Система и структура органов прокуратуры Российской Федерации

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют

Генеральная прокуратура Российской Федерации,

прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами,

прокуратуры городов и районов,

Другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры создаются на уровне субъектов или районов, то есть система остается трехзвенной.

Систему прокуратуры образуют территориальные и специальные прокуратуры. Территориальные делятся аналогично территориальному делению РФ, это основная система. В нек субъектах районные прокуратуры созданы с учетом местных особенностей (прокуратуры улусов Якутии). Межрайонные прокураты, например, в Мск или для объединения нескольких районов в одном НП (например, областном центре).

В 2000 созданы фед округа. Формально в каждом округе существует окружная прокуратура – это сотрудники Ген прокуратуры, работающие на выезде. Руководит ей заместитель Ген прокурора.

Кроме территориальных прокуратур параллельно вышеназванным в систему прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации со своей структурой. Научно-образовательные учреждения и редакции печатных изданий – тоже самостоятельная параллельная система. Учебные учреждения – это Институт прокуратуры с высшим юр образованием и повышением квалификации.

Специализированные прокуратуры в области спец объектов или спец отношений. Создание и ликвидация определяется полит и экон причинами. Создаются приказом Ген прокурора:

Военная

Транспортная

Природоохранная

ЗАТО и ВЧ

По надзору за исполнением законом при исполнении уг наказаний (ИУ)

Вся система прокуратуры починяется Генеральному прокурору и действует на основании единого закона => единство прокуратуры.

Ген прокуратура

Возглавляется Ген прокурором. 2 первых заместителя и некоторое количество заместителей (5 в Мск и по каждому округу). Заместители назначаются на должность СФ по представлению генпрокурора. Исключение – первый заместитель – нач следственного управления. Он назначается СФ по представлению Президента, как и сам Генпрокурор.

В Ген прокуратуре образуется коллегия в составе Генпрокурора, всех заместителей и всех тех, кого Генпрокурор своим приказом посчитает видеть в ней. Порядок деятельности определён регламентом Генпрокуратуры.

Коллегия, рассмотрев вопрос, выносит решение. Как только его подписал Генпрокурор как председатель коллегии, оно становится обязательным для исполнения (сила равная приказу Генпрокурора).

Генпрокуратура состоит из управлений и отделов. Структура определяется приказами генпрокурора. Правительство определяет количество людей и $, а все остальное определяется генпрокурором. Естественно есть организационные управления и вспомогательные. Но большинство функциональных направлений связаны с отраслями и направлениями деятельности. Например, управление по надзору за соблюдением фед законодательства, по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности, по обеспечению участия прокурора в уг судопроизводстве. Начальники управлений (старший прокурор управления) являются помощниками Генпрокурора.

Научно-консультативный совет. Положение утверждается Генпрокурором

Генпрокурор сам издает обязательные для исполнения приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

Прокураты субъектов

Руководят деятельностью прокуратур нижнего звена.

Возглавляет прокурор субъекта, кот назначается ген прокурором по согласованию с зак органом субъекта федерации. Подотчетен он только генпрокурору.

Обязательно создается коллегия, председатель – прокурор субъекта, входят заместители обязательно и те, кого прокурор призовет своим приказом.

Прокуратура субъектов состоит из управлений и отделов. Отдел может входить в управление или не входить (тогда действует на правах управления).

Прокуроры издают приказы, указания, распоряжения. Могут вносить изменение штатного расписания в пределах численности и з\п.

Прокуратуры районов

Низшее звено, и именно здесь основной экшен.

Начальник назначается приказом генпрокурора по представлению прокурора субъекта. Все подчиненные назначаются прокурорам субъекта по представлению прокурора района. Он же и увольняет: сам начальник района уволить не может.

Специализация по направления деятельности заместителей зависит от усмотрения прокурора района.

Специализированные прокуратуры

Цель – повышение эффективности при спец объектах или спец отношениях. Деятельность не зависит от адм-территориального деления.

Транспортная прокуратора работает, чтобы не было проблем с определением территориальной подведомственности. В основе – принцип линейности или порта приписки для водного транспорта.

Природоохранная же регулирует именно отношения.

Наличие органов УИ системы.

Военные прокуратуры в зависимости от группы войск. По принципу деления войск определена структура.

Но функции все те же, основы нормативного регулирования почти тоже. Те же меры прокурорского реагирования.

1. Транспортная прокуратура

Основание – необходимость усиления прокурорского надзора в связи с развитием всех видов транспорта.

Структура Минтранса.

В наст время транспортные прокуратуры созданы при каждом управлении ЖД, действует на правах районной прокуратуре и подчиняются окружной (более субъекта, но не фед округа) или региональной прокуратуре.

Специфика заключается в линейном принципе и специфическом зак регулировании.

Система МВД на транспорте тоже созданы по линейному принципу. И это тоже поднадзорный объект транспортной прокуратуры, как и все управы ЖД. Занимаемся общенадзорные проверки (законность перевозок) и преступления на транспорте.

2. природоохранные прокуратуры.

Созданы в начале 90-х годов.

Ранее природоохраной занимались в рамках общего надзора.

Может создаваться на правах прокуратуры субъекта (и межсубъектоной) или района. Если прокуратора создана на правах субъекта, то может иметь в подчинении нижние звенья.

Занимаются расследованием экологических преступлений, соблюдением природоохранного законодательства. Издание НПА

4. УИ прокуратуры.

Только прокуратуры районов и городов, всегда починяются прокуратуре субъекта. Формируются в тех регионах, где есть значит количество УИ учреждения, связанные с лишением свободы. Если 1 такое учреждение, то хватит 2 человек в рамках территориальной.

Законность ареста и приговора проверяется в рамках общего надзора (вроде). Право на УДО, законность деятельности администрации. Чаще всего проводится негласно, ибо никто сам не пожалуется на незаконность: черт его знает, законно тебя обыскали или нет.

Соблюдение норм УИК.

5. прокуратуры ЗАТО

Приказ генпрокурора от 2001 № 3 Об изменении организации прокурорского надзора на режимных объектах.

Иные режимные объекты: АЭС, Байконур

6. военная прокуратура.

Самая большая прокуратура из специализированных.

Полномочия свои осуществляются в вооруженных формированиях независимо от органов управления.

ФЗ + генпрокурор № 54 О разграничении компетенции прокуратур. Их полномочия:

общий и нормативный надзор, соблюдение прав военнослужащих и членов их семей со стороны воинских подразделений.

дознание и оперативная деятельность при военнослужащих, соблюдение прав лиц, находящихся на военных сборах.

Надзор за исполнением законов пограничниками и помещенными в ИВР на основании ФЗ «О гос границе».

Преследование по уг делам. Сами не расследуют, но надзирают и поддерживают обвинение в суде.

Система военной прокуратуры:

главная военная прокуратура, кот входит в качестве о-о-очень большого управления Генпрокуратуры.

Второе звено – прокуратуры военных округов, флотов. Отдельно стоит военная прокуратура Мск. Все действует на правах прокуратуры субъектов.

Прокуратуры соединений, гарнизонов и т.п. действует на правах районных прокуратур.

В исключительных случаев при отсутствии иных прокуратур на военную прокуратуру могут быть возложены функции обычной прокуратуры. Например, при нахождении войск РФ за рубежом.

Образование, ликвидация, определение компетенции и штата осуществляется Генпрокурором (принцип централизации).

Главный военный прокурор – заместитель Генпрокурора. Но в отличии от всех остальных он не может раздавать приказы не специализированной прокуратуре.

Главный военный прокурор имеет перового заместителя и заместителей, всяких разных помощников, кот могут является начальниками управлений и отделов. Тем самым, хоть военная прокуратура и находится внутри Генеральной, имеет аналогичную структуру.

Состав коллегии утверждается Генеральным прокурором. С момента подписи Главным военным прокурором приказ приобретает обязательную силу.

Фин обеспечение военной прокуратуры осуществляется Минобороны и командованием в соотв с бюджетным законодательством, т.е. материальной зависимости от Генпрокуратуры нет, зато есть зависимость от тех начальников, за которыми надзирают!

Образовательные учреждения прокуратуры

Создаются и ликвидируются в зависимости от нужд прокурорской системы.

Задачи: осуществление научных проблем, обобщение практики. В головном Институте Прокуратуры нет обучения: только научная деятельность с анализом НПА.

Работники же все-таки должны повышать квалификацию, и не только через самообразование. Этим занимаются филиалы Академии Прокуратуры.

Наши рекомендации