Утопический социализм прошел в своем развитии несколько этапов

Первый этап — XVI —XVIII вв. (Мор, Кампанелла, Мабли, Морелли, Бабеф). Мелье, Мабли, Морелли строят свои коммунис­тические утопии на основе требований разума и естественного права.

Габриэль Мабли(1709—1785) рисует общую картину уто­пической республики равенства, частично излечившейся от порож­денных неравенством имущества зол. Он уповает преимущественно на мирные политические акции и на законы как на средства, которые могут обеспечить такое равенство. Чтобы приблизиться к за­ветному общественному состоянию, необходимо, считал Мабли, принять целый ряд законов, уравнительных по своей направленности. Первый — закон против роскоши во всех ее видах. Госу­дарству следует культивировать простые потребности и нравы. Второй — закон об отказе государства от какого-либо покрови­тельства торговле и купечеству, ибо присущий коммерции дух ал­чности противоречит духу всякого хорошего правления. Третий — закон, регулирующий порядок наследования. Имущество завеща­теля надлежит равномерно распределять между членами его се­мьи или даже передавать в руки неимущих данной округи. Четвертый — закон об ограничении самих владений отдельных граж­дан, об установлении их пределов. Г. Мабли считал демократичес­кую республику наиболее подходящей политической оболочкой для общества, сумевшего "доработаться" до коммунистического строя.

Программно-политическая установка Гракха Бабефа(1760 — 1797) — яростного противника частной собственности и всего с нею связанного — заключается в требовании построить на месте существовавшей прежде антинародной государственности "народ­ное государство".

Представители раннего утопического социализма считали: чтобы избавиться от пороков деспотизма и рабства, надо уничто­жить частную собственность и просветить народ. Это был ранний, уравнительный социализм, который предполагал равенство в об­ласти политических прав, равенство общественного и имуществен­ного положения всех и каждого, уничтожение не только классо­вых привилегий, но и самих классовых различий. Это был аскети­чески суровый, спартанский социализм, запрещавший всякое на­слаждение жизнью.

Томмазо Кампанелла(1568—1639) в книге "Город Солн­ца" развивал свои оригинальные трактовки жизненного уклада людей в идеальной теократической общине. Он по-новому подо­шел к решению проблемы власти и управления, выдвинув три главных принципа: 1) основными задачами нового государства должна быть организация производства и распределения, управления воспитанием граждан; 2) эти задачи должны решаться при активном участии ученых; 3) новый общественный строй требу­ет широкого участия народа в управлении государством. Такой организации власти и управления история еще не знала. Одна­ко идеи Кампанеллы носили в значительной мере абстрактный характер, представления о будущем у него были достаточно при­митивны.

Второй этап развития утопического социализма связан с име­нами Сен-Симона, Фурье и Оуэна, которые изображали будущее общество как общество изобилия, способное удовлетворить все человеческие потребности и обеспечить расцвет личности. Резко критикуя существующий общественный строй и считая, что буржуазные революции обычно связаны с кровавым террором, фран­цузские утописты хотели освободить сразу все человечество по-, средством разума. Они считали, что социализм есть выражение, абсолютной истины, разума и справедливости и стоит только от­крыть эту истину, как социализм покорит весь мир.

Так, Анри Сен-Симон(1760—1825) полагал, что цель обще­ства может быть достигнута созданием одной централизованной системы планового хозяйства, что на смену системы управления людьми при новом строе придет система управления вещами и процессами производства.

Блестящим критиком результатов буржуазной революции, политической и правовой системы капитализма был Шарль Фу­рье(1772—1837). В отличие от Сен-Симона, придававшего реша­ющую роль разуму, Фурье на первый план выдвигал идею вечной и неизменной природы человека, в основе социального развития которого лежат различные страсти. Самой возвышенной страстью является энтузиазм, который порождает творческие порывы в тру­де, соревнование, что ведет к повышению производительности тру­да, всестороннему удовлетворению потребностей членов ассоциа­ции. Жизнедеятельность же последней регулируется самими ее членами, правила выполняются добровольно. Общее руководство осуществляет избираемый всенародно ареопаг.

В своих политических воззрениях Роберт Оуэн (1771—1858)большие надежды возлагал на государство, которое призвано обес­печить становление нового строя — сети коммун с единым по­рядком управления на основе общего свода законов. Это должно быть коллективное общество, основанное на общественной соб­ственности и общем труде членов коммуны, равенстве их прав и обязанностей, гуманной системе воспитания, высокой нравственно­сти. Управляют коммуной ее члены в соответствии со своими спо­собностями и общими интересами. Государственная власть необ­ходима лишь на период образования коммун, способствуя их, со­зданию. Для Оуэна идеал — самоуправляющаяся федерация сво­бодных и автономных коммун, действующих на основе конститу­ций. Законодательная власть в коммуне принадлежит (по кон­ституции) общему собранию ее членов в возрасте старше 21 года, исполнительная власть — совету, который избирается общим со­бранием и подотчетен ему.

Утопические социалисты сформулировали ряд перспектив­ных идей: об отмирании политических функций власти; о преодо­лении политического отчуждения; об отмирании государства в связи с прогрессом промышленности, развитием цивилизации и культу­ры.

Все представители критического утопического социализма единодушны в том, что новый общественный строй положит конец войнам и военным столкновениям между народами. Защита Оте­чества для ранних утопистов — общенародное дело. Они резко критиковали наемные армии и выступали за всеобщее вооруже­ние народа, понимали необходимость вооруженной защиты нового строя. Как отмечал Ф. Энгельс, в то время общественные конф­ликты еще только зарождались, а средства их разрешения были развиты еще меньше. Такому "незрелому состоянию капиталисти­ческого производства, незрелым классовым отношениям соответ­ствовали и незрелые теории"1. Утопический социализм не сумел "ни разъяснить' сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту собственную силу, кото­рая способна стать творцом нового общества"2.

Наши рекомендации