Понятие безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности
Понятие содержания, основные черты и принципы административной деятельности ОВД.
Административная деятельность ОВД – это целенаправленная организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном повседневном практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел. Административной по своей сущности является деятельность многих аппаратов и служб полиции, которые в частности включают в себя охрану общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление разрешительной системы, административного надзора, деятельность участковых, инспекторов полиции, функционирование службы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, специальных учреждений полиции и так далее.
Административно-правовые средства находят широкое применение в охране частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, обеспечение контроля за соблюдением правил пребывания в России иностранных граждан, лиц без гражданства и так далее.
Содержание деятельности, направленной на охрану общественного порядка, составляют административно-правовые отношения, складывающиеся и развивающиеся:
1. Внутри ОВД в процессе организации практического решения задач по обеспечению общественного порядка и безопасности;
2. В ходе повседневной непосредственной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности силами и средствами государственных органов и общественности.
Характерными чертами административной деятельности ОВД являются:
1. Властный характер;
2. Подчиненность и подконтрольность в процессе ее осуществления соответствующим государственным органом исполнительной власти;
3. Сочетание элементов централизованного руководства с оперативным (непосредственным) управлением;
4. Подзаконность;
5. Профилактическая направленность.
Административная деятельность ОВД осуществляется в следующих формах:
· Правотворческая (правоустановительная);
· Правоприменительная, подразделяющаяся на регулятивную и правоохранительную;
· Проведение организационных мероприятий;
· Совершение материально-технических действий и операций.
Принципы административной деятельности ОВД подразделяются на социально-правовые и организационные. К социально-правовым относятся те принципы, которые имеют обще-социальный характер и реализуются в административной деятельности независимо от уровня и места того или иного органа или от должности, занимаемой работником, осуществляющим административную деятельность. К организационным относятся принципы, на основе которых строится, организуется административная деятельность ОВД.
Социально-правовые принципы:
· Гуманизм;
· Уважение прав и свобод человека;
· Социальная справедливость;
· Демократизм;
· Законность;
· Научность;
· Сочетание гласности и профессиональной тайны.
К организационным принципам относятся:
· Комплексный подход к охране общественного порядка и обеспечению общественного порядка;
· Территориальный;
· Линейный;
· Сочетание территориального и линейного;
· Единоначалие и профессиональная ответственность;
· Профилактическая направленность охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
· Функциональный принцип;
· Двойное подчинение.
Понятие безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности.
Под общественным порядком понимается порядок в местах имеющих общественное значение, к которым относятся улицы, площади, вокзалы, рынки, магазины, зрелищные заведения и так далее, для которых характерна концентрация скопления людей. Отсюда важнейшей функцией исполнительной власти является охрана общественного порядка, обеспечение прав и свобод гражданина в этой сфере.
Различаются три группы общественных мест:
1. Места постоянного пользование (улицы, площади и так далее), то есть общественные места, доступ к которым открыт в любое время.
2. К общественным местам периодического пользования относятся помещения и другие объекты учреждений, предназначенных для обслуживания населения в установленные часы работы (городской транспорт, пассажирские поезда и суда, предприятия торговли и общественного питания, бытового обслуживания, рынки, зрелищные учреждения, спортивные сооружения, пляжи и так далее). В период, когда эти объекты закрыты от посетителей, и там отсутствуют люди, их нельзя рассматривать в качестве общественных мест.
3. Разовые общественные места, к ним относятся места, в которых общение людей носит непостоянный разовый эпизодический характер (луг, лес, участок степи во время проведения коллективного выезда на загородную прогулку, либо в массовые гуляния), эти места становятся общественными только во время нахождения в них людей. Таким образом общественный порядок это социальное явление, представляющее собой общественные отношения, складывающиеся из отдельных актов поведения людей в общественных местах.
Порядок в обществе есть необходимое условие его нормальной жизнедеятельности и представляет собой урегулированность, стабильность и согласованность общественных отношений.
Нарушение общественного порядка, это противоречащие требованиям правовых и иных социальных норм, действия и поступки, приводящие к дезорганизации нормальных условий работы государственных и общественных организаций труда и отдыха граждан общественного порядка и спокойствия, посягающие на общественную нравственность и человеческое достоинство.
Общественные черты правопорядка и общественного порядка состоят в том, что они складываются из однородных по своей социальной природе общественных отношений, регулируемых действующих в обществе социальными нормами, которые выступают как единый комплекс правил поведения. Вместе с тем правопорядок и общественный порядок не тождественные понятия, ибо между ними имеются существенные различия.
Правопорядок – это общественные отношения , урегулированные правом, они та4кая же реальность, как и всякие отношения в государстве. Правопорядок складывается потому, что участники общественных отношений реализуют свои субъективные права и юридические обязанности, то есть соблюдают, исполняют, используют и применяют нормы права на основе законосообразного поведения, то есть законности.
Правопорядок как социальное явление имеет свои особенности:
1. Запланирован в нормах права;
2. Возникает в результате реализации норм права;
3. Обеспечивается государством;
4. Создает условия для организованности общественных отношений;
5. Выступает итогом законности.
Понятием общественного порядка охватывается только часть правоотношений, которая складывается прежде всего в общественных местах и имеет своей целью поддержание общественного спокойствия, обеспечение нормальных условий для функционирования государственных и общественных организаций труда и отдыха граждан. Многие общественные отношения, регулируемые правом, не охватываются понятием общественного порядка, например, гражданские правоотношения.
Если правопорядок является чисто юридической категорией и охватывает только правовые отношения, то общественный порядок не только правовая, но и нравственная категория. Наряду с правовыми нормами общественный порядок регулируется и иными социальными нормами правового характера и охватывает как правовые, так и неправовые отношения.
Общественный порядок тесно связан с общественной безопасностью. Под общественной безопасностью понимается система отношений, основанная на строгом соблюдении и исполнении специальных организационно-технических правил, установленных государством в целях охраны жизни и здоровья людей, недопущения разрушения или повреждения зданий, сооружений или наступления последствий, которые могут возникнуть в результате деятельности должностных лиц или граждан, связанных с повышенной опасностью для окружающих.
Субъектами нарушений правил общественной безопасности выступают должностные лица, которые в порядке исполнения своих служебных обязанностей должны принимать меры к соблюдению и исполнению правил общественной безопасности. Владельцы источников общественной опасности, или которым выданы специальные разрешения.
Литература: Закон РФ от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции», опубликован в Российской газете, федеральный выпуск № 5401.
Административная деятельность ОВД «Альбом схем», Москва 2003 г.
Административная деятельность, учебник № 1.
Коренев, Административная деятельность, Москва 2003г.
Сальников, Административная деятельность ОВД, курс лекций, Санкт-Петербург 2004г.