Борьба с преступностью в рамках СНГ
22 января 1993 г. страны СНГ заключили Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Согласно ст. 1 Конвенции «граждане каждой из Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции других стран Содружества, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела». Конвенция распространяет также свое действие и на юридических лиц государств, подписавших Конвенцию.
Государства осуществляют правовую помощь друг другу путем выполнения процессуальных и иных действий, в частности путем составления, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц. совершивших преступления, принятия и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.
Документы, которые на территории одной из сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других сторон без какого-либо специального удостоверения.
Статьи 20-50 Конвенции регулируют правовые вопросы по гражданским и семейным делам. Раздел IIIсодержит положения, касающиеся вопросов признания и исполнения решений. Например, государство-участник Конвенции признает и исполняет на своей территории вынесенные на территории других государств-участников решения учреждений юстиции по гражданским и уголовным делам, решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Статьи 56-80 Конвенции касаются вопросов правовой помощи по уголовным делам. В том случае, если гражданин одного из государств-участников совершил преступление на территории другого государства-участника, государство гражданской принадлежности правонарушителя обязано осуществлять против него уголовное преследование. Более того, запрашиваемое государство обязано уведомить запрашивающее государство об окончательном решении в связи с уголовным преследованием и передать ему копию окончательного решения по делу.
Конвенция также детально регламентирует вопрос выдачи преступников и лиц, совершивших правонарушения. Статья 56 предусматривает взаимное обязательство государств-участников Конвенции выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в силу приговора суда. Выдача лиц для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законом запрашивающей и запрашиваемой сторон Конвенции являются наказуемыми и за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев.
Распад СССР привел к резкому ухудшению криминогенной обстановки на территории новых государств, росту количества преступлений с участием иностранных граждан, возникновению новых видов преступлений и трансграничной преступности. Государства СНГ были вынуждены принять ряд соглашений, направленных на борьбу с преступностью в рамках Содружества. В январе 1996 г. Совет глав государств СНГ принял решение о создании Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества, а в мае 1996 г. утвердил Положение о нем.
По своему статусу Совет является одновременно органом Совета глав государств и Совета глав правительств по вопросам, которые входят в компетенцию министерств внутренних дел стран СНГ.
Среди основных задач Совета - взаимодействие в борьбе с преступностью, охрана правопорядка, реализация решений органов СНГ и др. Совет проводит заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год и принимает решения на основе консенсуса с учетом принципа незаинтересованности любого государства Содружества в том или ином вопросе, что не влияет на принятие решения другими государствами.
Национальные министерства стран СНГ осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью на основе Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г. Оно было подписано всеми государствами СНГ.
Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, принятая главами правительств стран Содружества 12 марта 1993 г., обозначила комплекс совместных мер по противодействию правонарушениям. В развитие Программы, принятой 12 апреля 1996 г., было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики. Всоответствии с Соглашением государства СНГ осуществляют сотрудничество путем обмена информацией, проведения мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономики и т.д.
Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью, подписанное 25 ноября 1998 г., предусматривает также розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или отбывания наказания, а также без вести пропавших; розыск ивозвращение похищенных предметов и ценностей, автотранспорта; обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и др. Обмен информацией осуществляется на основании запросов, а также без запроса, если имеются основания полагать, что она представляет интерес для государства-участника Соглашения.
Для осуществления сотрудничества в борьбе с отмыванием денег в рамках СНГ заключен Договор о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем (не вступил в силу).
В связи с постоянно возрастающей угрозой осуществления актов международного терроризма главы 12 государств СНГ приняли в июне 1999 г. Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (вступил в силу для шести государств). Решением Совета глав государств СНГ, принятым 1 декабря 2000 г. в Минске, об Антитеррористическом центре государств СНГ было утверждено Положение о нем.
По своему статусу Антитеррористический центр - постоянно действующий специализированный отраслевой орган СНГ, который предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
Общее руководство деятельностью Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб стран СНГ. В своей работе Центр взаимодействует с Советом министров внутренних дел СНГ, Советом министров обороны СНГ, Координационным советом Генеральных прокуроров СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств СНГ.
Основные задачи и функции Центра: выработка предложений Совету глав государств СНГ и Совету глав правительств СНГ в борьбе с международным терроризмом; обеспечение координации взаимодействия компетентных органов стран Содружества; анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма в СНГ и других государствах; формирование банков данных о международных террористических организациях, неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам; содействие государствам СНГ в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом; участие в подготовке модельных законодательных актов, международных договоров, затрагивающих вопросы борьбы с международным терроризмом.
Центр возглавляет Руководитель, назначаемый на основании решения Совета глав государств СНГ на три года по представлению Председателя Совета руководителей органов безопасности испециальных служб государств СНГ. Руководитель имеет трех заместителей: первый - от Совета министров внутренних дел СНГ, второй - Совета министров обороны, третий - Совета командующих Пограничными войсками.
Государства СНГ направляют в Центр своих полномочных представителей, которые осуществляют деятельность на основании Положения, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2001 г.
Финансирование деятельности осуществляется за счет средств единого бюджета органов СНГ отдельной строкой.
Выдача преступников
Институт экстрадиции действует одновременно и параллельно как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. При этом, как показывает практика, применимой является форма регионального участия государств в сотрудничестве в сфере международной уголовной юстиции.
Важным элементом создания единого правового пространства на Европейском континенте явилось подписание 13 декабря 1957 г. в Страсбурге Европейской конвенции о выдаче.
Договаривающиеся стороны приняли на себя обязательство выдавать друг другу в соответствии с положениями и условиями Конвенции всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании (ст. 1 Конвенции). Предметно обозначены преступления, служащие основанием для выдачи.
Любая договаривающаяся сторона, закон которой не предусматривает выдачу за некоторые преступления, может исключить такие преступления из сферы применения Конвенции.
Любая договаривающаяся сторона может в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении препроводить Генеральному секретарю Совета Европы либо список преступлений, в связи с которыми разрешена выдача, либо список преступлений, в связи с которыми выдача исключается.
Конвенция 1957 г. содержит ряд общепризнанных принципов института экстрадиции. В числе таковых заслуживает быть названным принцип невыдачи за преступления, рассматриваемые в качестве политических и воинских.
Фискальные преступления требуют наличия специального дополнительного согласия сторон в отношении каждого из таких преступлений. Доктринальный и практический интерес вызывает проблема выдачи собственных граждан. В рамках признанного права отказа в выдаче своих граждан каждая сторона может дать определение своего понимания термина «граждане» по смыслу Конвенции 1957 г. Это делается путем заявления в момент подписания или сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении к Конвенции.
Если запрашиваемая сторона не выдает своего гражданина, она по просьбе запрашивающей стороны передает дело своим компетентным органам для возбуждения уголовного преследования, если это необходимо. Для этой цели документы, информация и вещественные доказательства, касающиеся преступления, предоставляются бесплатно по дипломатическим каналам. Запрашивающая сторона информируется о результатах.
Институт выдачи преступников - это комплексный юридический феномен, соединяющий в себе нормы материального и процессуального права. При этом необходимо учитывать два важных фактора: гражданство преступника и определение места совершения преступления. Запрашиваемая сторона может отказать в выдаче лица в связи с преступлением, которое в соответствии с ее законом считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, рассматриваемом в качестве ее территории.
Институт выдачи преступников как отдельный институт в системе международного уголовного права регулируется общепризнанными отраслевыми принципами. Основополагающими являются принцип aut dedere aut punire («или выдай, или накажи»), принцип поп in bis in idem (принцип, исключающий двойное наказание) и принцип специальности. Все они нашли подтверждение и развитие в европейской правовой системе.
Важным аспектом обеспечения справедливого судебного производства является соблюдение комплекса общепризнанных юридических гарантий. К таковым относятся срок давности и неприменимость смертной казни.
Международно-правовой режим выдачи преступников, установленный в рамках европейской региональной системы, предусматривает упорядочение процедурных аспектов судебного производства, включая подачу запроса и связанных с ним сопроводительных документов, передачу дополнительной информации, осуществление временного ареста, представление конкурирующих запросов, передачу лица, подлежащего выдаче, передачу собственности, транзит выдаваемого лица через территорию другого государства.
Конвенция 1957 г. получила развитие в ряде последующих договорных актов. Последними актами были Конвенция 1995 г. об упрощенной процедуре выдачи и Конвенция 1996 г. по проблемам выдачи.
В регионе Бенилюкса (Бельгия, Люксембург, Нидерланды) действует собственная правовая система выдачи преступников. Международно-правовой базой является Конвенция об экстрадиции и правовой помощи по уголовным делам от 27 июня 1962 г.
Налаженное между этими странами тесное экономическое сотрудничество, обусловленное спецификой географического положения и общими политическими интересами, выделяет страны Бенилюкса в особую группу в общеевропейской системе интеграции. Конвенция от 27 июня 1962 г. как нельзя лучше иллюстрирует возможность создания действенных субрегиональных систем по реализации института выдачи преступников странами, тесно связанными между собой географически, экономически и культурно.
Ни одно из трех указанных государств не ратифицировало Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г.
В большей своей части Конвенция 1962 г. находится в русле положений Конвенции 1957 г., хотя и имеет определенную специфику. В Конвенции 1962 г. значительно понижен временной порог выдачи по сравнению с Конвенцией 1957 г. Так, если по Конвенции 1962 г. общий срок наказания составляет шесть месяцев для обвиняемых беглецов и три месяца для осужденных беглецов, то для Конвенции 1957 г. такие сроки составляют, соответственно, двенадцать и четыре месяца. В то время как так называемые «политические» преступники не подлежат выдаче по Конвенции 1962 г., акт дезертирства не рассматривается как политическое преступление. Требования о выдаче направляются не по дипломатическим каналам, а непосредственно от министерства юстиции одного государства в министерство юстиции другого государства.
Близкой (по характеру и содержанию) к правовой системе выдачи согласно Конвенции 1962 г. является правовая система экстрадиции в соответствии с Нордическим договором 1962 г. В нордическую систему применения института выдачи преступников входят пять расположенных на севере Европы стран: Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция. Договор 1962 г. содержит международно-правовые принципы сотрудничества в сфере международной уголовной юстиции пяти стран этого субрегиона. Субрегиональная система экстрадиции строилась по такой схеме институционно-правового практического применения института выдачи, как процедура выработки и принятия единообразного законодательства каждым государством-участником. Тем самым достигалась гармонизация правовых систем института экстрадиции.
Имеется ряд соглашений между членами Европейских сообществ, в которых также есть положения, регулирующие выдачу преступников. Например, соглашение между членами Европейских сообществ о толковании принципа aut dedere aut judicare («или выдай, или суди») (Брюссель, 1987 г.) и Соглашение о передачи лиц, совершивших преступления (Брюссель, 1987 г.), а также Конвенция о сотрудничестве в борьбе с международными преступлениями (Брюссель, 1991 г.). Совет ЕС разработал рамочное решение «О европейском ордере на арест и процедуре передачи лиц между государствами-членами», которое вступило в силу в 2004 г. Согласно этому документу, запрос судебного органа государства-члена ЕС о передаче лица должен быть признан и исполнен автоматически на всей территории ЕС. В этих случаях в качестве основания для отказа уже не рассматривается принадлежность лица к гражданству запрашиваемой стороны. Запрашиваемое государство утрачивает право не выдавать собственного гражданина, если против этого лица возбуждено уголовное дело или вынесен приговор в другом государстве-члене ЕС.
Европейский ордер на арест может выдаваться как в целях передачи преступника, скрывающегося в другом государстве-члене ЕС от наказания, так и в целях предварительного расследования, то есть он может выдаваться до вынесения судом приговора.
В целом понятие «европейский ордер на арест» означает требование, исходящее от суда или прокуратуры государства-члена ЕС, адресованное другим государствам-членам ЕС в целях оказания ему помощи, осуществления розыска, задержания, ареста или передачи лица, которое является объектом приговора или постановления упомянутых органов.
Получив запрос, соответствующий орган обязан принять необходимые меры в отношении этого разыскиваемого лица, а это лицо имеет право обжаловать решение о его передаче в суде государства-члена ЕС, в котором он находится. В этом случае суд должен в течение 90 дней с момента задержания принять решение об исполнимости ордера. Передача лица производится в течение последующих 20 дней.
Перечень оснований для отказа в исполнении европейского ордера на арест и передаче разыскиваемого лица является очень узким. При этом государство не позднее трех месяцев с момента принятия Советом ЕС рамочного решения может предоставить для опубликования в официальном журнале ЕС исчерпывающий перечень деяний, в отношении которых судебные органы этой страны имеют право отказать в исполнении ордера на арест. Речь идет о тех деяниях, которые не считаются преступлениями в другом государстве, например употребление наркотиков.
Рамочное решение Совета ЕС предполагается ограничить преступлениями, влекущими лишение свободы на срок не менее четырех месяцев. В отношении разыскиваемого лица, которое еще не осуждено, нижний предел санкции составляет один год и более.
Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. Федеральным законом от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Охарактеризуйте формы борьбы с легализацией незаконных доходов.
2. Расшифруйте ФАТФ.
3. Охарактеризуйте Европейскую конвенцию о пресечении терроризма.
4. Как организована борьба с преступностью в рамках СНГ?
5. Какова система выдачи преступников в Европе?
Литература
Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. - Москва-Ростов на Дону, 1999.
Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества: международно-правовые аспекты деятельности СНГ. - М., 2001.