Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
Законодатель (ст. 27 ФКЗ "О судебной системе РФ") определил право субъектов РФ создавать конституционные (уставные) суды.
Республики в составе РФ могут создавать свои конституционные суды, а остальные субъекты РФ - уставные суды. Практика создания таких судов не получила широкого распространения. Назначение конституционного (уставного) суда - рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ, что не вполне соответствует ст. 124 Конституции РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Решения данных органов носят обязательный и окончательный характер. Конституционный Суд РФ не может признать незаконным постановление конституционного (уставного) суда субъекта Федерации. Это объясняется различным предметом исследования этих судов (Конституционный Суд РФ проверяет соответствие правового акта Конституции РФ, а конституционный (уставный) суд - соответствие правового акта конституции (уставу) субъекта РФ).
Таким образом, практику образования конституционных судов в регионах необходимо продолжить, стремясь обеспечить образование таких органов в каждом субъекте РФ, что будет соответствовать идее создания правового демократического государства в России, завершит полноценное распространение принципа разделения властей по горизонтали на всей территории Российского государства и обеспечит равные возможности судебной защиты прав жителей всех регионов России.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте понятия: судебная власть, судебная система, суд, правосудие. Как они соотносятся?
2. Перечислите конституционные принципы правосудия, дайте им подробную характеристику.
3. Какие дела рассматривают суды общей юрисдикции и суды присяжных заседателей, каков порядок их образования?
4. Что включает в себя судебный контроль (надзор) над законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения?
5. Какие судебные органы вправе толковать правовые нормы?
6. В каких нормативных источниках определены полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ?
7. Перечислите полномочия Конституционного Суда РФ.
8. Какова структура Конституционного Суда РФ?
9. Какие акты принимает Конституционный Суд по вопросам своей деятельности?
Дополнительная литература к теме
1. Авакьян С.А. Конституционный Суд Российской Федерации: неоднозначные законодательные новеллы // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 1.
2. Безруков А.В. О необходимости формирования и месте конституционных (уставных) судов субъектов РФ в механизме разделения властей // Журнал конституционного правосудия. 2013. N 1.
3. Гаджиев Г.А. Цели, задачи и предназначение Конституционного Суда РФ // Журнал конституционного правосудия. 2008. N 1 - 2.
4. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле // Журнал российского права. 2005. N 3.
5. Жеребцова Е.Е. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в имплементации решений Европейского суда по правам человека // Право и политика. 2011. N 1.
6. Кузьмин А.Г. Создание единого Верховного Суда Российской Федерации: взгляд сквозь призму конституционализма // Российская юстиция. 2014. N 8.
7. Митюков М.А. Конституционный Суд в зеркале конституционно-правового развития России / М.А. Митюков, А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 10.
8. Митюков М.А. Проблемы конституционной юстиции субъектов Российской Федерации / М.А. Митюков, А.В. Безруков // Российский юридический журнал. 2009. N 4.
9. Митюков М.А. Методология исследования проблемы послания Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 12.
10. Нарутто С.В. Российская модель конституционного правосудия в контексте межцивилизационного диалога // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 20.
11. Несмеянова С.Э. Конституционное правосудие в Российской Федерации. Екатеринбург, 2000.
12. Несмеянова С.Э. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: Монография. Екатеринбург, 2004.
13. Саликов М.С. Новеллы конституционного судебного процесса // Российский юридический журнал. 2011. N 4.
14. Татаринов С.А. Некоторые особенности деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в сфере осуществления нормоконтроля // Журнал конституционного правосудия. 2010. N 4.
15. Юдин Ю.А. Конституционное правосудие в федеративном государстве / Ю.А. Юдин, Ю.Л. Шульженко. М., 2000.
ТЕМА 16. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебные вопросы:
1. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: принципы и законодательное регулирование.
2. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
3. Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации.
4. Система органов государственной власти города Москвы.
1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей предполагает два уровня государственной власти - федеральный и региональный, на каждом из которых устанавливается система органов государственной власти.
Поэтому вслед за рассмотрением системы федеральных государственных органов вполне логичным представляется раскрыть систему государственных органов субъектов РФ, которые являются важнейшим элементом правового статуса субъектов РФ, что напрямую связано с тематикой федеративных отношений, которые рассмотрены в лекциях 7 и 8.
Вместе с тем в современных федеративных отношениях ощутимо возрастает роль региональных органов, активно участвующих в решении общефедеральных вопросов (формирование верхней палаты парламента, создание органов при Президенте РФ и т.д.). При этом нельзя согласиться с мнением о том, что в субъектах РФ существует не государственная, а публичная власть территориального объединения <1>. В любом случае исполнительные органы власти, в соответствии со ст. 77 Конституции РФ, в рамках федеральной и совместной компетенции входят в единую систему государственной власти России и, следовательно, не могут не быть государственными.
--------------------------------
<1> См.: Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии // Государство и право. 2003. N 7.
Конституция РФ не содержит конкретного указания в отношении порядка организации государственной власти в субъектах, устанавливая, что "государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти" (ч. 2 ст. 11), а общие вопросы организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "н" ч. 1 ст. 72). По этим вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними региональные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Поскольку учредительные акты, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам (п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), порядок организации государственной власти в субъектах Федерации должен соответствовать принципам, закрепленным федеральной Конституцией и федеральными законами.
В силу ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему собственных органов государственной власти. Однако их самостоятельность ограничена двумя весьма важными группами факторов: основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ и законом деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
б) распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
г) единства системы государственной власти;
д) разделения государственной власти как по горизонтали - на законодательную, исполнительную и судебную, так и по вертикали - на федеральную и региональную;
е) разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами;
ж) самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
Система и принципы деятельности органов власти субъектов РФ нашли отражение не только в федеральном, но в региональном законодательстве, а также во многом обусловлены судебной практикой.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" закрепляет особенности организации и деятельности судов субъектов РФ. В частности, к судам субъектов он относит конституционные (уставные) суды и мировых судей. Кроме того, вопросы построения системы государственной власти получили свое разрешение в ряде постановлений федерального Конституционного Суда.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении от 30 апреля 1996 г., отсутствие федерального закона об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов РФ не препятствовало субъектам РФ принимать законы, регулирующие вопросы организации власти в данном субъекте, что вытекает из природы совместной компетенции Федерации и ее субъектов <1>. В Постановлении по "тамбовскому" делу Суд подтвердил данную позицию, подчеркнув, что структура, компетенция и порядок формирования органов власти субъектов могут устанавливаться не только федеральным, но и областным законодательством, при условии обеспечения принципа разделения властей и самостоятельности органов законодательной и исполнительной власти <2>.
--------------------------------
<1> По делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и п. 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, утвержденного названным Указом: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 11-П.
<2> По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г. N 19-П.
В решении по "алтайскому" делу ряд положений Устава Алтайского края были признаны неконституционными. Речь идет о положении Устава, в соответствии с которым Председатель Законодательного Собрания края подписывает краевые законы, а глава администрации края избирается представительным органом края и т.д. При этом Суд подчеркнул: "Конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты РФ в основном исходили из федеративной системы взаимоотношений исполнительной и законодательной властей" <1>.
--------------------------------
<1> По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. N 2-П.
В решении по "читинскому" делу Конституционный Суд признал противоречащими Конституции России нормы, предусматривающие подотчетность областной администрации представительному органу области, отсутствие у главы региона права подписи областных законов, согласование назначения на должность председателей областного суда и областного арбитражного суда и др. <1>.
--------------------------------
<1> По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Читинской области: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П.
После длительной паузы в направлении проверки уставов регионов Конституционный Суд в Постановлении по "курскому" делу признал ряд положений Устава Курской области не соответствующими Конституции РФ, в частности положения, допускающие передачу органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий не законом, а решением органа государственной власти района; положения, допускающие встречную передачу собственных полномочий местного самоуправления и населения муниципального образования, которые должны осуществляться только последними. Конституционный Суд также ограничил возможность "произвольного расширения пределов государственного контроля над деятельностью органов местного самоуправления по решению ими вопросов местного значения" <1>.
--------------------------------
<1> По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области": Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П.
Таким образом, вполне очевидно, что регулирование некоторых общих принципов организации органов власти субъектов Федерации было заложено Конституционным Судом РФ. Вслед за ним законодатель провел более детальное регулирование образования и деятельности этих органов в упомянутом Законе.
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены в ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ, избираемым населением соответствующего субъекта Российской Федерации.
Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, вопросы организации его деятельности устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Например, областная Дума (Саратовская, Московская, Воронежская области и др.), Народное Собрание (Дагестан, Ингушетия), Совет народных депутатов (Новосибирская, Кемеровская, Орловская области), Законодательное Собрание (Алтайский, Красноярский края и др.).
Федеральный законодатель установил, что не менее 25% депутатов законодательного органа субъекта РФ (а в двухпалатном парламенте - не менее 25% депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу по пропорциональной избирательной системе. Причем для Москвы и Петербурга сделано исключение, позволяющее им самостоятельно определять вид избирательной системы на выборах депутатов регионального парламента.
Парламент субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов.
Вновь избранный представительный орган субъекта России собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации срок, который не может превышать тридцать дней со дня избрания регионального парламента в правомочном составе.
Число депутатов регионального законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. В основном парламенты субъектов РФ состоят не более чем из 50 депутатов. Хотя встречаются парламенты и с большим составом (напр., Государственный Совет Татарстана включает 100 депутатов, Великий Хурал Тывы - 162 депутата). Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается парламентом региона самостоятельно. Между тем наблюдается тенденция роста как численности депутатского корпуса, так и численности аппаратов парламентов субъектов РФ и депутатов, работающих на постоянной основе <1>.
--------------------------------
<1> См.: Кынев А. Пропорционализация региональных выборов // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 4. С. 101 - 110.
Однако законодатель определил единый критерий установления числа депутатов региональных парламентов, которым является численность избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Законом установлена определенная градация, число депутатов должно составлять не менее 15 (при численности избирателей менее 500 тысяч человек) и не более 110 депутатов (при численности избирателей свыше 2 миллионов человек).
Срок полномочий депутатов законодательного органа субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет. В среднем такие сроки установлены в регионах - от 2 до 5 лет.
По структуре региональные парламенты субъектов РФ в большинстве своем однопалатные. Некоторые субъекты РФ имеют двухпалатные парламенты (Государственный совет Адыгеи, Великий Хурал Тывы). Вместе с тем наблюдается тенденция возврата от двухпалатной к однопалатной структуре парламента (Карелия, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Чечня, Свердловская область) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. С. 690 - 698.
Ключевой элемент правового статуса регионального парламента заключается в его компетенции. Основные полномочия парламента субъекта Российской Федерации определены в ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Важнейшим полномочием и главным предназначением представительного органа является законотворчество. Парламент субъекта РФ самостоятелен в реализации своих полномочий, никто не может вмешиваться в его правотворческую деятельность. Однако законодательная компетенция представительного органа не абсолютна, т.к. возможно принятие законов и на референдуме, а по ряду вопросов имеются процедурные ограничения (напр., при рассмотрении финансовых законопроектов необходимо наличие инициативы или заключения главы региона).
Компетенция регионального парламента реализуется в его правовых актах - законах и постановлениях.
Законом субъекта Российской Федерации:
а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ;
б) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
д) устанавливаются налоги и сборы, учреждение которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в т.ч. долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ;
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ, порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ;
к) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;
л) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
м) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта Федерации.
Постановлением парламента субъекта Федерации:
- принимается его регламент и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
- назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ;
- назначается дата выборов в законодательный орган субъекта РФ и назначается референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;
- оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;
- утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ;
- назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ;
- оформляются иные решения.
Контрольные полномочия парламента регулируются учредительными актами субъектов РФ, которые к числу таковых относят:
- заслушивание ежегодных докладов главы региона о его деятельности и деятельности высшего исполнительного органа;
- общий контроль деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ;
- финансовый контроль (контроль исполнения бюджета субъекта РФ, использования бюджетных кредитных ресурсов);
- контроль выполнения программ и планов программ социально-экономического развития, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения региональной собственностью <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2002. С. 432 - 435.
Основными организационно-правовыми формами деятельности законодательного органа субъекта Российской Федерации являются сессии и заседания.
Правомочность заседания регионального парламента определяется законом субъекта Российской Федерации. При этом его заседание не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Правомочное заседание законодательного органа субъекта РФ проводится не реже одного раза в три месяца, часто в законодательстве субъектов РФ устанавливается периодичность их созыва.
Заседания парламента субъекта РФ являются открытыми. В отдельных случаях, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) и иными законами субъекта, а также регламентом либо другим правовым актом парламента, проводятся закрытые заседания. Например, согласно ч. 2 ст. 33 Регламента областной Думы Свердловской области, "...областная Дума может собраться на закрытое заседание, когда этого потребует председатель Думы или не менее одной трети депутатов или когда речь идет о рассмотрении персонального дела".
Конституции и уставы субъектов закрепляют срок, до истечения которого вновь избранный законодательный орган должен собраться на первую сессию (от 15 до 30 дней). Как уже отмечалось, федеральным законом установлен максимальный 30-дневный срок проведения первого заседания парламента субъекта РФ, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Так, в силу ст. 80 Конституции Удмуртской Республики Государственный Совет Республики "...собирается на свою первую в созыве сессию не позднее чем на тридцатый день после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов".
Статья 7 ФЗ "Об общих принципах..." определяет порядок принятия парламентом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов. Так, конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта РФ принимаются простым большинством голосов от установленного числа депутатов. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимаются простым большинством голосов от числа избранных депутатов.
Право законодательной инициативы принадлежит региональным депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления (ч. 1 ст. 6 ФЗ об общих принципах...). При этом законодатель предусмотрел, что конституцией (уставом) субъекта РФ такое право может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
В этой связи важно заметить, что Президент РФ в Послании парламенту предложил наделить членов Совета Федерации и депутатов Госдумы правом законодательной инициативы в законодательных органах своего субъекта Федерации, что позволит усилить связь федерального и регионального законодателей и обеспечить корреляцию законодательства в целом <1>.
--------------------------------
<1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года // Российская газета. 13.12.2012. С. 3 - 4.
Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается региональным парламентом не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением регионального парламента.
Законы субъекта РФ, принятые парламентом субъекта РФ, направляются главе региона, который обязан обнародовать закон, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта РФ и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона.
В случае отклонения губернатором регионального закона указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. И такой закон не может быть повторно отклонен главой региона.
Закон определяет случаи, когда полномочия парламента субъекта РФ могут быть прекращены досрочно:
а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ;
б) роспуска указанного органа руководителем субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ст. 9 ФЗ "Об общих принципах..." (в случае принятия парламентом и неустранения не соответствующих актам большей юридической силы решений и в случае непроведения заседаний избранным или вновь избранным в правомочном составе региональным парламентом в течение трех месяцев подряд);
в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, в т.ч. в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) роспуска указанного органа Президентом РФ в порядке и по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 9 Федерального закона "Об общих принципах..." (в случае принятия парламентом региона неконституционных или не соответствующих НПА большей юридической силы правовых актов и неустранения таких противоречий в установленном порядке и определенные сроки).
Таким образом, принятие Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" заметно изменило статус парламентов регионов, с некоторой излишней детализацией урегулировало порядок их деятельности и компетенцию, что, скорее, должно являться предметом учредительных актов регионов.
3. ВЫСШИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Во главе региона находится руководитель (глава субъекта, губернатор, мэр и т.д.), который в Законе называется "высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации". Прежде в республиках в составе РФ им являлся, как правило, президент республики. Однако некоторые республики изначально отказались от такой формулы (Хакасия, Карелия, Дагестан). В 2010 году законодатель определил, что наименование должности главы региона не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - Президента Российской Федерации, и предписал субъектам РФ в срок до 1 января 2015 г. привести в соответствие с таким требованием свои учредительные акты и законодательство. В краях, областях руководителями являются главы администраций, губернаторы, в городах федерального значения - мэр или губернатор <1>.
--------------------------------
<1> См.: Субъект Российской Федерации. Правовое положение и полномочия. М., 1998. С. 65 - 67.
Руководитель региона до 2004 года избирался гражданами России, проживающими на территории соответствующего субъекта и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <1>.
--------------------------------
<1> Причем установление языковых цензов, оседлости неправомерно, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. См.: По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г. N 19-П; По делу о проверке конституционности отдельных положений ч. 1 ст. 92 Конституции Республики Башкортостан, ч. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" (в ред. от 28 августа 1997 г.) и ст. 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан": Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. N 12-П.
Закон сохранил прежние требования к кандидату на должность главы региона: им может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Он не может быть депутатом, занимать иные государственные и муниципальные должности. Гражданин РФ не может быть наделен полномочиями губернатора на срок свыше 5 лет.
С 2005 года действовала модель наделения гражданина РФ полномочиями главы региона по представлению Президента РФ законодательным органом субъекта Федерации. Президенту РФ сначала полпреды, а затем политические партии, победившие на региональных парламентских выборах, предлагали кандидатуры на должность главы субъекта РФ, из числа которых он вносил соответствующую кандидатуру в парламент региона.
Однако важно подчеркнуть, что по инициативе Президента РФ, озвученной им в Послании парламенту 22 декабря 2011 г., законодатель установил, что главы субъектов РФ вновь избираются населением субъекта РФ, но уже в усложненной процедуре.
По сути, возвращены прямые выборы глав регионов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, но в усложненном порядке. Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.
В субъектах Российской Федерации кандидатов должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых должно быть от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов. В городах федерального значения кандидатов также должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований и избранных на выборах глав внутригородских муниципальных образований. При этом кандидату необходимо получить поддержку не менее чем в 3/4 соответственно муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения. Кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения указанной поддержки необходимо собрать от 0,5 до 2% подписей избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.