Политико-правовая мысль Древней Индии
Истоки политико – правовых представлений и понятий содержались в ранних мифологических и религиозных воззрениях на земные порядки, формы устройства общественной и государственной жизни людей. Эти воззрения еще не выделялись в самостоятельную форму общественного сознания и были частью целостного мифологического мировоззрения. Миф закрепляет картину мира, дает нормы поведения, упрощает ориентацию человека в мире. Право выступает как всеобщий принцип, масштаб и мера формального равенства.
Структура мифа:
1. Традиции:
формы устройства общественной жизни и управления; правила человеческих взаимоотношений; общеобязательные правила, дозволения и запреты.
2.Религиозные воззрения:
обожествление правителя, земное воплощение божественного порядка (напр. богиня справедливости Маат в Древнем Египте).
Религия в этот период выполняла роль связующего звена между мифологическими представлениями и последующими политико-правовыми воззрениями.
Древнейшие политико-правовые учения возникли в
Египте, Месопотамии, Индии, Палестине, Китае. Для древневосточных учений характерны: наивно- религиозный метод объяснения общественных явлений, распространение мононорм ( древнейших запретов, основанных на космологических принципах, религиозных заповедях и предписаниях морали). Примером мононорм могут служить: Законы Хаммурапи – древневавилонский памятник XVIII. до н.э.; гимны и книги Древнего Египта («Гимн Атону», «Книга мертвых»); «поучения древнешумерского мудреца Шуруппака; «Законы Моисея» и «Новый Завет»; «Ригведа», «Дхармашастры», «Артхашастра» Древней Индии; труды древнекитайских мудрецов и древнекитайские традиционные правила.
Законы Хаммурапи – это древневавилонский памятник XVIII . до н.э. был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона. Справедливость в Законах Хаммурапи подразумевает социальное, политическое и правовое неравенство членов различных сословий общества – свободных (с их делением на два разряда –авилум и мушкенум), рабов-иноплеменников (захваченных на войне) и долговых рабов (на срок не свыше трех лет).
Законы Ману (II в. до н.э.) по своей известности не уступают Законам Хаммурапи. В этом памятнике древнеиндийского права оправдываются положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенство. Все варны и их члены должны следовать божественному закону (дхарме). Господствующее положение брахманов в обществе и государстве определяет руководящее значение брахманских толкований политико-правового смысла дхармы.
Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Социально- политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах.
Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием «Артхашастра» («Наставления о пользе»). Его автором считается брахман Каутилья - советник царя Чандрагупты. Рукопись датируется примерно III в. н.э. «Артхашастра» – это наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами, наставление правителю по искусству управления подданными.
Автор привел четыре вида узаконения дхармы – царский указ, священный закон (дхармашастра), судебное решение и обычай. среди них высшей силой обладает царский указ. («Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу»). Священному закону, однако, отдавалось предпочтение перед судебными решениями и обычным правом.
«Артхашастра» является также сводом прикладных знаний об искусстве управления государством. Каутилья рекомендует царям руководствоваться интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Принцип практической пользы (артха) – основополагающий принцип политики, управления государством должен соответствовать задачам сильной власти. Цель правления, по Каутилье – сохранение созданного богом порядка, что достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Царь заставляет подданных подчиняться дхарме с помощью наказания (данды): «данда защищает и этот мир и мир иной».
В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI – V вв. до н.э. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона – «Типитака» (буквально –«Три корзины»), который датируется II-I вв. до н.э. Основные политико-правовые идеи буддизма сводятся к следующему: отвергается идея о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона; все люди в нравственно-духовном отношении равны; дела человеческие зависят от собственных усилий людей и, следовательно, брахман – это не член привилегированной варны, а всякий человек, достигший совершенства путем личных усилий; дхарма есть управляющая миром природная закономерность, естественный закон, ее надо знать и следовать ей; недопустимость наказания при отсутствии вины.
Все в мире совершается в силу внутренней природы самих вещей. Законы имеют естественный характер и управляют мирозданием и общественными отношениями.
Государственная власть отождествлялась в основном с властью царя или императора как наследника богов. Сами учения часто представляли собой этико-политические доктрины, в которых искусство управления государством подчас сводилось к нравственному совершенствованию правителей. В Древневосточных цивилизациях, в которых основу социальной структуры общества составляли сельские общины, правовые конструкции носили прикладной, казусный характер и содержали квалификацию правонарушений, проблемы регулирования процесса осуществления власти, детальная разработка правил государственного управления, землепользования, религиозные и моральные запреты.