Среда делится на внутреннею и внешнюю

Мастер - класс

Тема. Проектируем организацию

Субачев А.А. к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга

Вопрос 1: Что такое организация?

Организация — это одно из самых древних общественных образований на Земле. Так, по сведениям археологов, при раскопках древнего Шумера (существовавшего ок. 3 тыс. лет до н.э.) были найдены глиняные таблички, на которых записаны сведения о коммерческой деятельности организованных групп людей.

Организация– это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Она также представляет собой сознательно координируемое соци­альное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или це­лей.

Под словами «сознательно координируемое» понимается управ­ление, под «социальным образованием» — то, что организация состо­ит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между со­бой.

Орга­низация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установ­ленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает инте­грированные, кооперативные системы поведения. Определение организации предусматривает необходимость фор­мального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные коор­динирующие механизмы и модели взаимодействия.

Основными признаками организации является:

1. Наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены, является главным признаком организации.

2. Обособленность организации, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения.

3. Соблюдение принципа саморегулирования, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему, с учетом конкретных обстоятельств, реализовывать внешние команды.

4. Наличие внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство.

5.Организационная культура, представляющая собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей.

6. Наличие внутренней среды организации – совокупность форм и процессов, придающих последней конкретное, присущее только ей лицо.

Общие черты для всех организаций

Наличие хотя бы одного человека

Наличие хотя бы одной цели направленной на удовлетворение потребностей ли интересов человека и общества

Поулчение прибавочного продукта в различных формах

Приба́вочный проду́кт — это часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями сверх необходимого продукта.


Основные ресурсы организации

Здания и оборудование

Потенциал работников

Технология

Материалы

Информация

Основные элементы организации

Кадровый потенциал

Технический потенциал

Научный потенциал

Микроклимат в коллективе

Производительность

Заинтересованность

Отношение к внешней среде

Заинтересованность

9. Имидж

Значения представленных элементов определяют потенциал организации, ее способность к деятельности.

Каждая организация имеет свое предназначение - миссию,во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия — понятие неоднозначное. Значение определения миссии ор­ганизации состоит в том, что она:

1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых ре­шений организации, для определения ее целей и задач;

2) создает уверенность, что организация преследует непротиворе­чивые, ясные, сравнимые цели;

3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном на­правлении, объединяет их действия;

4) вызывает понимание и поддержку внешних участников орга­низации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).

Вопрос 2: В какой среде существует организация ?

Организация существует в определённой среде.

Среда– это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирмы.

Среда делится на внутреннею и внешнюю

Внешняя среда- факторы, которые находятся вне организации и влияют на результаты её деятельности. Внешняя среда делится на два блока: среда косвенного воздействия и среда прямого воздействия

Среда прямого воздействия - факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Среда косвенного воздействия. Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:
Факторы среды:
1.Поставщики 2.Потребители (клиенты). 3. Конкуренты. 4. Законы и государственные органы. 5.Профсоюзы 1. Состояние экономики 2. Политика 3. НТП 4. Социальные факторы 5. Международные события

Внутренние переменные – это части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, это состав и взаимосвязи сложной системы организации.

Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

1) Цель – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа. Цель определяет направление движения. У организации могут быть разные цели, но независимо от вида фирмы её главными общими целями будут направленные на выживание, прибыль, перспективы. Цели: стратегические, тактические, «сиюминутные». Цели подразделений координируются менеджерами в рамках общей цели.

2) Задача – предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд задач.

3) Структура– логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных подразделений, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации (образование структуры результат вертикального и горизонтального разделения труда). Важным понятием является сфера контроля – это число лиц, непосредственно подчинённых одному руководителю. Она может быть широкой (руководитель контролирует большое количество подчинённых) и узкой (каждому руководителю подчиняется немного людей). Сфера контроля определяет тип организационной структуры: широкая сфера контроля – даёт плоскую структуру управления (с небольшим количеством уровней управления); узкая сфера контроля – многоуровневую (или высокую) структуру. Какая сфера контроля и структура – зависит от специфики организации, её целей и решаемых её проблем.

4)Технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации и людях. Технология – это средство преобразования сырья (будь то люди, информация или физические материалы) в искомые продукты и услуги.

5) Люди (персонал) – по важности на первом месте. Цели организации достигаются через труд людей. Для успешного руководства надо знать, чем определяется поведение отдельных людей и в группах.

Наши рекомендации