Государственная власть — особая разновидность

Социальной власти

Представители теории государства и права, как правило, уделя­ли и уделяют внимание вопросу о том, что такое власть вообще, т. е. в широком смысле. Соответственно, прежде всего раскрывались особенности социальной и государственной власти. Следуя такому подходу, уточним смысл названных понятий.

Социальная власть, судя по названию, свойственна любому об­ществу, социальной группе, коллективу. Она означает верховенство воли управляющих (властвующих) субъектов относительно управляемых лиц, их объединений. Социальная власть призвана коорди­нировать поведение людей в интересах коллектива, общества, обес­печивать их целостность, надлежащее функционирование, необхо­димый порядок в общественных отношениях. Такая впасть была в догосударственном (первобытном) обществе, отличалась общест­венным характером.

Социальная власть нередко трактуется как способность и воз­можность организационной или иной структуры оказывать опреде­ляющее воздействие на сознание, поведение, деятельность людей посредством каких-либо средств: воли, авторитета, принудительно­го воздействия и т. д. Основное назначение любой разновидности власти в обществе состоит в реальной возможности властвующих субъектов совершать определенные властные координирующие действия в отношении субъектов, которые должны подчиняться властной инстанции.

Социальной власти свойственны следующие общие признаки:

- отношения по поводу власти (властеотношения) носят воле­вой характер, поскольку как минимум один из субъектов способен осуществлять свою волю;

- наличие не менее двух субъектов (сторон) властеотношений;

- возможность использования силы (сила убеждения, примене­ния физического воздействия и др.).

К разновидностям социальной власти относятся: партийная власть, власть муниципальных органов, религиозная власть и др.

Государственная власть — один из видов социальной власти. Ей свойственны основополагающая (ключевая) роль в обществе, мно­гогранное содержание, особое целевое назначение.

Несмотря на значимость проблемы, единого определения госу­дарственной власти в юридической науке до сих пор не выработано. В трудах научной марксистской мысли понятие власти органически связано с силовой ее концепцией, с ее трактовкой как «организо­ванной силы»1.

В современных публикациях предлагаются разные определения государственной власти2. С позиции их обобщения можно сказать: государственная власть — разновидность политической власти, ока­зывающая определяющее воздействие на общество в целом с помощью особой организации — государства. Или: государственная власть — высшая управляющая инстанция, обладающая верховенством на опре­деленной территории, принимающая законы, использующая государ­ственный аппарат для решения существующих задач, достижения по­литических и иных целей.

К особым признакам государственной власти можно отнести следующие:

а) образуется (появляется) в определенный исторический пери, од времени, функционирует в соответствии с определенными зако­номерностями (экономическими и др.);

б) ее исходной структурой и носителем является государст­во, обеспечивающее реализацию предписаний государственной власти;

в) эта власть публична, т. е. она осуществляется профессиональ­ным аппаратом чиновников, реализующих ее предписания посред­ством возможности отдавать приказы, принимать иные акты и по­буждать им повиноваться;

г) отличается верховенством относительно всех видов власти в обществе (власти политических партий, общественных движений и др.), которые осуществляют свою деятельность с учетом предписа­ний государственной власти, требований законности;

д) ее главное предназначение состоит в реализации целей управления, осуществлении организационных начал (организа­ция образования, обеспечение общественного порядка, обороно­способность страны, урегулирование социальных конфликтов и т. д.);

е) решение проблем, стоящих перед государственной властью, возможно только в органической связи с правом, с принципами за­конности;

ж) обладает монополией на издание нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы, и на применение принуж­дения по отношению к лицам, нарушающим их предписания.

Многогранность содержания государственной власти, свой­ственный ей принцип разделения на законодательную, исполни­тельную и судебную ветви не снижают актуальности вопроса о ее единстве.

Единство государственной власти. Данное ее свойство проявля­ется в следующем:

а) в возможности влиять на все важнейшие решения в государственных рамках (внутри себя) и самостоятельно решать различным проблемы вовне, во взаимоотношениях с другими странами;

б) в построении организации и деятельности государственных механизмов на одинаковых принципах: разделения властей, демо­кратизма, ценности личности, ответственности и др.;

в) в независимости от власти какого-либо другого государства, с ориентацией на нормы и принципы международного права;

г) в отсутствии формальных правовых ограничений, влияющих на возможность принять любое решение, основанное на конститу­ции и законности;

д) в отнесении в соответствии с Конституцией РФ всех важней­ших вопросов жизни государства к своей компетенции;

е) в верховенстве по отношению ко всем другим организациям, существующим на территории государства.

К тому же государственная власть выступает в обществе как фактор, объединяющий на определенной территории все население в единое государство.

В порядке последовательности целесообразно ответить на сле­дующий вопрос: что означают субъекты власти, ее объекты и иные компоненты, характеризующие природу государственной власти?

Субъекты государственной власти — специальные государ­ственные органы, представляющие собой исходные, непосред­ственные начала власти, органы, наделенные существенными государственно-властными полномочиями (президент, правительство, суды, губернаторы в регионах и т. д.).

Объекты государственной власти — это граждане, их объедине­ния, социальные слои, классы, общности, общество в целом.

Содержание властеотношений — основополагающий структур­ный элемент государственной власти, раскрывающий процессы взаимодействия между носителем власти и подвластными субъекта­ми (права и обязанности, взаимная ответственность, соответствую­щие гарантии).

Методы осуществления государственной власти — это способы и приемы, с помощью которых реализуются ее властные предписания. Среди подобных методов выделяют прежде всего убеждение и при­нуждение. Убеждение — воздействие на сознание определенных лиц посредством разъяснительных, стимулирующих и иных средств. Ос­новная цель убеждения — склонить индивидов к определенному по­ведению, деятельности, соответствующих воле, интересам управляю­щего субъекта, его власти, без силового, принуждающего давления.

Принуждение — это психическое или физическое воздействие в отношении определенных лиц, осуществляемое властвующими субъектами с целью подчинения своей воле, воле законодателя и т. д. Имеется в виду силовое давление, реализуемое вопреки вале управляемых, ограничивающее свободу выбора варианта поведе­ния. Принуждение в правовой сфере может осуществляться через различные юридические средства (предупреждение, меры пресече­ния, меры юридической ответственности и др.).

Ресурсы государственной власти — совокупность средств воздей­ствия, возможностей, которые могут применять в отношении опре­деленного субъекта государственные структуры в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, информацион­ные, законодательные, организационные и иные основанные на праве, требованиях законности меры.

Наши рекомендации