Виды форм (источников) права
К числу наиболее распространенных и изученных наукой форм права относятся: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, нормативно-правовой акт. Указанные формы и являются носителями так называемого «положительного» или «позитивного» права, то есть тех юридических норм, которые выступают официальным, юридически значимым регулятором поведения людей и которыми руководствуется в своей деятельности судебная и иная юридическая практика.
Названные формы права обладают целым рядом особенностей. Одни из них устанавливаются в результате целенаправленной деятельности специальных государственных органов, или иных, управомоченных государством, субъектов (нормативно-правовой акт), другие, вырабатываются самой общественной жизнью на протяжении определенного исторического периода и в последующем лишь одобряются, санкционируются государством (правовой обычай), третьи создаются в процессе разрешения компетентными органами конкретных жизненных ситуаций (правовой прецедент) и так далее. В связи с этим, указанные формы права по способу их установления классифицируются на установленные государством и санкционированные им.
Значение перечисленных форм права в разных правовых системах и на разных этапах развития общества неодинаково. Так, например, в государствах, относящихся к романо-германской (континентальной) правовой семье, ведущим источником права традиционно признается нормативно-правовой акт, в странах англо-саксонского права большое значение отводится судебной практике и вырабатываемым ей юридическим прецедентам, в обществах, где господствующим является религиозное сознание, особую роль играет религиозно-правовая доктрина, а в традиционных обществах – правовой обычай. В соответствии с этим, применительно к конкретной правовой системе или семье правовых систем, действующие источники права классифицируются на основные и вспомогательные (субсидиарные), традиционные и нетрадиционные.
Так, например, в правовой системе России основным источником права является нормативно-правовой акт, а нормативный договор и правовой обычай выступают в качестве дополнительных источников. Они используются главным образом в тех случаях, когда какой-либо вопрос не урегулирован нормативным актом и когда его регулирование на основе договора или обычая допускается законом и не противоречит ему.
Нормативный акт является для нашей правовой системы так же и традиционным, устоявшимся, типичным источником права, в то время как, например, судебная практика выступает в качестве своеобразного нетрадиционного источника права. Решения высших судебных инстанций у нас официально не признаются источником права, но фактически таковыми являются в определенных ситуациях, например, при разрешении конкретных юридических дел в ситуации пробельности действующего законодательства.
Классификация действующих форм права может быть проведена и по иным критериям.
Остановимся подробнее на характеристике названных форм права.
Правовой обычай – один из древнейших источников права. Обычай вообще – это исторически возникшее, привычное правило поведения людей в определенной сфере (например, в сфере торговли, предпринимательства, семьи и т.д.), которое закрепилось в общественном сознании и социальной практике в результате его многократного применения. Правовыми становятся лишь те социальные обычаи, которые санкционированы государством. В результате такого санкционирования нормы социального обычая становятся юридическими нормами, то есть приобретают качество юридической обязательности и в своей реализации обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Санкционирование обычая может осуществляться двояким образом: либо путем законодательной отсылки к обычаю как возможному основанию решения определенных категорий дел, либо путем фактического применения обычая в юридической практике (например, судебной), в результате чего за ним признается юридическое значение.Поскольку обычай считается общеизвестным в определенной сфере, то законодатель не раскрывает его содержания в самом нормативном акте (иначе, формой права являлся бы сам этот акт, а не обычай), а лишь конкретизирует возможную область его применения (например, брачно-семейные отношения), и условия такого применения (например, при отсутствии соответствующей нормы закона или договора).
Обычно-правовое регулирование играло особенно большую роль в период становления государства. Правотворческая деятельность государства тогда осуществлялась в основном в виде санкционирования сложившихся обычаев. Одни из них государство признавало юридически обязательными и брало под свою охрану, другие, наоборот, запрещало, третьи, не имевшие особого социального значения, оставались за пределами сферы правового регулирования.
Правовой прецедент (лат. praecedens – идущий впереди, предшествующий). Под правовым прецедентом понимают решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных случаев в последующем. Соответственно, различают судебный и административный прецеденты.
Данный источник права является традиционным для государств, относящихся к англо-саксонской правовой семье (в частности, Англии, Австралии, США). Прецедентное право формировалось в указанных странах, прежде всего, в процессе судебной деятельности, в связи с чем его еще называют судебным правом, или правом судебной практики, в отличии от статутного права, являющегося результатом законодательной деятельности парламента.
Доктрина и практика прецедентного права исходят из того, что суд, это орган, который не только применяет действующие юридические нормы, содержащиеся в законах (статутах) и иных источниках права, но и в определенных случаях их создает. Другими словами, признаются правотворческие функции суда. Правом создавать юридический прецедент, как правило, обладают высшие судебные инстанции. Принятые ими решения становятся обязательными для нижестоящих судов, а также для них самих, если в будущем они столкнутся с аналогичными случаями. При этом нормативное значение имеет не решение как таковое, а принцип, лежащий в его основе. Этому принципу и обязаны следовать судебные органы в последующем.
Поскольку прецедентное право вырабатывается непосредственно в ходе разрешения конкретных жизненных случаев, то его иногда называют казуистическим (лат. casus – случай).
Нормативный договор– это разновидность договора как общего, родового понятия. Наряду с нормативными договорами в юридической сфере широкое распространение имеют также договоры-сделки (гражданско-правовые, семейные, трудовые и другие). В связи с этим, нормативному договору присущи признаки, свойственные договору вообще, а также те черты, которые характеризуют его своеобразие как особого источника права. К числу первых относятся: двусторонний или многосторонний характер; юридическое равенство сторон, заключающих данный договор; выражение согласованной воли всех его участников и некоторые другие. Своеобразие же нормативного договора проявляется в особенностях его субъектов, характере их волеизъявления, в своеобразии содержания и юридической формы данного договора.
Нормативный договор заключается между субъектами, которые обладают необходимой правотворческой компетенцией в определенной сфере. Ими могут быть государства (например, Российская Федерация и какое-либо иностранное государство), государствоподобные образования (напр., субъекты Российской Федерации), государственные органы (напр., Министерство внутренних дел), негосударственные органы и организации, которым государство делегировало соответствующие правотворческие функции (напр., органы местного самоуправления, администрация предприятия, профсоюз и т.п.), а в определенных случаях и граждане (физические лица).
Волеизъявление субъектов, заключающих нормативный договор, направлено на установление юридической нормы (норм), то есть на выработку правил поведения, которыми эти субъекты намерены руководствоваться в своих взаимоотношениях.
Содержанием нормативного договора являются юридические нормы. Собственно поэтому он и является источником права. Данный признак позволяет наиболее четко отличить данный договор, от разнообразных договоров-сделок, являющихся основанием возникновения конкретных правовых отношений в сфере гражданского, семейного, трудового и иных отраслей права.
Нормативные договоры принимаются в особом порядке, имеют свои правила вступления в юридическую силу, свои особые реквизиты, наименования и т.п., другими словами свою юридическую форму. Для нормативного договора характерна письменная форма, то есть он представляет собой особый юридический акт-документ.
Таким образом, нормативный договор – это принятый на основе взаимного волеизъявления правотворческих субъектов правовой акт, устанавливающий юридические нормы.
Классификация нормативных договоров в науке не устоялась. Чаще всего они подразделяются на виды по отраслевому критерию. Выделяют: конституционные, международные, административные, гражданско-правовые, семейные, трудовых и некоторые других договоры.
Важное преимущество нормативного договора, в сравнении с другими источниками права, состоит в том, что он представляет собой форму юридической саморегуляции. Являясь непосредственным результатом волеизъявления договаривающихся сторон, данный источник предполагает в качестве непременного условия взаимное признание необходимости устанавливаемой нормы. Соответственно и осуществление содержащихся в договоре правил поведения, рассматривается сторонами не как подчинение чьей-то, навязанной сверху, воле, а как выполнение своих собственных обязательств.
Правовая доктрина. В некоторых правовых системах значение источника права имеют разъяснения (мнения) авторитетных юристов. Роль дополнительного источника права юридическая доктрина выполняла, например, в Древнем Риме. Согласно закону Римской империи «О цитировании юристов», сочинения таких известных юристов как Папиниан, Павл, Ульпиан, Гай, Модестин, а также юристов, на которых они ссылаются, имели юридически обязательное значение. Устанавливалось также правило, согласно которому судье следовало руководствоваться мнением большинства, а при равенстве мнений – тем суждением, которое совпадало с мнением Папиниана. Такое высокое значение юридической доктрины подчеркивалось известной формулой – право не может существовать без правоведов, которые совершенствуют его каждый день.
Влияние юридической доктрины на развитие и функционирование права в той или иной мере обнаруживается в различных правовых системах. Правда, далеко не всегда она признается официальным источником права, как это было в Древнем Риме. Если говорить о современных государствах, то значение формального источника юридических норм доктрина сохранила в основном в религиозных правовых системах, то есть в форме религиозно- правовой доктрины. В литературе, в частности, отмечалось влияние исламской правовой доктрины на регулирование семейных отношений в Египте, Сирии, Ливане и некоторых других государствах. Что же касается светских демократических государств, в том числе и России, то здесь юридическая доктрина официальным источником права не является. Вместе с тем, юридическая наука продолжает играть значительную роль в процессах правового регулирования, выступая в качестве своеобразного неформального источника права. Правовая доктрина влияет на юридическую практику по многим «каналам». Прежде всего, через сложившуюся систему юридического образования, подготовки и переподготовки квалифицированных юридических кадров. Именно здесь закладываются теоретические основы юридического мировоззрения, усваиваются важнейшие правовые понятия, конструкции, собственно система действующих источников права, способы толкования юридических норм и т.д. Изучение юридической теории является для будущего юриста-практика столь же необходимым, как овладение медицинскими знаниями для практикующего врача.
Нормативно-правовой акт. В современном государстве нормативно-правовые акты является важнейшим источником права. Особое место нормативного акта в системе источников права обусловлено как общими закономерностями развития государственно-правовой сферы (например, централизацией правового регулирования), так и свойствами самого нормативного акта.
Нормативный акт – это принятый в установленном порядке компетентным правотворческим органом юридический документ, которым устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы. Нормативные акты являются оптимальной формой регулирования наиболее важных общественных отношений, которые для своего нормального развития требуют централизованного упорядочения и охраны со стороны государства. Система нормативных актов, в общем и целом, обусловлена сложившейся системой государственных органов. Это значит, что каждый орган государства, в зависимости от его положения и функционального назначения, наделяется определенными правотворческими полномочиями. Благодаря этому в современных государствах существует разветвленная и, вместе с тем, достаточно стройная система нормативных актов, регулирующим воздействием которой охвачены все важнейшие сферы жизнедеятельности современного общества. Наверху указанной системы находится конституция государства и другие законы. Все остальные нормативные акты имеют подзаконное значение, то есть принимаются на основе законов и не должны им противоречить. Закон, как правило, имеет приоритет не только в отношении иных нормативных актов, но и признаваемых данным государством других форм права (например, нормативных договоров, правовых обычаев и т.д.).