Выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа является завершающим этапом профессиональной подготовки будущего учителя. Вместе с тем работа студента над темой выпускной квалификационной работы носит исследовательский характер и требует овладения основными методами научного исследования, так как конечная цель обучения на историческом факультете - подготовка учителя-исследователя. Важнейшими методами исследования, используемые студентами при написании выпускной квалификационной работы, как по специальным предметам, так и по педагогике и методике, являются: изучение литературных, архивных и других источников, живое наблюдение, эксперимент, изучение опыта работы, беседы, анкетирование и интервьюирование, математические методы обработки количественных результатов и др.
По существу, работа над темой выпускного квалификационного исследования начинается со знакомства с литературой по проблеме, выясняется, насколько она обеспечена источниками и освещена в историографии.
Существует традиционная схема библиографического поиска литературы, основой которой является справочный аппарат библиотеки, представленный каталогами, картотеками и справочно-библиографическим фондом. В каталогах и картотеках отражена литература, имеющаяся в фондах библиотеки. Справочно-библиографический фонд представлен энциклопедиями, словарями, библиографическими и информационными пособиями. При работе по подбору литературы студент может воспользоваться услугами системы МБА (межбиблиотечный абонемент).
Существенное значение в процессе работы над библиографией имеет методический аспект её составления, при этом нужно выделять следующие характеризующие книгу данные: автор (фамилия, имя, отчество), название книги, издательство, год издания, общее количество страниц, примечания (повторное издание, рецензии на книгу и т.п.). Для журнальной или газетной статьи указывается: автор, название статьи, название журнала или газеты, год и номер выпуска, страницы, на которых помешена статья.
Библиография выпускной квалификационной работы должна быть просмотрена научным руководителем, который даёт ей оценку, корректируя дальнейшую работу. Правильно составленная библиография и её полнота являются одними из показателей зрелости автора как исследователя.
Самым трудоёмким процессом при подготовке выпускной квалификационной работы является процесс изучения литературы и источников. Перед начинающим исследователем всегда возникает вопрос о последовательности изучения источников и литературы. На наш взгляд, надо начинать с литературы. Дело в том, что знакомство с литературой позволяет студенту выявить круг вопросов, которые уже освещались до этого в историографии. Кроме этого, изучение литературы покажет, насколько тема разработана и, главное, какие имеются спорные вопросы. Это даст возможность студенту уточнить тему выпускной квалификационной работы, её план; нацелит его на поиск недостающих исходных данных.
Выпускнику необходимо также решить и другой вопрос: начинать ознакомление с литературой новейшей или придерживаться хронологического принципа её изучения - от ранних работ к боле поздним. Конечно, здесь единого рецепта быть не может. В одних случаях можно идти «сверху вниз», чтобы установить современный уровень разработки изучаемой проблемы, но возможен и другой вариант - «снизу вверх», дающий возможность проследить динамику изучения темы и, тем самым, более полно оценить достигнутые результаты. Выбор того или иного пути зависит от темы, обеспеченности её литературой, наличия этой литературы в библиотеках и т.д.
Студент должен также обращаться к опубликованным рецензиям на монографические исследования по теме. Рецензия окажет ему большую помощь в направлении выработки критического подхода, умения анализировать и оценивать научные труды.
Однако выпускная квалификационная работа базируется, прежде всего, на исследовании разнообразных источников. Большинство студентов работают над письменными источниками. Порядок работы над ними определяется их значением для раскрытия темы: первоначально исследуются основные, отличающиеся большой полнотой источники, затем второстепенные. Правильнее начинать с работы над опубликованными, а затем уже над архивными материалами.
При написании выпускной квалификационной работы по социальным и экономическим проблемам истории, желательно использовать статистические материалы, которые обогащают любое исследование. За последние годы архивные управления и академические институты истории издали большое количество статистических материалов по различным периодам истории.
В процессе изучения статистических данных необходимо, во-первых, установить достоверность, полноту и представительность статистических источников; во-вторых, следует уделить внимание исследованию методики и техники сбора сведений; в-третьих, должно быть установлено соотношение действительных, реальных объектов и их признаков с информацией о них, отражённой в источнике. Наконец, завершающим этапом каждого статистического наблюдения является разработка и обобщение собранной в соответствующих статистических публикациях первичной информации.
При использовании материалов полученных в результате интервьюирования, надо иметь в виду, что если предполагается на него ссылка, то записи должны быть показаны собеседнику для проверки и подписи. Нельзя давать такие ссылки без согласия собеседника. Разрешается также для записи применение магнитофонов и диктофонов, при использовании которых необходимо руководствоваться теми же правилами.
Для целенаправленного изучения темы выпускной квалификационной работы важным моментом является составление плана. Ошибку допускают те студенты, которые составляют план на завершающем этапе работы. При такой постановке вопроса работа ведётся стихийно и в конечном итоге обречена на большие неудобства и даже на неудачу. План разработки темы должен способствовать более полному раскрытию наиболее важных сторон её содержания, выявить направления поиска решения поставленной задачи. Вместе с тем он должен подсказать определённое решение (хотя ещё в самых общих чертах) темы и её составных частей - глав и параграфов. Учитывая, что составление плана довольно длительный процесс, тесно связанный с другими этапами работы, необходимо постоянно консультироваться с научным руководителем по поводу проблемной направленности работы и её структуры.
Опыт подготовки выпускной квалификационной работы на исторических факультетах приводит к выводу, что в составлении плана следует выделять два главных этапа: составление предварительного и окончательного вариантов плана.
Предварительный вариант плана составляется обычно после утверждения темы и общего знакомства с основными источниками и литературой. По мере того, как студент овладевает основными материалами, знакомится с важнейшими источниками, то есть глубоко изучает вопросы темы, корректируется план. Таким образом, происходит процесс дальнейшего совершенствования предварительного плана на всех уровнях исследования, включая нередко и стадию написания текста дипломной работы.
Окончательный вариант плана утверждается научным руководителем и после этого становится обязательным документом. Изменение плана допускается только с разрешения научного руководителя.
Кроме предварительного и окончательного варианта плана имеется ещё один вид плана разработки темы - план-проспект. Он представляет собой развёрнутый предварительный план с тезисами. Особенностью подобного плана является то, что в нём содержится краткое изложение сути глав и параграфов.
Чёткое выполнение выпускного квалификационного сочинения обеспечивает также календарный план, который включает основные этапы работы над темой и призван помочь студенту так организовать работу, чтобы подчинить её определённому порядку и обеспечить своевременное представление выпускного квалификационного исследования на кафедру. Вместе с тем он должен дать научному руководителю возможность осуществлять поэтапный контроль, за работой выпускника и оказывать ему действенную помощь.
Завершающим этапом разработки темы, перед написанием выпускной квалификационной работы, является сплошная обработка собранного студентом материала, именно сплошная, так как многие удовлетворяются лишь частичной обработкой «по свежим следам», не дожидаясь сбора всего материала. Суть сплошной обработки заключается в том, что студент перечитывает и упорядочивает материал, отбирая необходимый, и распределяет его сообразно плану работы.
В тех случаях, когда привлекается статистический материал, его тоже следует упорядочить - разложить по группам вопросов плана. Работая над статическими материалами, желательно составлять таблицы, диаграммы, графики.
Говоря о сплошной обработке всего собранного материала, следует иметь в виду, что она не исключает дополнительного сбора или досборки источников. Поэтому уже в ходе написания текста выпускной квалификационной работы или в процессе её редактирования возможно привлечение новых материалов, содействующих улучшению аргументированности и доказательности основных положений работы.