Тарифные препятствия во внешней торговле
Тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, а также комплекс регулирующих мер, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных организаций, таких как ВТО, ЮНКТАД и национальных системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, так как базируются на общих принципах и нормах, что облегчает процесс международной торговли. Многие страны имеют законы в качестве правовой базы о таможенных тарифах, где регламентируются тарифные предпочтения.
Эти правовые документы регламентируют деятельность субъектов ВЭД внутри национальных систем и не связана с каким-либо конкретным международными договорами, соглашениями.
Таможенные тарифы в обязательной степени согласуются с международными правилами торговли и периодически обсуждаются на международных встречах. Предметом обсуждения на этих встречах является в первую очередь перечень товаров, условий и порядок применения таможенных тарифов, структура и уровень ставок экспортно-импортных пошлин.
Основным элементом механизма тарифного регулирования является таможенный тариф. Таможенный тариф – систематизированный перечень ставок, которые определяют размер платы за провоз через границу.
Таможенный тариф по своему содержанию имеет фискальный характер и проявляется он в рыночной экономике.
Классификация таможенных тарифов:
- Таможенный тариф подразделяется на импортный и экспортный
- Таможенный тариф может быть простым и сложным
Импортный тариф занимает основное место в таможенном регулировании и оказывает влияние, прежде всего на размер цен и рентабельность предприятий, состояние национальной валюты, на формирование оптимальной структуры импорта.
Активной частью импортного тарифа определяется:
1) Позиция номенклатуры товаров в таможенном тарифе, по отношению к которым устанавливается эта ставка;
2) Определяется таможенная цена;
3) Определяется страна происхождения товара;
4) Определяется порядок введения изменения, отмены взимания пошлин.
Экспортный таможенный тарифиспользуется ограниченным числом стран, в основном развивающихся, который обладают значительными объемами природного сырья и имеют преимущество на мировом рынке. Развитие экспортных тарифов у большинства стран осуществляется двумя способами:
1) При увеличении номенклатуры товара применяется простой таможенный тариф, который предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры, независимо от страны происхождения товара;
2) Установление нескольких видов ставок по одним и тем же товарам. При этом применяется сложный многоколонный тариф: предполагает установление нескольких видов ставок в зависимости от страны происхождения товара.
Самая высокая ставка таможенной пошлиныили генеральнойраспространяется на товары тех государств, с которыми данное государство не имеет торговых отношений.
Примечание:
Минимальные ставки в таможенном тарифе стран ЕС в 1,5 раза ниже генеральных. А в Японии и США еще больший разрыв между этими ставками. Сложные таможенные пошлины: предусматривают наличие особо льготных преференциальных пошлин для конкретных стран. Обычно применяется в замкнутых экономических союзах, а также в отношении развивающихся стран.
Преференциальные ставки таможенных пошлин имеют практически нулевое значение, это беспошлинный ввоз.
Сложные таможенные тарифы предусматривают также введение дополнительных антидемпинговых и компенсационных пошлин, и уровень этих ставок может значительно превышать уровень максимальной ставки тарифов. Наиболее сложные многоколонковые тарифы в Конго и Венесуэле (от 15 до 17 колонок).
Таможенные пошлины, как и таможенные тарифы по своему экономическому содержанию и характеру воздействия относятся к рыночным регуляторам внешнеторгового процесса.
Таможенные пошлины – денежный сбор или налог, который взимает государство с товаров, имущества и ценностей при пересечении границы страны. Как и любой налог, таможенная пошлина увеличивает цену товара и снижает его конкурентоспособность. Таможенная пошлина зачастую используется как инструмент торгово-политического соперничества на внешнем рынке.
В международной практике тарифное регулирование включает несколько видов таможенных пошлин, которые связаны с порядком их установления: адвалорные, специфические, смешанные.
Адвалорные пошлины предполагают, установление процентной ставки по отношению к цене товара, применяются в большинстве стран (США на эти пошлины приходится 80%).
Специфические пошлины - это пошлины, размер которых увязывается с единицей объема или веса товара, характерны для развивающихся стран.
Смешанные пошлины означают одновременное применение адвалорных и специфических пошлин к одному и тому же товару.
Примечание:
В случаях, когда таможенным органом дается право на взимание пошлины по их усмотрению (адвалорные и специфические), то эта пошлина называется альтернативной.
Принципиальное отличие специфической пошлины от адвалорной заключается в характере их проявления при изменении цен: в случае роста цены сумма адвалорной пошлины увеличивается пропорционально ее росту.
Максимальные таможенные пошлины предполагают установление максимальных ставок для товаров из тех стран, с которыми нет торгово-экономических договоров, минимальные пошлины устанавливаются для товаров из стран, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования.
Преференциальные пошлины предназначаются для конкретно обозначенных стран или групп стран.
Налоговое регулирование ВТ - операции тесно связано с таможенным регулированием. Роль налогового регулирования в настоящее время повысилась в связи с общей мировой тенденцией снижения ставок таможенных пошлин в международной практике (например, стран - ВТО).
Налоговые и таможенные пошлины отличаются процессом взимания: пошлина взимается с иностранного товара при пересечении границ, как плата за провоз.
Налогом облагаются и национальные и иностранные товары. Налоги на импортные товары классифицируются в зависимости от цели, от места применения, от характера применения и от способа взимания.
Уравнительные или пограничные импортные налоги начисляются непосредственно таможней. Уплата этих налогов осуществляется тем, кто предъявил таможенную декларацию. Ставки пограничных налоговых сборов соответствуют ставкам соответствующих внутренних налогов, которыми облагаются национальные товары, поставляемые на условиях СИФ.
Специальный импортный налог взимается только с ввозимого товара и по своему назначению не отличается от таможенной пошлины. Его главная цель - ограничение ввоза иностранного товара. Он вводится в качестве особой меры сокращение импорта в страну, когда повышение таможенной пошлины невозможно.
В зависимости от страны происхождения товара таможенная пошлина делится на максимально и минимально преференциальные.
Тарифные предпочтения.
В схеме реализации тарифных предпочтений используются следующие налоги:
1) Скользящие импортные налоги применяются в качестве одного из методов конкурентной борьбы на мировом рынке, и особенно в сфере аграрного протекционизма.
Экономическое воздействие от применения этого импортного налога аналогично таможенной пошлине за счет прямого влияния на цену товара. Существенное отличие этого налога от пошлины состоит в том, что его ставка не фиксирована и может меняться в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен.
Назначение скользящего импортного налога состоит в поддержании постоянного уровня цен на внутренних рынках за счет роста ставки при уменьшении мировых цен и уменьшения ставки при увеличении мировых цен. Кроме того они отличаются гибкостью, а именно ставки можно менять ежедневно.
2) Компенсационные импортные сборы представляют собой вариант скользящего налога. Они компенсируют разницу цен внутреннего и внешнего рынка (в частности агрорынков), предназначены для регулирования производства экспорта и ввода импортной продукции. В международной практике существует система, когда компенсационные сборы действуют вместе с таможенными пошлинами. Например, фиксированный сбор (таможенная пошлина), переменный сбор (компенсационная пошлина).
Особая роль в разработке и формировании тарифного и нетарифного регулирования международной торговли принадлежит межправительственными организациям и объединениями (ВТО, Совет Таможенного Сотрудничества, Таможенный Союз и др.).