Конституционные обязанности человека и гражданина

В правовом государстве обязанности представляют собой комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования общества, самой личности.

Конституционные обязанности человека и гражданина – это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории. К этому определению, соответственно, относятся как граждане, так и не граждане данного государства.[15]

Иными словами обязанности можно определить как конкретную (нормированную) форму выражения ответственности. Будучи предписаниями о должном, они представляют собой четко зафиксированный в законодательном порядке реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Этот реестр выражает минимум, а не максимум, так как законом нельзя охватить всего содержания и всех форм проявления ответственности. Юридические обязанности - лишь официальные определители вида и меры желательного поведения, выражение государственной необходимости. Общественно необходимое поведение постулируется в законе как юридическая обязанность, исполнение которой поддерживается авторитетом власти.

И в то же время - это выражение свободы индивида, ибо свобода есть мера необходимости. Обязанности устанавливаются как в интересах общества, так и в интересах самого правообязанного субъекта. Конечно, отдельно взятая юридическая обязанность ограничивает в известной мере свободу индивида, его волю, желания; она может внешне восприниматься им как нечто стесняющее его действия, как форма принуждения (например, обязанность защиты отечества и уплаты налогов). Там не менее обязанность, наряду с правом, – предпосылка свободы и, в конечном счете, выражает собственные интересы ее носителя, даже если он этого не осознает[16].

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Наряду с правами и свободами обязанности являются составной частью правового статуса личности. Этим и определяется то, что они закрепляются в гл. 2 Основного закона. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Некоторые обязанности человека, наряду с правами, возникают только с достижением определенного возраста, например, воинская обязанность.

Согласно ч.2 ст. 6 Конституции, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Принцип равенства обязанностей по общему понятию распространяется на граждан и не граждан. Конституция не освобождает не граждан от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Конституционные обязанности могут возникать у гражданина и (или) человека, следовательно, возможно разделение конституционных обязанностей на обязанности граждан и обязанности людей (сюда необходимо включить лиц без гражданства и иностранных граждан).

Конституция РФ устанавливает несколько основных обязанностей[17]. Так, например, важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого, иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федера­ции зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст.15).

Взаимное уважение прав и свобод человека и гражданина – эта еще одна важная обязанность граждан. Обладание правами и свободами не может означать произвола при их осуществлении или злоупотребления ими. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это важнейшее условие реализации свободы и основополагающий принцип правопорядка. Идея правового го­сударства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с утвержде­нием в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражда­нина.

Конституционно закреплена обязанность, каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Эту обязанность охраняют множество законов и нормативных актов. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачи­вать налоги и сборы сочетается с определенными правами налого­плательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Консти­туция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружаю­щую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Кон­ституции), ведь от того, насколько добросовестно будет сохранятся природа, зависит жизнь. Уничтожение природных богатств ведет к уничтожению жизни вообще.[18]

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Существует категории граждан, убеждения которых или их вероисповедание противоречит несению военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Альтернативная служба осуществляется в медицинских и других учреждениях.

Так же среди обязанностей установленных Конституцией Российской Федерации можно увидеть и обязанность заботиться о памятниках истории и культуры.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность детей достигших совершеннолетия заботы о родителях, в случае их нетрудоспособности, а так же обязанности родителей заботиться о своих детях и их воспитании.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования.

Таким образом, конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности – это закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнение предписанных Конституцией правил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. В настоящее время Россию, к сожалению, невозможно считать таковым. Для современной Российской Федерации по-прежнему свойственны нарушения личных прав и свобод. Как подчеркивают правозащитники, реализация норм о правах и свободах человека сильно хромает, и это можно объяснить тем, что такое положение особенно характерно для вновь созданных государств, еще не имеющих демократических традиций и корней, таких как новая Россия.

На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1. Основной проблемой практической реализации прав и свобод граждан, их защиты, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России. Для решения этой проблемы необходимо в официальных СМИ публиковать решения судов, проводить трансляцию судебных заседаний. Также можно было бы показывать передачи, которые бы разъясняли гражданам их права и свободы и на примере показывать как эти права защищать.

2. Правовой статус человека и гражданина включает в себя права, свободы и обязанности. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков #M12291 820000863гражданского общества#S и правового государства.

3.Наука российского конституционного права, несмотря на свою относительную молодость, прошла значительный путь развития. Конституции советского периода носили во многом декларативный характер. Конституция РФ 1993 г. как первая истинно демократическая Конституция ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства.

4. Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.

5. Ситуация с правами и свободами человека и гражданина в России остается сложной. С одной стороны, законодатель четко прописывает права и обязанности гражданина, создает механизм по защите и реализации правомочий. С другой стороны, продолжаются нарушения личных прав и свобод на разных уровнях государственной системы, на разных этапах реализации прав.

6. Ответственность государства перед отдельным гражданином в международном праве можно определить международно-правовую ответственность государства перед личностью как обязанность конкретного государства ликвидировать все вредные для международного правопорядка и конкретного гражданина последствия правонарушения и понести лишения соразмерно содеянному перед индивидом (своим, либо иностранным гражданином, лицом без гражданства), чьи права, закрепленные в международно-правовых актах, были нарушены. Поэтому можно говорить о международной ответственности государства перед индивидом как о самостоятельном виде юридической ответственности. Необходимость существования и развития последнего обусловлена такой задачей международного права, как всесторонняя и эффективная защита основных прав и свобод человека.

7. В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В ст. 1069 Гражданского кодекса говорится не только о государственных, но также об органах местного самоуправления. Не исключено, что редакция ст. 53 Конституции РФ может быть в установленном порядке изменена, и в ней будут прямо названы также органы местного самоуправления и их должностные лица.

8. Установление неравной обязанности государства возместить вред (ст. 1069 и п. 1 ст. 1070 ГК) противоречит назначению норм деликтной ответственности государства - обеспечить наиболее полную защиту граждан и юридических лиц. Поэтому, целесообразно было бы установить для всех видов государственной деятельности единый принцип гражданско-правовой ответственности независимо от вины отдельных органов и должностных лиц.

9. Можно считать положительным создание в России специализированных судов (например, административных), которые будут способствовать защите прав граждан.

10. В целях обеспеченности прав граждан, законодателю следует не идти путем принятия бесчисленного множества нормативных актов, а наоборот разрабатывать гарантии и механизм реализации прав граждан, особенно социально незащищенных групп населения.

11. Как позитивный момент можно отметить принятие Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»[19], который позволяет расширить общественный контроль за деятельностью органов публичной власти. С этой целью предлагаем на законодательном уровне закрепить такие формы участия представителей гражданского общества, как: общественное обвинение, общественная защита, обмен информацией между представителями государства и гражданского общества о состоянии дел в области защиты прав и законных интересов личности и организации, совместные мероприятия по данным проблемам, например, в формах, которые предусмотрены при осуществлении общественного контроля за деятельностью государственных служащих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30. 12. 2008. № 6-ФКЗ и от 30. 12. 2008. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.

Специальная литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1 / С.А. Авакьян. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 1204 с.

2. Апиян Н.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2011. №5.С. 13.

3. Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). - М.: Изд-во «Новое знание», 1995. С. 84.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма-Инфра-М, 2010. С. 161-163.

5. Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М.: Юристъ, 2004. С. 123.

6. Права человека. Словарь-справочник. - М.: Инфра-М, 2005. С.163.

7. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.- М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2012. - С.74-76.

8. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. - М.: Зерцало, 2007. С. 253.

9. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2003. С. 184.

Приложение 1

Содержание правового статуса человека и гражданина

Структурные элементы конституционного статуса личности
Гражданство Российской Федерации
Юридически закрепленные общие принципы статуса личности
Правосубъектность
Основные права, свободы и обязанности, гарантии их реализации

Приложение 2

Наши рекомендации