Государственное устройство. Кыргызстан - унитарное государство
Кыргызстан - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 6 областей, 40 районов и 21 город.
Конституция Республики принята Верховным Советом 5 мая 1993 г. Существенные изменения в нее внесены в 1995, 1996 и 1998 гг. по результатам референдумов. Конституция 1993 г. заменила собой Конституцию Киргизской ССР от 20 апреля 1978 г. (с изменениями).
Согласно Конституции Кыргызстан - суверенная, унитарная, демократическая республика, строящаяся на принципах правового светского государства. По форме правления она является президентско-парламентской республикой с сильной президентской властью (в особенности после внесения изменений 1996 г.).
Двухпалатный парламент Кыргызской Республики - Жогорку Кенеш, является представительным органом, осуществляющим законодательную власть. Его палаты: Законодательное собрание (60 депутатов) и Собрание народных представителей (45 депутатов); обе избираются на пять лет. Законодательное собрание представляет общенациональные, Собрание народных представителей - территориальные интересы.
Законодательное собрание: изменяет и дополняет Конституцию; принимает законы; официально толкует Конституцию и законы; изменяет границы Кыргызской Республики; одобряет законы, принятые Собранием народных представителей; избирает Конституционный суд, 1/3 состава Центральной комиссии по выборам и 1/3 аудиторов Счетной палаты; ратифицирует и денонсирует международные договоры, решает вопросы войны и мира; вводит военное положение, объявляет состояние войны, принимает решения по вопросу о возможности использования Вооруженных сил Кыргызской Республики; устанавливает воинские звания, дипломатические ранги, классные чины и специальные звания; учреждает государственные награды и почетные звания Кыргызской Республики; издает акты об амнистии; заслушивает ежегодные отчеты Премьер-министра и иных должностных лиц; выдвигает обвинения против Президента Кыргызской Республики для отрешения его от должности.
Собрание народных представителей: изменяет и дополняет Конституцию; принимает законы; одобряет законы, принятые Законодательным собранием; официально толкует Конституцию и принятые им законы; утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении; изменяет границы Кыргызской Республики; решает вопросы административно-территориального устройства Республики; назначает выборы Президента Кыргызской Республики; дает согласие на назначение Премьер-министра, Генерального прокурора и Председателя Национального банка; избирает по представлению Президента Председателя Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда; избирает 1/3 состава Центральной комиссии по выборам; решает вопросы об освобождении от должности судей; назначает 1/3 аудиторов Счетной палаты; отрешает Президента от должности; выражает недоверие Премьер-министру; заслушивает отчеты Генерального прокурора и Председателя Национального банка; заслушивает годовые отчеты Премьер-министра и иных должностных лиц.
Право законодательной инициативы принадлежит каждой группе лиц, насчитывающей не менее 30 тыс. человек ("народная инициатива"), Президенту Кыргызской Республики, депутатам обеих палат парламента, Правительству Республики, а также Верховному суду и Высшему арбитражному суду по вопросам их ведения.
Глава государства - Президент, избираемый путем прямых выборов сроком на 5 лет. Пост Президента введен в Кыргызстане в октябре 1990 г.
С согласия Собрания народных представителей Президент назначает и освобождает от должности Премьер-министра, а по его предложению отдельных членов Правительства и глав административных ведомств. Им же определяется структура Правительства. Учрежден пост государственного секретаря Кыргызской Республики, назначение на этот пост осуществляется Президентом. Помимо этого, Президент принимает прошение Премьер-министра, Правительства и его отдельных членов об отставке; по своей собственной инициативе может также принимать решение об отставке Премьер-министра или Правительства. Президент также назначает и освобождает от должности глав государственных административных областей, районов и городов с согласия соответствующих местных кенешей; формирует администрацию Президента, образует и упраздняет исполнительные органы, не входящие в состав Правительства; образует и возглавляет Совет безопасности и иные координационные органы; формирует подчиненные ему службы государственной охраны и Национальную гвардию; по итогам консультации с Премьер-министром, утверждает единую систему подготовки и подбора кадров для органов, содержащихся за счет государственного бюджета.
Председатель Национального банка назначается на должность и освобождается от нее Президентом с согласия Собрания народных представителей.
Президент осуществляет руководство внешней политикой Киргизии, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, назначает и отзывает дипломатических представителей Кыргызской Республики, решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища.
Президент вносит законопроекты в Жогорку Кенеш, подписывает законы либо возвращает их со своими возражениями для повторного рассмотрения; обнародует законы; вправе опротестовать в Конституционный суд законы или ратифицированные Кыргызской Республикой международные договоры; обращается к народу с ежегодными посланиями о положении дел в стране; вправе приостановить или отменить действие актов Правительства Кыргызской Республики и других органов исполнительной власти; решает вопросы финансирования неотложных мероприятий; в определенных случаях осуществляет законодательные полномочия путем принятия законов.
Президент вправе досрочно созвать заседание Законодательного собрания или Собрания народных представителей, определив вопросы для рассмотрения, назначить проведение референдума и парламентские выборы, распустить парламент, назначить выборы в местные кенеши и распустить их, назначить председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, назначить председателя Счетной палаты.
Президент издает указы и распоряжения; в тех случаях, когда указы издаются в рамках его законодательных полномочий, они имеют силу закона.
Правительство является высшим органом исполнительной государственной власти, состоит из Премьер-министра, вице-премьеров, министров, председателей государственных комитетов. В случае трехкратного отклонения Собранием народных представителей кандидатуры на должность Премьер-министра, предложенной Президентом, он сам назначает Премьер-министра и распускает Собрание народных представителей. Деятельность Правительства регламентируется Законом "О Правительстве Кыргызской Республики", принятым 25 марта 1997 г. (с изменениями и дополнениями).
Перечень основных обязанностей Правительства включает разработку республиканского бюджета и представление его Собранию народных представителей; проведение бюджетно-финансовой, налоговой и ценовой политики; организацию управления государственным имуществом; обеспечение обороны и государственной безопасности Кыргызской Республики; реализацию внешней политики; обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Киргизии входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами других республик СНГ самостоятельную "евразийскую" группу.
Вплоть до 1920-х гг. на территории современного Кыргызстана господствовали системы обычного (адат) и, в значительно меньшей степени, мусульманского права. В советский период здесь была фактически осуществлена рецепция социалистического права РСФСР, и до конца 1980-х гг. официальная правовая система Киргизской ССР просто копировала право других союзных республик.
Правовая система Кыргызстана переживает коренную трансформацию с начала 1990-хгг. Провозглашенные общие принципы реформ такие же, как и на всем постсоветском пространстве: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий.
По темпам правовых реформ Киргизия занимает одно из ведущих мест среди бывших советских республик. К2000 г. здесь был принят практически полный набор новых кодексов: Таможенный (1992), Лесной (1993), Арбитражный процессуальный (1996), Налоговый (1996), Гражданский (1996-1998), Трудовой (1997), Уголовный (1997), Об административных правонарушениях (1998), Уголовно-процессуальный (1999), Гражданский-процессуальный (1999), Уголовно-исполнительный (1999), Земельный (1999).
Основной источник права в Киргизии - законодательство. Иерархия нормативных актов определена Законом "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", принятым 1 июля 1996 г. (с изменениями): Конституция; конституционные законы; законы, постановления Жогорку Кенеша и его палат; указы Президента Кыргызской Республики; постановления Правительства; акты министерств, государственных комитетов, Фонда государственного имущества и административных ведомств; решения местных органов государственного управления и органов самоуправления.
Правовой системе Кыргызстана известен институт делегированного законодательства. Согласно ст.68 Конституции палаты Жогорку Кенеша могут делегировать свои законодательные полномочия Президенту КР на срок не более одного года. Помимо этого, законодательные полномочия переходят к Президенту в случаях роспуска палат Жогорку Кенеша. Вслучае роспуска одной из палат Президент осуществляет законодательные полномочия только этой палаты. Законодательные полномочия осуществляются Президентом путем принятия указов, имеющих силу закона.
В отношении международных договоров Закон "О нормативных правовых актах" предусматривает, что если закон или иной нормативный правовой акт Кыргызской Республики не противоречит международному договору, заключенному в установленном порядке, или общепризнанным нормам международного права, то применяются правила и нормы, установленные договором. Порядок заключения, денонсации и исполнения международных договоров регулируется Законом "О международных договорах Кыргызской Республики", принятым 21 июля 1999 г.
С 1990-х гг. в Кыргызстане возрождается авторитет обычного права, применение которого осуществляют суды аксакалов. Тем не менее это право играет достаточно ограниченную и дополнительную по отношению к законодательству роль.