Понятие «общество». Основные законы развития общества
ВВЕДЕНИЕ
Изучение истории как базовой учебной дисциплины в высших учебных заведениях имеет большое значение для профессионального становления будущих специалистов. Многие проблемы, которыми им предстоит заниматься, могут быть решены только на основе принципа историзма и социального подхода, позволяющего выявить и понять тенденции общественного развития. Курс истории является базовым для студентов первого года обучения.
Программа курса основана на изложении истории России в тесной связи с историей мировой цивилизации - на это ориентируют преподавателей вузов Государственные требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В содержании курса раскрываются качественные изменения в экономическом, политическом, социальном, культурном развитии России с древнейших времен до наших дней.
Цель курса:опираясь на преемственные связи с историческим образованием средней школы, через раскрытие основных тенденций и закономерностей истории развития человечества дать студентам необходимый минимум знаний по истории России в контексте мировой истории.
Задачи курса:
• Изучение истории как науки о развитии человеческого общества во всем его многообразии.
• Формирование представлений о путях развития России в контексте мировой истории.
• Раскрытие экономических, политических, социальных и культурных особенностей исторического развития России.
• Формирование гражданской позиции студентов на основе принципа гуманизма.
Студент должен:
• понимать и уметь объяснять сложные и противоречивые события мировой и отечественной истории; иметь научное представление о хронологии истории человечества;
• уметь сравнивать ход исторического развития российской и мировой цивилизаций;
• уметь анализировать особенности проявления главных факторов всемирного исторического процесса в истории России;
• видеть те факторы, которые определяли развитие России, особенности политического и экономического развития страны, становление и развитие социальной структуры российского общества, динамику взаимоотношений власти и общества, национальную политику государства и др.;
• знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
• уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.
Курс основан на хронологическо-проблемном методе, предусматривающем изучение истории России по периодам (темам), а внутри них - по проблемам.
Мы надеемся помочь студентам уяснить как логику, так и диалектику исторического процесса, сформировать целостное представление об историческом пути России и опыте решения экономических, политических и социальных проблем на разных этапах развития страны и успешно подготовиться к зачету и экзамену по истории.
Уверены, что полученные знания и практика историко-познавательной деятельности в ходе самостоятельной работы расширят общий кругозор, повысят интеллектуальное развитие и сформируют у студентов умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Лекция № 1
Вводная лекция. Россия в контексте мировой истории
Цель лекции:опираясь на знания учащихся, полученные в средней школе при изучении курсов «Истории России», «Всеобщей истории»; через раскрытие основных тенденций и закономерностей становления исторической науки; сформировать у студентов знания о формационном, цивилизационном и культурологическом подходах к истории, подвести их к мысли о том, что российская цивилизация имеет ряд особенностей в историческом развитии.
План лекции
1. Понятие «история».
2. Понятие «общество». Основные законы развития общества.
3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.
4. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный.
5. Место России среди других цивилизаций.
Понятие «история»
Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ?
Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состояния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).
История - наука, исследующая факты, события и процессы на базе исторических источников (например: летописей), для установления закономерностей исторического развития общества.
Зная законы развития общества, мы можем не только предполагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и моделировать свое будущее. Прослушав курс «Отечественной истории», Вы будете знать, что необходимо нам исправить прежде всего в себе, чтобы были изменения во всем обществе.
Понятие «общество». Основные законы развития общества
Мы с Вами установили, что история - это наука, наблюдающая за взрослением, возрастными изменениями общества. А что же такое, общество, в целом?
Действительно, это и совокупность людей, и мы все, и многое другое... В настоящее время наука дает более 200 определений понятия «общество». Среди них, такие как:
Общество - это социокультурная система, состоящая из двух уровней организации общества - уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей).
Общество - это часть мира, созданная совместно действующими, сознательно ее преобразующими людьми.
Общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга.
Общество - это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.
Общество - это многообразие отношений между людьми, возникающих без участия государства.
Однако, наиболее содержательным является следующее определение, которое понятно и гуманитариям и естественникам:
Общество - это динамичная саморазвивающаяся система, отделившаяся от природы, но не порвавшая связь с нею.
Главные признаки это системы:
1. Самоорганизация.
2. Саморазвитие.
3. Самодеятельность.
4. Самодостаточность.
Последний признак, философы называют отличительным признаком человечества, как целостной системы, от маленьких социальных групп, каковой сейчас являемся мы с Вами.
Общество - это живой организм, который имеет собственную структуру. Мельчайшими элементами этой системы являемся мы с Вами, крупными подструктурами: экономическая, политическая, социальная, духовная сферы жизни общества.
Такие системы, как человеческое общество, физики называют открытыми системами, т. к. они обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.
Общество, как открытая система, развивается нелинейно, т. е. проходит через череду социальных и экологических кризисов (так называемые, точки бифуркации). Каждый кризис - это вызов обществу, ситуация исторического выбора, который ведет либо к повышению структурной организации системы, либо к его гибели.
Нелинейное развитие общества протекает по следующим законам: