Систематизация нормативно-правовых актов (инкорпорация, кодификация, консолидация)
Систематизация –упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
В государстве имеется значительное количество нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Появляются новые общественные отношения, требующие правового регулирования, иные нормативные акты устаревают. Поэтому законодатель должен изыскивать наиболее оптимальные способы изложения правовых норм в нормативных актах, упорядочивать законодательство. Оно должно быть внутренне согласованным, не иметь логических противоречий. Поэтому необходима деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему, по созданию логически последовательного и компактного изложения правовой информации. Эта деятельность называется систематизацией.Систематизация делает законодательство более доступным широким слоям населения, повышает их правовую культуру, предоставляет реальную возможность узнать из первоисточника в чем заключаются требования государства.
Выделяют такие виды систематизации как:
v Инкорпорация.Является наиболее простым и распространенным видом систематизации правовых актов. Это форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация может проводиться по различным критериям: в хронологическом порядке (по времени их принятия), по сферам общественной жизни (промышленность, культура, здравоохранение), по субъектам, принявшим нормативные акты. Инкорпорация не вносит изменений содержательного характера и ограничивается лишь внешней обработкой законодательного материала. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.Официальная инкорпорация предполагает утверждение унифицированных собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты. По своей природе акт официальной инкорпорации – это способ опубликования и переиздания действующих нормативных актов, и, следовательно, она является официальным источником законодательства. К официальной инкорпорации можно отнести Собрание законодательства РФ. Существуют два основных вида официальной инкорпорации: хронологическая и предметная (систематическая). К неофициальной инкорпорации можно отнести сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;
v Консолидация.Для быстрого упорядочения и сокращения объема действующего законодательства проводится его консолидация, то есть объединения множества законодательных актов в единый укрупненный акт. Консолидация ставится в промежуточное звено между инкорпорацией и кодификацией. От кодификации консолидация отличается тем, что здесь не вносится ничего нового в регулирование общественных отношений. В результате консолидации также создаются сборники законодательства, которые обычно носят неофициальный характер. Здесь нормы права соединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, здравоохранение). Акты консолидации обычно используются как юридические пособия для лиц, занятых в государственной, общественной сферах деятельности.
v Кодификация.Это наиболее сложная и совершенная форма систематизации путем упорядочения законодательного материала в единый, логически цельный акт. Предметом упорядочения являются не нормативные акты, а непосредственно юридические нормы. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация законодательства может быть всеобщей(когда переработке подвергается значительная часть законодательства, отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе. Признаки кодификации:1) ею имеют право заниматься только специальные органы; 2) в итоге появляется новый нормативный акт; 3) кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной редакции. Формами кодификации законодательства являются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила. Многие ученые считают, что кодификация это уже не систематизация, а правотворчество.
v Некоторые ученые считают, что есть еще приемы систематизации, например, учет нормативных актов.В настоящее время широко применяется автоматизированная система учета нормативных актов. Существует ряд автоматизированных информационно-поисковых систем (Консультант-Плюс, Гарант).