непрофессионалы во власти;
4) конъюнктурность.
Формы государственного территориального устройства
Государственное территориальное устройство существует в 3 видах:
Унитарные государства
Они имеют следующие признаки:
1) Одна система высших органов государственной власти;
2) Одни конституция, финансовая, налоговая и законодательная системы;
3) Наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.
Присущая унитарным государствам централизация проявляется в разных формах и в разной степени. В некоторых странах местные органы управления вообще отсутствуют. В других – они находятся под прямым или косвенным контролем центральной власти.
В зависимости от вида контроля различают централизованное или децентрализованное унитарное государство. В некоторых унитарных государствах предоставляется льготный правовой статус отдельным административно-территориальным единицам.