Государство Караханидов: хозяйство и общественный строй
В 40-е X произошло падение державы карлуков и вознкновение государства караханидов. Родоначальником династии принято считать Сатук Богра-хана, объявившего себя каганом в 942 г. Это государство тюркских племен занимало территорию Семиречья, ее центр располагался в Чуйской долине, а ставка - в Баласагуне. Со временем их владения расширились от Амударьи и Сырдарьи до Кашгара. Затем они распались на две части - восточную, включающую Семиречье и Восточный Туркестан с центром в Баласагуне, и западную – Мавераннахр с центром сначала в Таразе, а потом в Самарканде. Это связано с именем кагана Сатук Богра-хана, который в 955 г. объявил об этом, а в 960 г. во внутренних областях государства караханидов ислам приняли 200000 шатров (арабское имя Сатук Богра-хана - Абд-ал-Керим). В результате междоусобной борьбы в первой половине XI в. государство караханидов приходит в упадок и попадает под власть киданей, которые образовали свое государство в Семиречье.
В отличие от политического устройства кочевых обществ на территории Казахстана, военное управление у караханидов было отделено от административного. Государственно-административная структура складывалась но иерархическому принципу. Важнейшим социально-политическим институтом в государстве караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта», а его держателя называли мукта или иктадар. Это дало возможность караханидскому правителю получать в свое распоряжение доходы как от кочевого хозяйства, так и от земледельческого, а также с населения, занимающегося ремеслом. Еще одна особенность Караханидского государства - это вакуфные земли, то есть участки, завещанные знатными и богатыми землевладельцами или военачальниками, кочевниками в пользу религиозных учреждений, и с этих земель не брали налог. Важнейшей особенностью общественно-политической жизни караханидов является принятие ислама в качестве государственной религии. Распространилась такая форма эксплуатации крестьянства, как издольщина. Суть издольщины состояла в следующем: земля, находившаяся в собственности государства или наследственных землевладельцев, сдавалась крестьянам в аренду. Издольщик, или как их называли музарги, обязывался отдать большую часть урожая в виде налога государству и собственнику земли, либо распорядителю вакфа.
Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. С 11-12вв. в Семиречье и Юж. К. часть тюркских племен переходило к земледелию и преобщалось к городской культуре.
13. Этнополитическая история найманов и кереитов. Найманы — племя монгольского или тюркского происхождения, ныне являющееся одним из шести племён (конырат (хунгират), уак, кирей, аргын, кипчак и найманы), составляющих так называемую Среднюю Орду казахов. Обычные их кочевки — по Тарбагатаю, близ Балхаша и Улу-Тау, но отдельные роды встречаются по всей территории Средней Азии, даже среди чисто монгольских аймаков в Монголии (в Автономном районе Внутренняя Монголия, среди цонголов и западных бурят). По Аристову, имя найманы происходит от названия р. Найма, притока Катуни, где было первоначальное местообитание найманов. Слово "найман" также связывают с монгольским числительным "восемь". Перейдя в Западную Монголию, они, после падения уйгуро-орхонского ханства, образовали союз родов или племя Найманы. Во время Чингисхана, уничтожившего два найманских ханства, занимавшие Монголию от Орхона до Чёрного Иртыша, большая часть найманов была отброшена на запад, в земли, где они частью и ныне обитают; остальные омонголились.
Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид-ад-Дина (XIII век), который, причисляя их к тюркским народам, описывает их так: «Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали Большой Алтай, Каракорум… горы Алуй-Сераса и Кук-Иртыша… у этих Н. племен были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Кушулук-хан — сильный, великий государь. Из племен, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин». Их территория, по Аристову, простиралась до Чингисхана, от pp. Тамира и Орхона до Иртыша.
Кереиты
Кереиты (Кэрэиты, Кераиты; от монг. кэрэ, «во́рон») - племенной союз, включавший как монгольские, так и тюркские элементы. Приняли участие в этногенезе современных монголов, а также других народов Евразии.Содержание [убрать]
Согласно Г. О. Авляеву[1], в состав кереитов входило семь племён. Лидирующее положение занимало племя собственно кереитов (в узком смысле слова). Это племя, а также племена хиркун, альмад (албат) и дунгхоит являлись монголоязычными. Тюрко-уйгурские элементы были представлены племенами джиркин и сакаит, а самодийские - туматами.
В 1007 г. найманы и кереиты принимают христианство несторианского толка. [1]
Среди учёных нет единого мнения относительно их местообитания в период, предшествовавший монгольскому владычеству; одни ищут его в пограничных округах Ордоса и в соседстве с Хух-хото, другие - в долине Орхона и Селенги.
В правление Цзиньской династии в Китае (1125-1234) кереиты распространили свое владычество над всей Восточной Монголией. Их история начинается с Мергуз-Буюрук-хана, жившего в начале XII в. Он был взят в плен Наур-Буюрук-ханом и отослан к Цзиньскому двору, где его казнили, пригвоздив к деревянной лошади. Мергуз оставил двух сыновей, между которыми поделились кераитские роды. Один из внуков Мергуза, Тогрул (Тогорил), получил, по словам Рашид-ад-Дина, титул Ван-хана; по мнению группы учёных, имя Ван-хана было искажено западными писателями в Иоанна, откуда произошёл Иоанн пресвитер. Сначала союзник Чингисхана, Тогрул поссорился с ним, потерпел поражение, бежал к найманам и погиб во время скитаний. Кереиты подпали под власть Чингиса, и самостоятельное существование их с этих пор прекращается. Может быть, остатком их нужно считать нынешний казахский род кереев. Возможно, что среди кереитов нашли себе последователей несторианские миссионеры, бродившие тогда по всей Средней Азии; но усвоение владычеству кереитов тех черт, которыми украшает легенда царство Иоанна-пресвитера, не заслуживает никакого доверия.