Раздел Германии на оккупационные зоны навсегда должен был отбить у нееохоту к мировому господству. Важно было положить конец «тевтонскимзахватническим устремлениям» в будущем, ликвидировать Пруссию как оплотмилитаризма, наказать немцев за геноцид и военные преступления и привить имдемократическое сознание.В результате случилось так, что на Потсдамской конференции (с 17 июля по 2августа 1945 года), первоначальная цель которой заключалась в послевоенномурегулировании в Европе, были приняты соглашения, которые скореефиксировали, чем решали возникшие проблемы: единодушие было достигнутотолько в вопросе денацификации, демилитаризации и демонополизации, а такжевоспитания немцев в демократическом духе. Далее, Запад дал свое чреватоепоследствиями согласие на выселение немцев из Польши, Венгрии иЧехословакии. Жестокое изгнание в последующее время около 7,75 млн. немцевнаходилось в явном противоречии с западными оговорками о «гуманном»осуществлении этого шага. Так поплатились они и за вину немцев, и заперенос польской западной границы как следствие советской оккупацииКенигсберга и Восточной Польши. Минимальный конценсус был достигнут лишь повопросу о сохранении четырех оккупационных зон в виде экономических иполитических единиц. Между тем каждая оккупационная власть должна былаудовлетворить репарационные требования в начале за счет своей оккупационнойзоны.Образование Федеративной Республики Германия.Иностранную помощь из Америки (программа GARIOA) западная Германия получалауже с 1949 года. Но только программа борьбы с «голодом, бедностью,отчаяниеми хаосом» (плана Маршалла) позволила добиться решительного сдвига ввосстановлении экономики (в 1948-52 гг. была получена помощь на сумму $1,4млрд.). В то время как в СЗО продолжалось обоществление промышленности, взападной Германии после проведения денежной реформы все больше утверждаласьмодель «социальной рыночной экономики» (Альфред Мюллер–Армак 1947 год).Новое экономическое устройство, с одной стороны, должно быловопрепятствовать «заболачиванию капитализма» (Вальтер Эйкен), с другой – недопустить централизованного планового хозяйства как тормоза творческойактивности и инициативы. Это экономическая цель была закреплена в Основномзаконе (конституции) и дополнена принципом правового и социальногогосударства, а также федеративной структуры Федеративной РеспубликиГермания. Причем конституция сознательно именовалась Основным законом,чтобы подчеркнуть ее временный характер. Окончательная конституция должнабыла быть принята только после восстановления единства Германии. 23 мая1949 года Парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступлениев силу Основного Закона.Отношения между ГДР и ФРГ не претерпели существенных изменений и с началомвенских переговоров о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений вЦентральной Европе (MBFR), и во время заключения советско-американскогоСоглашения о предотвращении ядерной войны, и во время проведения вХельсинки Совещания тридцати пяти государств по безопасности исотрудничеству в Европе (СБСЕ). С одной стороны, ГДР имела материальные ифинансовые выгоды от отдельных соглашений, заключенных впоследствии на базеДоговора об основах отношений, с другой стороны, она скрупулезно следила заидеологическим размежеванием. После изменения конституции в ГДР изчезлопонятие «социалистическое государство германской нации». Оно было заменено«социалистическим государством рабочих и крестьян». Исключен был и такойпассаж, как «осознавая ответственность, указать всей германской нации путьв будущее мира и социализма».Провозглашенная 7 октября 1949 года ГДР была детищем Москвы. С самогоначала здесь царила коммунистическая диктатура, которая строилась нагосподстве Социалистической единой партии Германии. Командная экономика,тайная полиция, всемогущество СЕПГ и строгая цензура привели к растущемуотчуждению населения от господствующего аппарата. Вместе с тем очень низкаястоймость материальных и социальных благ (за счет твердых государственныхцен и субсидий), получаемых отдельными людьми, придавала замкнутой системету гибкость, которая позволяла вносить разнообразие в жизненный уклад вусловиях так называемого «существования в нишах». Конпенсацией за это быликрупные международные успехи ГДР в области спорта, а такжеудовлетворенность трудящихся тем, что, несмотря на выплату СССР крайневысоких репараций, здесь была достигнута самая высокая производительностьтруда и самый высокий жизненный уровень в рамках «восточного блока». Наконтроль и опеку в духовной и культурной жизни люди реагировали уходом всферу частной жизни.В августе 1990 года ГДР как самостоятельного государства уже не былоэкономической базы, и большинство граждан ГДР выступили за присоединение кФРГ.В августе 1990 года Народная палата (парламент ГДР) высказалась заскорейшее присоединение ГДР к ФРГ. 31 августа статс-секретарь ГДР Кразе ифедеральный министр внутренних дел Шойбле полписали Договор об объединенииГермании. 3 октября 1990 года произошло присоединение ГДР к ФРГ на основестатьи 23 Основного закона. Вновь созданные земли ГДР – Бранденбург,Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия –стали землями ФРГ. Берлин был объявлен столицей. Основной закон сопределенными изменениями стал действовать и на присоединившейсятерритории.Единство стало возможным, после того как в июле 1990 года в своих беседах сканцлером Колем в Москве и на Кавказе Горбачев дал согласие на объединениеобоих германских государств. ФРГ должна была перед этим дать согласие наотказ от оружия массового поражения, на сокращение численности войск до370.000 человек, а также на отказ от переноса военных структур НАТО натерриторию ГДР до тех пор, пока там находятся советские войска. Быладостигнута договоренность об их выводе до конца 1994 года, причемфедеральний канцлер Коль согласился предоставить финансовую помощь дляобустройства военных на родине. Багодаря позиции Горбачева стало возможными подписание в сентябре 1990 года так называемого Договора «два плюсчетыре». В нем СССР, США, Франция, Великобритания, а также представителиобоих германских государств подтвердили создание объединенной Германии,которая включает в себя территории ГДР, ФРГ и Берлина. Внешние границыГермании признавались окончательными. Учитывая особую, историческиобусловленную потребность Польши в безопасности, Бонн и Варшава вдополнительном договоре заверили друг друга, что каждая из сторон уважаеттерриториальную целостность и суверенитет другой страны. С ратификацией Договора об объединении Германии и Договора «два+четыре»(Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии)прекратилось действие прав и ответственности четырех держав-победительниц«в отношении Берлина и Германии в целом». Тем самым Германия вновь обрелаполный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.Задачи, стоящие перд Германией, после объединения.После восстановления единства Германии и крупных политических перемен,содействовавших краху коммунистической системы в Восточной Европе, передФРГ и ее партнерами встали совершенно новые задачи. Необходимо было: . продолжать и углублять процесс поъема экономики в новых федеральных землях и завершить процесс внутреннего единства Германии . продолжать и углублять процесс развития Европейского Союза . создать и сохранить глобальную архитектуру мира и безопасности.
93.8 мая 1949 г. Основной закон Федеративной республики Германии был принят Парламентским советом и утвержден военными губернаторами США, Франции, Англии. Свой первый раздел Конституция 1949 г. посвящает правам человека, подчеркивая тем самым их приоритет перед всеми другими положениями. Перечень этих прав дополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции или в текущем законодательстве. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят "Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы". В разделе II Основного закона (ст. 20) дается общее определение государства ФРГ как государства демократического, социального и федеративного. Наряду с демократическими правами и свободами к основополагающим конституционным принципам Основной закон относит "народный суверенитет" и "разделение властей", или осуществление власти народа через посредство "специальных органов законодательной, исполнительной власти и правосудия" (ст. 20 (2)). Разграничивая органы трех ветвей власти, Основной закон запрещает совмещение их функций, вмешательство в дела друг друга и пр. Принцип невмешательства особенно строго проводится в отношении органов правосудия. Федеральный характер государства традиционен для Германии. Субъекты германской федерации имеют свои конституции и администрацию. Высшим органом законодательной власти, по Конституции 1949 г., является бундестаг, избираемый на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (на 4 года) лицами, достигшими 18-летнего возраста. Наряду с законодательными полномочиями, и прежде всего с полномочиями утверждения бюджета, бундестаг избирает главу правительства, канцлера, несущего перед ним ответственность. Глава государства - президент республики - выбирается большинством голосов особого органа - федерального собрания, состоящего из членов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель на пропорциональной основе. Президент выступает прежде всего в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Роль главной политической фигуры Основной закон отводит, таким образом, не президенту, а канцлеру, который выбирается большинством членов бундестага по предложению первого. Им становится лидер партии большинства в бундестаге. Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное - он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом. ФКС является единственной и независимой судебной палатой. Он рассматривает конфликты федерации и земель, споры об объеме их прав и обязанностей, контролирует правовые нормы на их совместимость с нормами более высокого ранга и объявляет их не имеющими юридической силы. Объединению Германии предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризис в ГДР. В мае 1989 г. после открытия венгерско-австрийской границы началось бегство восточных немцев через Венгрию за границу, что грозило обезлюдить страну. Самая массовая в истории начавшихся мирных революций в Восточной Европе демонстрация в ГДР, в начале ноября 1989 г., в которой приняли участие 1 млн. человек, привела к удовлетворению требования об открытии границы. Тогда же на повестку дня встает новое, более радикальное требование - объединение с ФРГ. Мирное объединение Германии могло быть проведено только договорным путем. Первым крупным шагом на этом пути и стал Договор об экономической, валютной и социальной унии от 18 мая 1990 г., вступление в действие которого привело к денежной реформе. В результате марки ГДР были заменены Дойчмарками, ставшими единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств. Следующим важным шагом стал договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась "единая избирательная территория", на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ. Уже 23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. 31 августа договор об объединении был подписан обеими сторонами. 13 сентября на одном из последних заседаний он был ратифицирован Народной палатой ГДР, а затем бундестагом и бундесратом ФРГ. Согласно этому политическому договору 5 воссозданных восточногерманских земель с 3 октября 1990 г. должны были быть включены в состав ФРГ. После объединения была образована Конституционная комиссия, чтобы приспособить Основной закон к новым условиям единого государства путем поправок, которые должны были вноситься восточными землями до 1993 г. Значительным дополнением к Конституции стал итоговый документ СМИД четырех великих держав, подписанный в Москве 12 сентября 1990 г. по формуле 2 плюс 4 (Восточная и Западная Германии и 4 великих державы), призванный обеспечить внешние условия германского единства