Выработка Н.А.Назарбаевым внешней политики суверенного Казахстана
Выработка основных принципов внешней политики Казахстана происходила в условиях, когда само обретение независимой государственности оказалось для республиканской элиты большой неожиданностью. Если вспомнить обстоятельства, в которых происходило подписание Беловежских соглашений и создание СНГ, то вполне оправданным будет сказать, что государственная независимость просто свалилась казахстанскому руководству на голову. Ведь Назарбаев и его окружение рассчитывали, что дальнейшее развитие республики будет происходить в рамках некоего «обновленного» конфедеративного Союза на основе договоренностей, согласованных в Ново-Огареве. Однако все эти планы были похоронены в Беловежской пуще, и Казахстану пришлось «обустраиваться» самостоятельно. Перед руководством страны встала, прежде всего, задача конституирования нового государства на международной арене через вступление в ООН и другие универсальные международные организации. Необходимо было также найти решение такой сложной проблемы как судьба части советского ядерного потенциала, находившейся на территории бывшей Казахской ССР, и в целом - определить место Казахстана в системе международных отношений с учетом геополитических и экономических реалий такого сложнейшего региона, как Центральная Азия. Региона, соседствующего с огромным Китаем, экономически, политически и культурно тесно связанного с Россией и одновременно являющегося частью неспокойного исламского мира. Руководство Казахстана еще в начале 90-х годов выдвинуло концепцию «Евразийского моста», которая обозначила географическую, культурную, историческую и цивилизационную принадлежность Казахстана как к Европе, так и к Азии. В рамках этой концепции президент Назарбаев выступил с серией весьма далеко идущих интеграционных проектов, получивших общий «лейбл» евразийских. Надо сказать, что Казахстан, будучи хотя бы в силу своего географического положения страной «транзитной», чье существование и развитие, по большому счету, определяется проходящими через ее территорию торгово-транспортными путями, объективно заинтересован в реализации всевозможных интеграционных схем. Но в начале 90-х годов дело было не только в этом. В условиях нараставшего экономического хаоса и несформированной национальной государственности конфедерация с Россией рассматривалась на первых этапах суверенного существования Казахстана как один из наиболее реальных вариантов выхода из кризиса. Это было обусловлено пока еще «неразделенностью» политического, экономического и военного потенциалов и существовавшей на тот момент практически полной общностью геополитических интересов двух стран, особенно в свете активной экономической экспансии Китая в направлении Казахстана. Наиболее смелым в ряду «пророссийских» интеграционных идей было предложение о создании на месте СНГ Евразийского Союза, которое Нурсултан Назарбаев озвучил весной 1994 года в стенах МГУ. По сути дела, он фактически поставил вопрос о воссоздании Советского Союза, но по той схеме, которая разрабатывалась в Ново-Огареве и была прервана августовским путчем ГКЧП. Тогдашние пространные рассуждения Назарбаева о том, что новое интеграционное объединение должно в принципе повторять модель Европейского Союза, носили главным образом пропагандистско-косметический характер. Фактически предлагалась та же интеграционная модель, которую сейчас отстаивает Лукашенко, говоря о союзном российско-белорусском государстве – сохранение дотационного (со стороны России, конечно) характера экономических отношений при чисто номинальном политическом подчинении бывших союзных республик союзному центру с оставлением за местными элитами абсолютного контроля над природными, экономическими и финансовыми ресурсами. Естественно, такая схема не встретила большого энтузиазма в Кремле, где тогда еще не слишком увлекались неоимперскими и великодержавными химерами. Впрочем, и сейчас, как показывает история с эфемерным российско-белорусским союзным государством, Москва готова идти на дотационные отношения только в том случае, если интеграция носит характер «аншлюса», то есть поглощения Россией «партнера» по интеграции. Или, по крайней мере, низведения его до положения полусуверенного сателлита. Кроме того, в начале 90-х идея Назарбаева была встречена в штыки и большинством других стран СНГ, не желавшим уступать ни пяди своего суверенитета. Таким образом, идея ЕАС не была реализована, но в дальнейшем получила продолжение в виде Таможенного Союза и ЕврАзЭС. Выдвинутая Назарбаевым в 1994 году и получившая определенную поддержку в других странах Центральной Азии альтернативная инициатива по созданию центральноазиатского союза благополучно заглохла к концу 90-х годов. Да и тенденции развития самого Казахстана объективно вели к укреплению национальной государственности и суверенитета. Сохраняя и укрепляя авторитарную политическую систему, президент Назарбаев одновременно стал проводить либеральные экономические реформы и активно привлекать в экономику страны иностранный капитал. С течением времени это привело сначала к стабилизации экономического положения, а затем и к экономическому росту. Этому во многом способствовали относительно высокий еще с советских времен уровень развития экономики Казахстана и наличие в республике немалых запасов энергоресурсов, экспорт которых стал играть роль локомотива экономического развития. По мере роста экономического потенциала и становления институтов государственности возрастали и амбиции казахстанской элиты, стремившейся, опираясь на имеющиеся у Казахстана географические и экономические преимущества, обеспечить стране выгодные и независимые позиции в системе международных отношений.