Вопрос Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет

Основным инструментом экономики и осуществление того или иного варианта политики являются государственные доходы и расходы. Доходы представляют собой часть национального дохода и национального богатства, создаваемого государством, с целью создания финансовых условий для исполнения своих функции. Основными источниками и видами государственных доходов являются:

1. Налоги

2. Сборы и таможенные пошлины

3. Социальные отчисления

4. Неналоговые поступления

В государствах с рыночной экономикой источником государственных доходов являются:

1. Налоги (на доходы, на недвижимость, на дарение)

2. Доходы от предпринимательской деятельности государства (от сдачи государственного имущества в аренду, от деятельности предприятий, принадлежащих государству, от внешней экономической деятельности, от продаж лицензий и ценных бумаг)

3. Поступление в государственный бюджет в виде кредитов, выдаваемых другими государствами или международными кредитными организациями.

Через расходы осуществляется воздействие государства на различные сферы экономической жизни и перераспределение расходов. Есть две категории расходов:

1. Текущие

2. Инвестиционные

Расходы государства осуществляются в следующих направлениях:

1. Содержание государственного аппарата.

2. Затраты на социальную сферу (социальные пособия пенсионерам, безработным и инвалидам, расходы на здравоохранение и образование)

3. Расходы на военную безопасность (содержание армии)

4. Расходы на экономические нужды (субсидии, дотации, кредиты, выдаваемые промышленным и с/х предприятиям, направленным на поднятие экономики)

5. Государственное потребление (закупка товаров за рубежом)

6. Выплаты по внешнему долгу.

Основным инструментом воздействия государства на экономическое развитие является государственный бюджет. Государственный бюджет с участием законодательной и исполнительной власти. По истечению срока, на который принимается государственный бюджет, обязаны предоставить отчет. В целом же, бюджетная система представляет собой совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В унитарном государстве, бюджетная система включается в себя государственный бюджет и местные бюджеты. В государстве с федеративным устройством выделяют три

1. Государственный бюджет

2. Местный бюджет

3. Федеративный бюджет

Бюджеты всех уровней взаимосвязаны, то есть бюджет не обеспечивает финансирование минимума расходов, то средства выделяются из вышестоящего бюджета. Государственный бюджет представляет собой сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага, и средства другим группам. Кроме того, государство использует бюджет и существенно влияет на экономику, стимулирует производство. В виде заработной платы государственным служащим, стипендии, пенсии и других государственных пособий. Государственный Бюджет может характеризоваться дефицитом и профицитом. Если речь идет о дефицитном государственном бюджете, то это значит что в таком бюджете расходы превышают планируемые доходы. И соответственно снижаются и реальных доходы по основным статьям. Поэтому для покрытия бюджетного дефицита, государство прибегает к бюджетном финансированию, то есть заимствование средств. Под это заимствование выпускают облигации и другие ценные бумаги. Сумма накопленных задолжностей государства, образовавшихся в результате кредитного финансирования его бюджетных расходов, называется государственным долгом. При его расчете надо учитывать как дефициты, так и профициты, то есть когда доходы бюджеты превышают расходы. С учетом этого, государственный долго это сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов минус сумма всех бюджетных профицитов. В зависимости от того, осуществляет ли государство займы внутри страны. Выделяют внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний государственный дол фактически представляет собой задолжность государства перед физическими и юридическими лицам. То есть гражданами и предприятиями. Основную массу финн. Обязательств составляют рыночные долговые обязательства, к которым относятся

1. Облигации федерального займа

2. Облигации государственного сберегательного займа

3. Облигации центрального банка

4. Облигации внутреннего валютного займа.

Не рыночными обязательствами называют векселя министерства финансов, а так же задолжность правительства центрального банка. И к внутреннему государственному долгу относится задолжность по заработной плате. В то же время, необходимые для покрытия бюджетного дефицита средства, государства могут изыскивать за границу, и в результате этого образуется внешний государственный долг. Следовательно, внешний государственный долг-это задолжность государства перед правительствами других стран. Международными кредитными организациями и частными иностранными банками. В то де время, с точки зрения экономики, государственный долг приводит к ряду негативных последствий

1. Поскольку значительная часть бюджетных средств уходит на выплату государственного долга, то государство не имеет возможности развивать собственную экономику ( путем вложения средств в производство) и эффективно выполнять социальный программы и обеспечивать социальную защиту малоимущих.

2. Что бы ускорить выплату государственного долга или по крайней мере предотвратить его увеличение, государство оказывается вынужденным повышать ставки налогов, а это негативно сказывается на благосостоянии граждан, развитии производства и даже социальной обстановки в стране.

3. Поскольку государство постоянно прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, то потенциальному инвестору, как отечественному так и зарубежному, оказывается более выгодно предоставлять займ, чем вкладывать деньги в производство..

4. Выплата процентов по внутреннему долгу увеличивает расслоение внутри общества, поскольку, значительная часть государственных обязательств находится в руках состоятельных людей. Фактически, это означает, что государство не выполняет своей функции по перераспределению доходов, и возвращает богатым то, сто должно бы было отдать малоимущим.

Наши рекомендации