Раздел 4. гендерное образование. правовое и гендерное просвещение
ЦЕЛЬ
Внедрение гендерных знаний в систему образования. Просвещение общества по осознанию необходимости правового и гендерного равенства, справедливых социальных отношений между мужчинами и женщинами.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
По данным переписи 1999 года, грамотность населения в возрасте 15 лет и старше составляет 99,5 %. Индекс доступности образования возрос с 0,927 в 1999 году до 0,944 в 2004 году.
Из общей численности населения в возрасте 15 лет и старше имеют среднее общее образование 33,5 % женщин и 40,0 % мужчин, среднее специальное образование - 24,6 % женщин и 19,9 % мужчин.
Доля женщин, имеющих высшее образование, составляет 13,2 %, мужчин - 12,0 %.
Совокупная доля охвата обучением учащихся (в школах, профессионально-технических школах, колледжах, вузах) в возрасте от 6 до 24 лет на начало 2004/2005 учебного года составила 74 %. Среди женщин этот показатель сложился на уровне 75 %, мужчин - 73 %.
В целом система образования страны феминизирована. В организациях среднего общего образования преобладают преподаватели женского пола (80 %), в дошкольных организациях воспитание и обучение детей дошкольного возраста осуществляют только женщины-воспитатели (100 %). Из 16 начальников областных, городов Астаны и Алматы департаментов образования - 6 женщин (37,5 %)
Охват учащихся женского пола на всех ступенях образования (от 6 до 24 лет) составляет 81,1 %, мужского пола - 70,9 %. Доля юношей, не получивших общее среднее образование, в два раза выше, чем доля девушек.
В системе начального профессионального образования по таким профессиям сферы обслуживания, как секретарь-референт, швея, повар, парикмахер и другие, 99,8 % составляют девушки.
Проведена гендерная экспертиза учебников средних общеобразовательных школ. Выявлена гендерная асимметрия, которая закрепляется и воспроизводится в сознании детей, при этом усваиваются устаревшие стереотипные роли мальчиков и девочек.
Разработаны учебные программы по гендерному образованию для предшколы (6-7 лет), 1-4 классов и студентов вузов, в 2005 году они будут разработаны и для 5-11 классов. Ведется разработка учебных пособий для учителей и учеников.
В целях внедрения гендерных подходов в системе высшего образования введен учебно-методический курс для студентов "Введение в теорию гендера".
При Казахском государственном женском педагогическом институте создан научно-исследовательский институт социальных и гендерных исследований. Им разработаны учебное пособие "Основы гендерного образования" на казахском и русском языках для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям, а также гендерные индикаторы для всей системы образования.
При поддержке ЮНЕСКО реализуется проект по гендерному образованию в рамках национальной программы "Образование для всех".
Гендерные курсы преподаются в Казахском национальном университете имени Аль-Фараби (на отделениях социологии, психологии, педагогики, истории, права, социальной работы, филологии), Казахском национальном педагогическом университете имени Абая, Казахском государственном женском педагогическом институте, университетах городов Караганды, Усть-Каменогорска, Уральска, Талдыкоргана, Семипалатинска, Костаная и других.
В системе Министерства внутренних дел в учебные программы колледжей введены факультативные занятия (10 часов) по теме "Гендерные проблемы и задачи органов внутренних дел". Гендерные вопросы освещаются при прохождении курсов "Оперативно-розыскная деятельность" и "Уголовное право".
Вместе с тем все проводимые мероприятия носят разрозненный характер. Необходима продуманная политика по гендерному образованию и правовому просвещению населения.
Сильные стороны
Гендерное образование способствует проведению политики гендерного равенства на всех уровнях и во всех сферах жизни общества.
Проведена гендерная экспертиза учебников общеобразовательных школ, разрабатываются программы и учебники, в ближайшие годы они будут внедрены в систему образования.
Женщины имеют высокий уровень образования.
Созданы научно-исследовательский институт социальных и гендерных исследований в Казахском государственном женском педагогическом институте (2000 г.), Центр гендерного образования в Казахском национальном университете имени Аль-Фараби (2005 г.) и другие исследовательские центры. Проводятся гендерные исследования в разных областях социального и гуманитарного блока образований.
Действуют женские неправительственные организации, занимающиеся вопросами гендерного просвещения.
Проводится обучение по вопросам политического и экономического продвижения женщин.
Слабые стороны
Значительная часть общества недопонимает важность и необходимость гендерного просвещения и создания системы гендерного образования.
Отсутствие специальных правовых знаний не позволяет в полной мере осуществлять защиту прав мужчин и женщин.
На женщин возложена основная часть неоплачиваемой домашней работы, в связи с чем у них остается мало времени на повышение квалификации и самообразование.
Недостаточно проводятся масштабные исследования по гендерному образованию.
Мало издано учебников и учебных пособий по гендерному образованию для вузов. В библиотеках их практически нет.
Возможности
Активизация деятельности научно-исследовательских центров по изучению проблем гендерного равенства будет способствовать решению основных стратегических задач.
Преподавание гендерных дисциплин ускорит развитие культуры отношений между мужчинами и женщинами на основе равноправия, толерантности, уважения прав человека на самореализацию и индивидуальную неповторимость.
Международные организации осуществляют поддержку программ гендерного образования.
Имеется возможность подготовки специалистов по гендерному образованию за рубежом и в странах-участницах СНГ в рамках различных соглашений.
Устанавливаются контакты с национальными, региональными и международными организациями, занимающимися вопросами гендерного образования и экономического продвижения мужчин и женщин.
Активизируют деятельность неправительственные организации по вопросам гендерного образования.
Угрозы
Недостаточное внимание вопросам гендерного просвещения может снизить темпы развития демократических процессов в обществе.
Высокий уровень образования не гарантирует работающим женщинам-специалистам перспектив профессионального и должностного роста.
Права мужчин и женщин недостаточно реализуются в связи с низким уровнем гендерного просвещения широких слоев граждан республики.
Недостаточное знание своих прав ограничивает граждан в использовании возможностей подачи исков по их нарушению.
Отсутствие информационных кампаний о необходимости гендерного просвещения снижает эффективность принимаемых мер.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Создание эффективно действующей системы гендерного образования.
Создание условий для организации широкомасштабного гендерного просвещения для всех слоев населения.
Формирование гендерного сознания у политиков и лидеров - женщин и мужчин.
Обучение мужчин и женщин по вопросам политического и экономического продвижения.
Разработка учебных программ в области просвещения по правам человека с учетом гендерного аспекта.
Проведение исследований по вопросам гендерного равенства с целью мониторинга существующих программ.
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ
Внедрять гендерные знания в систему образования, создать эффективно действующую систему гендерного просвещения населения. В этих целях:
ввести гендерную составляющую в учебные программы всех уровней образования. Провести соответствующую коррекцию образовательных программ учреждений дошкольного образования, школ, средних специальных и высших учебных заведений;
разработать обучающий пакет для педагогов (учителей), преподавателей организаций образования (предшколы, школы, вузы);
проводить гендерную экспертизу учебных пособий и учебников для вузов;
организовать подготовку специалистов в области гендерного образования в педагогических вузах. Проводить гендер-тренинги для педагогов (учителей), учащихся, специалистов системы образования;
рекомендовать вузам организовать специализацию по гендерному образованию в рамках педагогических специальностей;
расширять поддержку проектов повышения квалификации в области гендерного образования воспитателей, учителей и преподавателей учебных заведений, реализующих образовательные программы дошкольного воспитания и обучения, среднего общего, всех уровней профессионального образования, в том числе и послевузовского;
разрабатывать и внедрять программы обучения по гендерному просвещению родителей;
издавать учебно-методическую литературу и видеофильмы по гендерным проблемам.
Организовать издание информационных бюллетеней "Гендерное образование" для пропаганды гендерных знаний:
создавать механизмы, позволяющие разрешить проблему гендерного дисбаланса в системе образования, и обеспечить равное участие мужчин и женщин на всех уровнях образования;
совершенствовать гендерные индикаторы и гендерную статистику в образовании;
проводить гендерные исследования с учетом индикаторов, которые расширяют возможности девочек и женщин;
повышать статус и укреплять материально-техническую базу научно-исследовательского института социальных и гендерных исследований и других институтов, занимающихся гендерной проблематикой, за счет грантов и спонсорских средств;
республиканскому институту повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования (РИПК СО), региональным ИПК организовать курсы по повышению квалификации учителей по гендерному образованию.
Рекомендовать ввести специальные курсы гендерного образования при подготовке специалистов в различных областях деятельности.
Создать систему гендерного просвещения для государственных служащих всех уровней, депутатов Парламента и маслихатов, работников средств массовой информации.
Расширять практику повышения гендерной чувствительности с целью формирования гендерного сознания политиков, лидеров общественного движения, представителей профсоюзов, журналистов.
Внедрять специальные курсы для лиц, ответственных за проведение гендерной политики.
Индикаторы:
1. Соотношение женщин и мужчин в системе образования на руководящем уровне.
2. Количество учебных гендерночувствительных программ и курсов.
3. Наличие специальной квоты в системе среднего профессионального и высшего образования для сельских девушек (сельское хозяйство, медицина, технические специальности, право, сфера обслуживания, культура).
4. Доля женщин с высшим образованием.
5. Доля женщин с ученой степенью.
6. Соотношение женщин /мужчин в науке.
7. Доля женщин, обучающихся в системе образования силовых ведомств.