Органы исполнительной власти субъектов РФ

Конституция РФ и Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" закрепляют основополагающие начала построения систем государственной власти субъектов Федерации, гарантируя их определенное единообразие. Однако они позволяют учитывать специфику субъектов Федерации и тем самым сочетать единство и разнообразие в организации их законодательных и исполнительных органов.

Полномочия субъектов Федерации по организации собственной системы органов исполнительной власти конкретизируются в их конституциях и уставах: издание НПА; выбирать система органов испол.власти в субъекте, их структуру и т. д; проводить выборы, формирование органов исп. власти.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимаетсясовокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

1. глава исполнительной власти субъекта Федерации – президент республики, глава администрации, губернатор, и т. д.;

2. исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);

3. исполнительные органыгосударственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые - министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, а в областях (краях) – министерства, государственные комитеты, департаменты, управления и иные органы, входящие в структуру исполнительной власти);

4. территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции (префекты, управляющие и т.д.)

5. территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Организация исполнительной власти в республиках:

Основными элементами их системы на уровне органов общей компетенции являются чаще всего единоличный орган - глава исполнительной власти (Президент, председатель Правительства, глава республики) и коллегиальный орган - Правительство.

Выделяются следующие варианты определения правового положения президента республики:

а) президент республики является главой республики и ее высшим должностным лицом (Республика Башкортостан, Республика Ингушетия). В конституциях этих республик не содержится указание на то, что президент входит в систему исполнительной власти или возглавляет исполнительную власть;

б) президент республики является главой государства, высшим должностным лицом и возглавляет систему исполнительной власти республики, при этом деятельностью правительства руководит его председатель, назначаемый президентом (республики Якутия, Северная Осетия, Татарстан, Тыва);

в) президент республики или глава республики является главой государства, высшим должностным лицом, возглавляет систему исполнительной власти и является председателем правительства республики (республики Бурятия, Коми).

Организация исполнительной власти в краях, областях:

Исполнительная власть в этих субъектах реализуется администрацией (Правительством), руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (губернатор, глава администрации, мэр). Глава администрации (губернатор) является высшим должностным лицом субъекта Федерации и руководит системой органов исполнительной власти области (края) на принципах единоначалия.

1. Глава администрации (губернатор) непосредственно осуществляет исполнительную власть, руководя прямо подчиненными ему отраслевыми и функциональными подразделениями администрации (Тюменская область, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.);

2. Глава администрации (губернатор) осуществляет исполнительную власть через формируемый им самостоятельный орган общей компетенции - правительство или администрацию субъекта Федерации. Этот орган может возглавляться должностным лицом, назначаемым губернатором (председатель Правительства, первый заместитель главы администрации, вице-губернатор) - Московская, Мурманская, Тульская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ и др.

3. Глава администрации (губернатор) непосредственно возглавляет орган общей компетенции - Правительство или администрацию субъекта Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Липецкая, Саратовская области и др.). При этом Правительство и отраслевые органы исполнительной власти формируются губернатором, а контрольные функции законодательной власти существенно ограничены.

Определенные особенности присущи системе органов исполнительной властигородов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга:

многозвенность системы административного управления – мэрия, правительство, префектуры в Москве и администрация, правительство, территориальные управления в Санкт-Петербурге.

обширные распорядительные полномочия главы исполнительной власти – мэра и губернатора, начиная от назначения руководителей всех подведомственных городской администрации органов и заканчивая совмещением должностей главы администрации и главы правительства.

отраслевая структура органов исполнительной власти учитывает особенности городской жизни и предполагает объединение и дифференциацию этих органов, в том числе по признаку их функционирования в системе городского хозяйства.

в структуре городской администрации функционируют органы специальной компетенции, находящиеся в совместном ведении трех видов органов исполнительной власти – города федерального значения, области и Российской Федерации; например, главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Высшее должностное лицо (руководители высшего исполнительного органа) субъекта РФ избирается гражданами, проживающими на территории данного субъекта РФ либо в особо оговариваемых случаях специально созываемым собранием представителей. Оно избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на эту должность более двух сроков подряд.

2. Государственное управление в области обеспечения безопасности.

В соответствии с Законом РФ «О безопасности» к основным объектам безопасности относятся:

• личность — ее права и свободы;

• общество — его материальные и духовные ценности;

• государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная

Целостность

Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

1) своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз безопасности;

2) реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

3) принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против РФ.

Президент санкционирует действия по обеспечению безопасности; в соответствии с законодательством РФ формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения безопасности.

Совет Безопасности – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Совет Безопасности осуществляет:

1) подготовку рекомендаций Президенту для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;

2) подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

3) подготовку предложений Президенту о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

Правительство координирует деятельность ФСБ в части, касающейся ее взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти; формирует статьи бюджета для исполнения целевых программ в этой области; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности.

Федеральная служба безопасности (ФСБ России) – федеральный орган исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, защиты и охраны Государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающий информационную безопасность РФ и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов ФСБ, определенные законодательством РФ, а также координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Органы ФСБ в соответствии с ФЗ «Об органах ФСБ РФ» представляют собой централизованную систему (осуществляют контрразведывательную деятельность, защиту и охрану Государственной границы, борьбу с преступностью, разведывательную деятельность, обеспечение информационной безопасности).

Органы ФСБ:

1) обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

2) в установленном порядке осуществляют меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

4) осуществляют и организуют лицензирование отдельных видов деятельности (о допуске предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну);

5) организуют и осуществляют шифровальную работу в войсках;

6) осуществляют специальные полномочия (установление отношений сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; осуществление проникновения в специальные службы иностранных государств, проводящих разведывательную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ, в преступные сообщества и группы и др.).

Пограничная служба ФСБ России возглавляет единую централизованную систему органов:

1) органы пограничной службы (пограничного контроля, внешней разведки, оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обеспечению собственной безопасности, пограничной стражи, морской охраны; организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Гос. Границу)

2) пограничные округа, пограничные группы и региональные управления.

Государственная граница – пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Граждане на добровольных началах могут участвовать в охране Государственной границы (в составе народных дружин, в качестве внештатных сотрудников Пограничной службы).

Служба внешней разведки РФ ( ФЗ «О внешней разведке»).

Цели разведывательной деятельности (не может осуществляться для осуществления антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных законодательством):

1) обеспечение Президента, ФС, Правительства разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.

Федеральная служба охраны РФ (ФСО России) – управление в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам.

Основные задачи ФСО:

1) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

2) участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности РФ, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;

Статья 6. Объекты государственной охраны ФЗ «О государственной охране»

К объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации, определенные настоящим Федеральным законом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.

Государственная фельдъегерская служба РФ (ГФС России)

Основные задачи ГФС:

1) обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений (Президента, федеральных органов государственной власти, органов прокуратуры РФ, Минобороны, МВД, ФСБ);

2) доставка за рубеж корреспонденции, технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента или Правительства;

Билет № 22

Наши рекомендации