Возникновение рыцарства
Начало Крестовых походов значительно преобразило их: появился нравственный и эстетический характер рыцарства. Успехи рыцарей в Крестовых походах поспособствовали не только их становлению как социального класса, но и приобретения наследственного аристократического титул
Именно Священная война Католической церкви с еретиками Востока поспособствовала созданию так называемого рыцарского кодекса чести, согласно которому рыцари в отличие от остальных военных должны были помогать обездоленному населению, лечить больных, встречающихся на их пути, и защищать жизни женщин и детей от своих же соратников.
Рыцари впервые начали превозносить женщин, считая их достоянием общества. Во времена рыцарства поменялось представление о женщине как собственности мужа, или того хуже как товара.
Создание рыцарских орденов
Благодаря религиозному характеру первых военных походов, под влиянием римской церкви рыцари начали создавать свои ордены. Одним из самых могущественных был орден Тамплиеров, который пользовался расположением и покровительством самого понтифика.
Рыцарские ордены отличались друг от друга преимущественно военной стратегией. Объединяющим звеном их были религиозные представления, а также нравственные понятия. До нашего времени сохранился Мальтийский рыцарский орден, который существует еще с 1099 года.
Участвуя в военных сражениях, рыцарь не имел права отступать назад. За дезертирство их наказывали смертью и обрекали на презрения весь род. Рыцари, состоявшие в орденах, учувствовали в военных действиях, только если они носили собой духовный характер, а не откровенную цель завоевания и порабощения других земель.
Однако многие монархи и духовенство, под эгидой защиты нравственности, часто отправляли рыцарей на откровенно варварские завоевания. Так рыцари Англии и Франции участвовали в Столетней войне и фактически нарушали один из пунктов рыцарской чести не воевать друг против друга. Однако обе стороны были ослеплены желанием отстоять честь собственной монархии, а значит и родины.
Рыцарские турниры
Турниры, или состязания перед многочисленной публикой, были главным развлечением рыцарей и своеобразной репетицией перед важными сражениями. Личность рыцаря, участвующего в турнире было невозможно определить, так как их лица закрывали металлические маски.
Призом для победителя было вооружение побежденного. Цена проигрыша заключалась в денежной суме, которою побежденный должен был выплатить своему противнику. Очень часто рыцарские турниры посвящались знатным дамам, королям, а также были приурочены важному событию жизни общества.
Турниры пользовались большой популярностью в Средневековье. Часто рыцарь, который фактически не принимал участия в войне, но прославился смелостью в турнире, обладал такими же привилегиями как герои сражений.
15. Средневековые корпорации.
Средневековое европейское общество было сословным, корпоративным. Высшим сословием считалось духовенство. Земля принадлежала феодалам — сравнительно немногочисленному классу людей, которые получили от королей или императоров поместья, фьефы или феоды, в награду за воинскую службу. Феодалы, или рыцари, считали себя благородным сословием, аристократией. Они назывались лордами, сеньорами, лендлордами.
Основную массу населения составляли крестьяне, которые находились в сильной зависимости от владельцев земли. Во многих регионах существовало поначалу настоящее крепостное право, однако со временем крестьяне добивались формальной свободы, оставаясь по-прежнему в очень сильной экономической зависимости от землевладельцев.
Крестьяне жили в нищенских домах, а феодалы строили себе замки и просторные дворцы, обнесенные крепостными стенами. Это были центры власти, отсюда осуществлялось управление. Феодалы долго выполняли и судебные функции. Все феодалы (рыцари) подчинялись сеньорам более высокого ранга, самым высоким статусом обладал король или император. В этих замках и дворцах при каждом крупном сеньоре собирался двор — друзья, гости-аристократы, вассалы хозяина, придворные звездочеты, алхимики, поэты, шуты, артисты, художники и музыканты. Здесь люди собирались для судебных разбирательств собственных тяжб или дел своих сеньоров.
16. Классическое западноевропейское средневековье и образование сословно-представительных монархий.
На втором этапе развития феодализма завершается процесс формирования феодальных отношений и все структуры феодального общества достигают наиболее полного расцвета.
Создание централизованных государств. Государственное управление. В это время укре-пляется централизованная власть в большинстве западноевропейский стран, начинают образовы-ваться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия) и др. Крупные фео-далы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот пе-риод начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Ранее всего такой парламент-кортесы появился в Испании (конец XII – начало XII вв.). В 1265 г. парламент появляется в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран За-падной Европы. Вначале работа парламентов не была сколько-нибудь регламентирована, не были определены ни сроки собраний, ни порядок их проведения – все это решал король в зависимости от конкретной ситуации. Однако уже тогда стал важнейшим и постоянным вопрос, который рас-сматривали парламентарии, – налоги.
Парламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и как судебный орган. Постепенно за парламентом закрепляются законодательные функции и намечается определенное противостояние парламента и короля. Так, король не мог без санкции парламента вводить дополнительные налоги, хотя формально король был намного выше парламента, и именно король созывал и распускал парламент, предлагал вопросы для обсуждения.
Парламенты были не единственным политическим новшеством классического Средневековья. Еще одной важной новой составляющей общественной жизни стали политические партии, которые впервые начинают формироваться в XIII в. в Италии, а затем (в XIV в.) во Франции. По-литические партии жестко противостояли друг другу, однако причиной их противоборства тогда выступали скорее психологические причины, нежели экономические.
Практически все страны Западной Европы в этот период прошли через ужасы кровавых раз-доров и войн. Примером может быть война Алой и Белой Розы в Англии в XV в. В результате этой войны Англия потеряла четвертую часть своего населения.
В XIII – XV вв. в странах Западной Европы складываются черты новой формы средневекового государства – сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия – это форма феодального государства, в котором относительно сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий. В основе централизации средневековых государств стран Западной Европы лежали, прежде всего, социально-экономические причины.
Со второй половины XI в. Наблюдается подъем земледелия в странах Западной Европы. Повсеместно распространяется трехполье, расширяются посевные площади, осваиваются залежные земли, расчищаются леса. Урожайность повышается благодаря лучшей обработке земли и применению удобрений. Интенсификация хозяйства повысила уровень жизни населения, реже стали голодовки и эпидемии. Рост производительности труда наблюдался, прежде всего, в крестьянском хозяйстве. Феодалам стало выгодно вместо барщины взимать налоги с крестьян деньгами. В связи с этим сокращалась, а местами исчезала барская запашка, а земля раздавалась крестьянам в наследственные держания.
Замена отработочных повинностей оброком диктовалась интересами феодалов и сопровождалась усилением эксплуатации. Хотя крестьяне приобретали при этом большую хозяйственную самостоятельность, они вынуждены были отдавать феодалу все более значительную часть производимого ими продукта. Крестьяне сопротивлялись усилению эксплуатации: отказывались уплачивать новые поборы, бежали в города, уходили в другие места, массами вступали в крестоносные ополчения, поднимали открытые восстания. Большей частью борьба крестьян носила локальный характер. Восстания жестоко подавлялись, но проходили бесследно. Феодалы вынуждены были отказываться от чрезмерных требований, устанавливать более или менее твердые нормы повинностей, что создавало условия для развития крестьянских хозяйств и вовлечения крестьян в товарно-денежные отношения.
Заметно оживилась и городская жизнь. Поднимались пришедшие в упадок старые города и возникали новые. В городах сосредоточивались ремесло и торговля, хотя еще долгое время городское население продолжало заниматься и сельским хозяйством. Постепенно города начинают добиваться свободы различными способами. Королевская власть не сразу оценила выгоды от освободительной борьбы городов и вначале поддерживала то одну, то другую сторону в зависимости от того, кто больше платил. Но постепенно она все больше склонялась к поддержке городов, которые являлись самыми надежными союзниками в борьбе с феодальной знатью. С помощью городов монархии удалось справиться со своими политическими противниками и занять независимое положение. Свободные города распространяли свое влияние на сельскую округу. В них скрывались беглые крестьяне, обретая в городах свободу.
В борьбе c крупными феодалами королевская власть использовала поддержку общественных сил, заинтересованных в ликвидации феодальной раздробленности и централизации государства. Короля поддерживали отдельные группы господствующего класса, прежде всего мелкие вассалы, которые искали у него защиты от произвола крупных феодалов и стремились с его помощью упрочить свои права на владения. Пользуясь этим, король стал устанавливать прямую зависимость мелких вассалов от монархии.
Королевская власть находила также поддержку среди значительной части духовенства, заинтересованного в установлении внутреннего мира и нуждавшегося в охране своих прав на церковную собственность. Используя право «покровительства», короли починяли церковную иерархию, защищали привилегии духовенства от покушения светской знати. За это духовенство прославляло королей, придавало их власти ореол святости и тем самым укрепляло ее авторитет.
Но наиболее действенную помощь в борьбе с феодальной знатью король находил в лице поднимавшихся городов. На определенном этапе политического развития у монархии и у городов оказался общий противник – феодальные магнаты, что послужило основой их временного союза. Города, ведя борьбу против своих сеньоров, сокрушали могущество феодальной знати и облегчали подчинение ее королем. За поддержку и покровительство короля они щедро вознаграждали его денежными взносами и военной помощью. Но союз этот был недолгим. Укрепившись, король лишил города вольностей, поставив их под власть своих чиновников. Король не везде поддерживал освободительную борьбу городов, а только там, где сталкивался с враждебными ему сеньорами. Коммуны возникали преимущественно вокруг королевского домена. Освободившиеся города становились коллективными королевскими вассалами, обязанными оказывать монархии денежную и военную помощь.
17. Основные события европейской внешней политики XI-XV вв. от Крестовых походов до Столетней войны.
Общая часть Крестовые походы (1095–1291) — это ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества. Причины Крестовых походов Начало Крестовым походам было положено папами, которые номинально считались предводителями всех предприятий такого рода. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе Экономические стимулы Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Крестьянам Крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев. По чисто экономическим мотивам в Крестовых походах были заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. Начало Крестовых походов Клермонский собор 1095 г. Начало Крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 г. папа Урбан II. Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому сложившему в нем голову — место в раю. Он дал понять, что Крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы — все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделаетсяТысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну. Первый Крестовый поход (1096-1099) В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. В июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Ожесточенная война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим больше месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу. Второй Крестовый поход (1147–1149) Когда в 1144 г. Эдесса была захвачена мусульманским правителем Мосула Зенги и известие об этом достигло Западной Европы, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил германского императора Конрада III (правил в 1138–1152) и короля Франции Людовика VII (правил в 1137–1180) предпринять новый Крестовый поход. На этот раз папа Евгений III выпустил в 1145 г. специальную буллу о Крестовых походах, в которой имелись точно сформулированные положения, гарантировавшие семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви. Поход окончился полным провалом. Третий Крестовый поход (1187–1192) Ричард Львиное Сердце отвоевал у мусульман Акку и Яффу и заключил с Салах-ад-дином договор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторым другим святыням, но большего ему добиться не удалось. Иерусалим и бывшее Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым и долговременным достижением Ричарда в этом походе явилось завоевание им в 1191 Кипра, где в результате возникло самостоятельное Кипрское королевство, просуществовавшее до 1489. Четвертый Крестовый поход (1202–1204) В Четвертый Крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы. В ноябре 1202 армия обрушилась на Задар и основательно его разграбила. Затем не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя и вернули Исааку трон. Однако обещанное вознаграждения не выплатили. Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский. Крестовый поход детей (1212) Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30.000) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли. Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство. Тысячи немецких детей (по оценкам, до 20.000), возглавляемые десятилетним Николасом из Кельна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все они погибли. Пятый Крестовый поход (1217–1221) На 4-м Латеранском соборе в 1215 г. папа Иннокентий III объявил новый Крестовый поход. В 1218 г., когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту. В 1221 г. крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление. Шестой Крестовый поход (1228–1229) Этот Крестовый поход возглавил Фридрих II Гогенштауфен. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акки. В 1229 г. В 1244 г. город был вновь завоеван мусульманами. Седьмой Крестовый поход (1248–1250) Его возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп. Восьмой Крестовый поход (1270) Людовик IX вновь пошел войной на арабов. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю. Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акку в 1291 г. Итоги Крестовых походов Хотя Крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни. События столетней войны (1337—1453) — длительный военно-политический конфликт между Англией и Францией. Велась на территории Анжу, Нормандии, Гиени и Фландрии. Причины: борьба из–за бывшей территории Франции – Аквитании. Толчком к войне послужила династическая ситуация, сложившаяся во Франции в 1328 г., когда умер последний Капетинг, сын Филиппа IV – Карл IV, не оставивший прямых наследников. Претендентом на фр. престол объявил англ. король Эдуард III. Корона Франции была передана Филиппу VI Валуа, представителю боковой ветви Капетингов. Тогда Эдуард III решил добиться своих прав с помощью оружия. В 1337 г. каждая из сторон сделала шаг к решительным действиям: Филипп VI объявил о конфискации Гаскони, фьефа англ. короны, а Эдуард III провозгласил Филиппа VI узурпатором и объявил ему войну. Несмотря на начальные успехи, Англия потерпела поражение в войне, в результате на континенте у неё сохранилось всего одно владение — порт Кале, который она удерживала до 1559 г. Война продолжалась 116 лет с перерывами. Строго говоря, это была скорее серия конфликтов: Первый (Эдвардианская война) продолжался в 1337—1360, второй (Каролинская война) — в 1369—1389, третий — Ланкастерская война — в, четвёртый до —1453. Войну начал английский король Эдуард III, бывший внуком французского короля Филиппа IV Красивого из династии Капетингов. После смерти в 1328 г. Карла IV Эдуард заявил о своих правах на французский трон. Первый этап войны был успешным для Англии. От объявления войны англ. королем Эдуардом III до мира в Бретиньи (1360). Это было время непрерывных воен. поражений Франции. Осенью 1337 г. англичане предприняли наступление в Пикардии, а затем одержали победы на море при Слейсе (1340), на суше при Креси (1346), овладели важным портовым г. Кале, наконец, в 1356 г. «Черный принц» разгромил фр. рыцарей при Пуатье и пленил фр. короля Иоанна II Доброго. Во время первого этапа Столетней войны во Франции произошли Парижское восстание (1356–1358) и Жакерия (1358). В 1360 г. был заключен мир в Бретиньи, по которому Франция потеряла земли к югу от Луары (приблизительно 1/3 часть страны) и порт Кале. Воспользовавшись передышкой, король французов Карл V реорганизовал армию, усилив её артиллерией, и провёл экономические реформы. Это позволило французам на втором этапе войны, 1369–1396 гг. добиться значительных военных успехов. В связи с крайней измотанностью обеих сторон в 1396 г. они заключили перемирие на 18 лет. Однако при следующем французском короле, слабоумном Карле VI, англичане снова стали одерживать победы, в частности разгромили французов в битве при Азенкуре (1415), подчинили Нормандию и др. области Франции. В 1420 г. между сторонами был подписан тяжелый для Франции мир в Труа, по которому при жизни Карла VI правителем (регентом) Франции стал Генрих V, к нему или его наследнику должна была перейти фр. корона после смерти Карла VI. Кроме того, Генрих V вступил в брак с дочерью Карла VI Екатериной, с тем чтобы их дети в будущем реально воплощали факт объединения корон. Сын Карла VI дофин Карл был лишен наследственных прав. После смерти (в 1422 г.) Генриха V и Карла VI англичане и герцог Бургундский объявили королем Англии и Франции сына Генриха V и фр. принцессы Екатерины Генриха VI. Дофин Карл объявил себя фр. королем Карлом VII. Перелом наступил в 1420-х, на четвёртом этапе войны 1420–1453 гг., после того как французскую армию возглавила Жанна д'Арк. Под её руководством французы освободили от англичан Орлеан (1429 г). В июле 1429 г. Карл VII был торжественно коронован в Реймсе. Казнь Жанны д'Арк (1431) не изменила хода войны. Даже казнь Жанны д’Арк в 1431 г. не помешала французам успешно завершить военные действия. Весной 1453 г. Карл VII лично возглавил армию, направленную на освобождение юго–запада. октября 1453 г. сдался французам англ. гарнизон в Бордо – эта дата традиционно считается концом Столетней войны. В руках англичан остался только Кале. Победа Франции означала ликвидацию притязаний Англии на фр. корону, способствовала дальнейшей централизации Франции, созданию сильного национального государства. 1066 год – Вильгельм-Завоеватель – битва при Гастингсе – завоевал Англию. В 12 веке нормандская династия правит Англией, Во Францией – Капетинги. Сын Людовика 6 Людовик 7 (Франция) женится на дочери герцога Гийома Аквитанского – Элеоноре. Она – наследница Аквитании. Во время свадьбы Людовик 6 умирает. После 2 Крестового похода через 13 лет 1152 год – развелись. Она вышла за графа Анри Анжуйского. В 1152 году он станет Английским королём Генрихом Анжуйским Плантагенетом. С 1154 года – на Английском престоле французская династия. Её сын – Ричард Львиное Сердце.
18. Реформация и Контрреформация. Особенности протестантской церкви в странах Европы.
В начале XVI в. в Риме строился собор св. Петра. На это необходимы были большие средства, поэтому активизировалась продажа индульгенций. Недалеко от Виттенберга, где находился священник и богослов Мартин Лютер, индульгенции продавал предприимчивый доминиканский монах Тетцель. Рекламируя свой товар, он прибегал к различным уловкам. Методы деятельности Тетцеля послужили поводом для выступления Лютера. 31 декабря 1517 г. он прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои 95 тезисов, содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций. Уже в следующем году его пригласил к себе папа для обсуждения его поведения. Лютер уклонился от этого приглашения. В апреле 1521 г. на имперском сейме в Вормсе произошло окончательное выяснение позиций. Лютер к этому времени получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне. Поэтому позиция Лютера выразилась в решительном тезисе: «На этом я стою, иначе не могу». В Вормсе после отъезда Лютера его учение было осуждено как еретическое, но это не помешало дальнейшему формированию лютеранства. Независимо от деятельности самого Лютера разгорелось крестьянское движение, вылившееся в Великую крестьянскую войну. Вождем крайне левого крыла стал священник Томас Мюнцер. Восставшие крестьяне и их идеологи нашли в ставшем для них доступным благодаря переводам Лютера Священном Писании материал для осуждения богатых и призыва к их истреблению. Социальные цели крестьянского движения приближались к коммунизму утопического характера, принимавшему форму «истинного» христианства. Основным требованием являлась более или менее последовательно проводимая общность имущества. Особенно активно движение развивалось в саксонском городе Цвиккауу куда прибыл Томас Мюнцер, занявший место проповедника в одной из церквей. Его проповеди собирались слушать крестьяне и из других областей и деревень. Однако вскоре он был изгнан из города, встал во главе восьмитысячного крестьянского войска, но вскоре был взят в плен и казнен. К началу 1530-х гг. центр тяжести движения сместился в Северную Германию, в город Мюнстер. В начале 1534 г. там была избрана новая власть. Общественные порядки стали перестраиваться по анабаптистскому образцу. Однако это продолжалось недолго. Город был осажден и вскоре пал. Власти жестоко подавили восстание. Оставшиеся в живых анабаптисты бежали в Чехию и Нидерланды. Во главе нидерландского анабаптизма встал Менно Симоне, придавший анабаптизму более мирный характер, получивший название меннонитства. Лютер выступил с осуждением крестьянской войны, что укрепило его позиции среди бюргерства и власти. После Вормского рейхстага, осудившего лютеранство как ересь, в 1526 г. состоялся Шпеерский рейхстаг, отменивший решение Вормского и разрешивший князьям выбор веры для себя и своих подданных. Через три года, в 1529 г., в том же Шпеере рейхстаг отменил свое разрешение, после чего приверженцы Лютера выступили с протестом; это и дало название всему движению. Противостояние продолжалось вплоть до 1555 г., когда был заключен Аугсбургскии религиозный мир,которым устанавливалась свобода вероисповедания, закрепленного в принципе: «Чья земля, того и вера». Однако еще долго в Германии политическая и военная борьба происходила в религиозной форме. В 1618 г. началась Тридцатилетняя война, охватившая почти всю Европу. Она завершилась Вестфальским миром, по существу легализовавшим завоевания Реформации. . В швейцарии В государствснио-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских властей. В религиозном отношении отдельные кантоны подчинялись епископам различных католических диоцезов. Поэтому Реформация, помимо религиозных вопросов, решала и вопросы становления независимого государства. Центрами движения были Цюрих и Женева. Цюрихский священник Цвингли выступил в 1523 г. с тезисами, направленными против католической церкви и более радикальными, чем лютеранские. Городские власти согласились с Цвингли и приняли его программу. Официально было объявлено о прекращении зависимости от католической церкви, церковную общину возглавил городской магистрат, целибат духовенства был отменен, монастыри распущены, церкви очищены от мощей, алтарей, колоколов, упразднена месса католического чина и введено богослужение протестантского типа. Некоторые поддержали преобразования, некоторые были против нововведений и были готовы к восстанию. Цвингли предпринял попытку заручиться поддержкой Лютера, соглашение не было заключено. В Швейцарии же дело дошло до войны с лесными кантонами, в которой Цвингли потерпел поражение и погиб. Цвинглианство как самостоятельное религиозное течение перестало существовать. Дальнейшее движение по пути Реформации осуществлял Жан Кальвин. В 1536 г. французский юрист и богослов Жан Кальвин появился в Женеве. С 1541 г. он прочно занял там положение диктатора, которое занимал до своей смерти в 1564 г. Кальвин создал в Женеве образец церковной общины нового типа, своего рода монастырь с самым строгим аскетическим уставом, допускающим из всех жизненных удовольствий лишь семейную жизнь. Община возглавлялась пастором и советом пресвитеров. После смерти Кальвина требования новой церкви несколько смягчились, что способствовало распространению кальвинизма в других странах, прежде всего в Англии. Кальвинизм разделился на несколько течений: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм; во Франции появились гугеноты, в Англии — пуритане. Вероисповедных разногласий между этими направлениями нет, есть разница в церковной организации, в частности конгрегационалистские общины автономны и не составляют общей церкви. В Англии С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима — золотой Розы и звания «Защитник веры». Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплата аннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов. В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом. Одним из поводов, стимулировавших бунт Генриха VIII против папы, был отказ последнего санкционировать несколько его последовательных разводов со своими женами. После смерти Эдуарда VI королевой Англии стала дочь Генриха VIII Мария. Она попыталась вернуть католицизм, для чего развернула такую кампанию террора, что получила кличку Кровавой. В 1571 г. парламент под руководством королевы принял закон, названный «39 статей». В этом законе содержалось новое исповедание веры. Обший характер этого вероучения приближался к кальвинизму. Организация же расходилась с кальвинистской, так как сохранялась епископальная система при главенстве короля над всей церковью. С 1851 г. это направление получило название англиканство. В Великобритании существовали и более радикальные тенденции, тяготевшие к кальвинизму, которые проявились в движении пуритан, выступавших за радикальное очищение. Центром этого движения являлась Шотландия, где в конце 1860-х гг. развернул свою пропаганду Джон Ноксе. Эта пропаганда была настолько успешна, что шотландский парламент специальным актом объявил пуританство государственной религией. В 1561 г. королевой Шотландии становится католичка Мария Стюарт и в стране разворачивается настоящая гражданская война между группировками кальвинизма и католицизма. Католическая партия Марии Стюарт потерпела поражение, а сама королева вынуждена была воспользоваться «гостеприимством» Елизаветы, которая спровоцировала ее обвинение и казнь в 1587 г. В конце XVI в. королева Елизавета обрушила на пуритан такие репрессии, что многие из них были вынуждены эмигрировать в другие страны, особенно много пуритан уехало в Северную Америку. В самой Англии пуританство не исчезло, через несколько десятилетий оно стало там знаменем буржуазной революции. Пеструю картину религиозных войн в Англии дополняли события в Ирландии, где сохраняла свое влияние католическая церковь. Во Франции Во Францию Реформация проникла из Швейцарии. Обозначением приверженцев Реформации во Франции стало искаженное немецко-швейцарское слово «Eidgenosse», что означало «сотоварищи» и по-французски звучало как гугеноты. Здесь религиозные пристрастия распределялись не по классовому признаку, как в других странах Европы, а по географическому: протестантизм более развивался на юге Франции, католицизм — на севере. Противостояние обострилось с 1559 г., когда был обнародован эдикт, запрещающий под страхом смертной казни гугенотское богослужение. После этого свыше 30 лет продолжались религиозные войны, в ходе которых заключались перемирия и соглашения, которые вновь нарушались кровопролитными сражениями. Знаменитым актом религиозного варварства вошла в историю Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 г., когда в Париже и других городах были вырезаны 30 тыс. гугенотов, приехавших на свадьбу своего лидера Генриха Наварского с принцессой Маргаритой. Свадьба проходила в день святого Варфоломея. Став королем, Генрих IV в 1598 г. опубликовал Нантский эдикт, на основании которого католицизм признавался государственной религией, однако протестантам предоставлялась относительная свобода вероисповедания. Политика Генриха IV была несовместима с принципами католической нетерпимости, и в 1610 г. католический монах Равальяк по заданию церковных кругов убил Генриха, а в 1685 г. король Людовик XIV отменил Нантский эдикт. Контрреформация Реформация нанесла чувствительный удар по католицизму, но не сокрушила его. Через несколько лет после того, как началось наступление протестантизма, католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под названием Контрреформации. Первым его актом явилась организация ордена иезуитов. Основатель ордена мелкий испанский дворянин Игнатий Лойола посвятил себя служению церкви. В 1534 г. Лойола и еще шестеро его единомышленников образовали общество, которое ставило своей целью способствовать восстановлению могущества папы и католической церкви. В 1540 г. созданная им организация была утверждена папой Павлом III как монашеский орден, ставший главным орудием католической Контрреформации. Главное обязательство, которое брали на себя иезуиты, заключалось в том, чтобы беззаветно повиноваться всему, что прикажут нынешний и будущие папы. Их основным лозунгом было: цель оправдывает средства. Орден отличался четкой иерархической структурой: непосредственно папе подчинялись только руководители ордена, а все остальные его члены имели дело со своими начальниками, каждый из которых занимал определенную ступень в орденской иерархической лестнице. Направления деятельности ордена были различны.. Орден иезуитов поставил задачу овладеть школьным делом так, чтобы использовать его для воспитания подрастающего поколения в духе безраздельной преданности католической церкви. Другой важной задачей ордена была политическая деятельность: интриги при дворах королей и князей, шпионаж . Лицемерие и безнравственность иезуитов вошли в поговорку. Большую поддержку иезуиты оказали папе в ходе Тридентского собора, который продолжался в течение 18 лет в условиях ожесточенной борьбы не только с протестантизмом, но и с соглашательским позициями внутри самого католицизма. Было признано, что для успешной борьбы с наступлением протестантизма недостаточно одних угроз и запретов, необходимо повысить общую грамотность и религиозную образованность духовенства за счет создания системы католического образования. Было принято решение об издании для малограмотной паствы катехизиса веры, т.е. краткого и сжатого изложе- ния основ католической веры в виде вопросов и ответов. В условиях возникновения и укрепления в Европе централизованных абсолютистских монархий папство уже не могло претендовать на значение политического центра, оно вынуждено было переориентироваться и отказаться от претензий на светское господство, оставив себе лишь роль духовного повелителя Вселенной. Для осуществления этой роли в 1543 г. было объявлено, что ни одна книга в дальнейшем не может быть опубликована без разрешения католической инквизиции. Вскоре стали появляться списки запрещенных церковью книг. Первый «Индекс запрещенных книг» был опубликован в 1559 г. Его выпуск сохранялся вплоть до 1948 г. В 1542 г. была учреждена новая, еще более ужасная форма инквизиции, направленная против протестантизма. На протяжении двух веков Западная Европа была охвачена огнем религиозных войн. В результате мер, предпринятых католической церковью, ей удалось предотвратить беспрепятственный натиск протестантизма, который победил в основном в Скандинавии, Северной Германии, Нидерландах и Швейцарии, на Британских островах и в Северной Америке. Оплотом католицизма остались Италия, Испания, Франция, Австрия и некоторые другие государства.
19. Великие географические открытия. Период первоначального накопления капитала в странах Западной Европы.
Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Амер