Тема 8. Политический режим. Типы политических режимов
Радикализм (от лаг, radicals — коренной) |
Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т. е. государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д. |
Политические режимы
|
Линии сравнения | Виды режимов | ||
Демократический | Недемократический | ||
Тоталитарный | Автор итаркы и | ||
2. Социальная база | Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности | Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения | Опора на традиционные социальные институты — бюрократию, армию, церковь |
3. Государственное устройство | Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения | * Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни | Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной ЖИЗНИ |
4. Партийная система | Многопартийность | Господство одной партии | Правящая партия огосударствлена |
5. Оппозиция | Действует легально | Отрицается | Ее деятельность ограничена жесткими рамками |
6. Правовой принцип | Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью |
7. Права и свободы граждан | Большой объем прав и свобод граждан, которые не только | Права и свободы граждан лишь декларируются, | Права и свободы граждан существенно ограничены, |
Линии сравнения | Виды режимов | ||
Демократический | Недемократический | ||
Тоталитарный | Авторнта р ный | ||
провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан | люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство | особенно в поли- тическойсфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности | |
8. Экономика | Смешанная экономика,доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер | Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина | Обширный гос ударствен ный сектор может уживаться с рыночной экономикой |
9. Идеология | Политический плюрализм | Существует единственная обязательная официальная идеология | Доминирует официальная .идеология, но допускается наличие других идейных течений |
10. Карательные органы | Строго подчиняются закону | Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны | Важный элемент государственного аппарата |
Образец задания
\ С7. | Известный американский политолог 3. Бжезинский утверждал: «Демократия, быть может, главное завоевание Запада. Но демократия — это лишь сосуд, который еще должен быть наполнен содержанием... Демократия сама по себе еще не дает ответа на дилеммы общественного бытия и в особенности не определяет «качества жизни...».
Почему, по вашему мнению, автор называет демократию «главным завоеванием»? Можно ли согласиться с позицией автора, что демократия не влияет на «качество жизни», а следовательно, является привилегией богатых стран? Свой ответ
Ответ: Автор называет демократию главным завоеванием Запада, поскольку ее становление прошло через длительный этап борьбы: от эпохи Просвещения и идей естественного права через революции и гражданские войны, тоталитарные режимы и войны мирового масштаба шло становление демократических институтов стран Европы и Америки. Само по себе провозглашение демократии не изменит качество жизни, будь то в политической, экономической или социальной областях. Необходимо длительное становление демократических институтов, которые во многом должны опираться на демократические традиции страны. При этом ее богатство отнюдь не означает автоматического приближения к демократическим нормам. В то же самое время укрепление демократии напрямую зависит от политики государства по преодолению бедности населения.