Принципы экологического права
В теории права под принципами понимаются руководящие идеи, основные положения, которые характеризуют сущность отрасли права и ее назначение в обществе. Они выражают сущность охраны окружающей среды, основу ее правового регулирования и осуществления. Данные принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в отношениях по охране окружающей среды.
Принципы экологического права сформулированы в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», к ним относятся следующие:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (этот принцип предусматривает, что любое использование является платным. Формы: налоги (земельный, водный, на добычу ископаемых), арендная плата (за использование земельных участков, леса), плата за негативное воздействие на окружающую среду);
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
- сохранение биологического разнообразия;
- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и/или уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Приоритетным принципом в законе безусловно необходимо считать принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
Право на благоприятную окружающую среду – это одно из основных, естественных прав человека, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Объектом права на здоровую окружающую среду является такая природная среда (ее качество), состояние всех компонентов которой соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам. Понятие «благоприятная», применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Благоприятная окружающая среда характеризуется также способностью удовлетворять эстетические и другие потребности человека к сохранению видового разнообразия. Кроме того, окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в природоохранном законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства[10].
Необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности признаются охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.
Под охраной природных ресурсов понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий, а также на их воспроизводство. Приоритет охраны природных ресурсов основывается на их ограниченности в пространстве, невосполнимости, часто невозможности их восстановления при нерациональном использовании.
Закрепление принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде направлено на осуществление эффективного использования природных ресурсов. Природоресурсное законодательство устанавливает для каждого вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. За пользование лесными ресурсами плата взимается в двух основных формах – лесные подати и арендная плата. В отношении недр выделяются четыре формы платного природопользования: за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Формы платы за использование земли – земельный налог и арендная плата.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» также закрепляет и такой важный принцип охраны окружающей среды как принцип сохранения биологического разнообразия. Важность закрепленного принципа объясняется тем, что хотя случаи вымирания отдельных видов имели место и раньше (в том числе и в доисторические времена), но никогда прежде не регистрировались такие значительные потери их, такие широкомасштабные и необратимые процессы изменения экосистем и климатических условий, как в наше время. Потребности населения в продовольствии, жилье, транспорте постоянно возрастают. Это ведет к сокращению естественных экосистем, они дробятся, преобразуются, даже исчезают. Промышленные и бытовые отходы, минеральные удобрения отравляют природу, что приводит к гибели многих видов животных, птиц, рыб, растений. Хозяйственная деятельность человека, в сущности, является главной причиной исчезновения многих видов флоры и фауны. Особенно это связано с загрязнением окружающей среды.
Тема 10. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
§ 1. Понятие, предмет, метод и источники
семейного права
Семейное право – это одна из немногих отраслей права, с которой каждый человек встречается в своей жизни. Поскольку отношения связанные с появлением ребенка на свет, должны быть зарегистрированы врачом: врач, принявший роды, обязан зафиксировать момент рождения в специальных книгах и выдать соответствующую справку. Далее возникают отношения, регулируемые нормами семейного права, связанные с регистрацией факта рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния. На протяжении всей своей жизни человек связан с понятием «семья». Так или иначе, он является членом семьи – ребенком, родителем, супругом и т. д. Государство провозглашает невмешательство в семью, но, тем не менее, существует круг вопросов, который должен быть урегулирован правом. В этой связи государство этот круг вопросов строго очерчивает и формирует специальную отрасль права, регулирующую эти отношения. Как и любая отрасль права, семейное право характеризуется предметом, методом правового регулирования и источниками.
Семейное право – это особая отрасль российского права и законодательства, регулирующая личные (неимущественные) и имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
Семейные отношения это особая сфера жизни человека, которая не всегда может быть урегулирована нормами права, но в то же время эти взаимоотношения настолько важны для общества и государства, что последнее не может не урегулировать их. Но это осуществляется только специально установленных отношений и строго в установленных законом пределах. Так, в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации правовому регулированию подлежат:
- условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным;
- личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, бывшими супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными);
- личные (неимущественные) отношения между другими родственниками и иными лицами в случаях, предусмотренных семейным законодательством;
- формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (опека и попечительство, приемная семья и усыновление (удочерение).
Все остальные отношения, возникающие в семье правовому урегулированию не подлежат – любовь, взаимопонимание, психологическая поддержка и т. д.
Таким образом, предмет семейного права это совокупность единых по своей сущности общественных отношений, которые регулируются нормами семейного права.
Метод, используемый в семейном праве, по большей части является диспозитивным, что отвечает существу семейных отношений, но имеются нормы, носящие императивный характер, и, прежде всего, они призваны защитить слабого участника семейных правоотношений – несовершеннолетних детей, инвалидов, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей женщина в период беременности и в течение года после рождения ребенка, пожилые и недееспособные участники семейных отношений.
Источники семейного права. За последние двадцать с небольшим лет полностью произошло обновление социально-экономических и политических условий развития современного российского общества, кардинальное обновление многих отраслей российского права, все эти процессы не могли не затронуть и семейные отношения и регулирующие их нормы. Так, с 1 марта 1996 года вступил в силу новый Семейный кодекс Российской Федерации. За прошедшие годы с момента принятия СК РФ в него неоднократно вносились существеннее изменения, поскольку отношения в обществе развиваются и изменяются и требуют тщательной правовой регламентации. Основными источниками семейного права являются:
Конституция Российской Федерации. В рамках гл. 2 Конституции закрепляется право на жизнь, (ст. 20), на достоинство личности, свободу от пыток и насилия (ст. 21), человек может быть частным собственником имущества, ему гарантировано право наследования (ст. 35), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38), каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).
Декларация о правах ребенка (1959).
Конвенция о правах ребенка (1989).
Всеобщая декларация прав человека (1948).
Международные пакты о правах человека (1966).
В рамках Международной организации труда были приняты Конвенция № 103 «Об охране материнства» (1952) и Конвенция № 89 «О ночном труде женщин».
Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков.
Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967).
Конвенция о дискриминации в области образования (1960) и другие международные акты.
Семейный кодекс Российской Федерации включает все нормы, которые регулируют семейные правоотношения, и конкретизирует их по следующим направлениям: общие положения, заключение и расторжение брака, признание его недействительным, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей, алиментные обязательства членов семьи, формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Гражданский кодекс Российской Федерации дает многие основные понятия, используемые в семейном праве, такие как правоспособность, дееспособность, имя гражданина, место его жительства, устанавливает не только правовое положение участников гражданского оборота, но и основания возникновения, порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства. Содержащиеся в ГК правила служат основой регулирования имущественных прав супругов, независимо от того законный это режим или договорный. Гражданский кодекс определяет порядок распоряжения и отчуждения, имущественных прав несовершеннолетних родителей или лицами их заменяющими. Им устанавливаются основы опеки и попечительства.
Положения закрепленные в Конституции, Гражданском кодексе, Семейном кодексе, находят свое дальнейшее развитие в текущих федеральных законах, например: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «Об актах гражданского состояния», ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и других.
На основе и во исполнение федеральных законов Правительство РФ может принимать постановления – постановление Правительства РФ «Об утверждение Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства», постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производиться удержание алиментов на несовершеннолетних детей» и другие.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ и ст. 3 СК РФ в семейное законодательство так же включаются законы субъектов РФ, которые могут регулировать семейные правоотношения в двух случаях: если вопрос прямо отнесен к ведению субъекта, и если вопрос не урегулирован СК РФ, например Закон Ростовской области «Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области», Закон Тюменской области «Об особенностях организации работы по опеке и попечительству в Тюменской области», Закон Краснодарского края «Об уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае».
Принципы семейного права – основные руководящие начала, определяющие сущность семейного права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. Основополагающие принципы закреплены в ст. 2 СК РФ:
1. Принцип признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа.
2. Принцип добровольности брачного союза.
3. Принцип равенства прав супругов в семье.
4. Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.
5. Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов.
6. Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
7. Принцип единобрачия (моногамия).