Охрана окружающей среды в поселениях

Существует широко распространенное мнение о том, что жить в крупных городах — промышленных центрах становится все труднее для здоровья людей из-за неблагоприятной экологической обстанов­ки. Такая ситуация сложилась не сразу. У каждого города своя исто­рия, свои перспективы развития. Чтобы понять проблемы сегодняш­него и завтрашнего дня современного города, во-первых, необходимо иметь четкое представление о градообразующих факторах этого уни­кального административно-территориального образования, возможно­стях влияния средствами права на состояние окружающей природной среды. Во-вторых, надо учитывать исторический аспект: какое зако­нодательство мы получили в наследство от прежнего времени, что в нем плохого и что хорошего, могущего служить решению сегодняш­них городских проблем.

Долгое время господствовал остаточный принцип решения соци­альных, в том числе экологических, проблем градостроительства, т. е. 298

развитие города предопределялось ведомственными интересами тех или иных отраслей промышленности. Государственное планирование капитальных вложений, строительство предприятий, создание инфра­структуры, решение социально-культурных проблем всецело зависели от запросов соответствующих отраслей промышленности, интересы которых признавались приоритетными. Местные органы власти, хотя формально и признавались «хозяевами» своей территории, не имели решающего слова при отраслевом планировании. Они узнавали об ут­вержденных проектах строительства новых предприятий или расшире­нии, реконструкции действующих постфактум, когда судьба региона была уже решена. Создавались города химиков, нефтяников, метал­лургов, текстильщиков.

Таким образом, преобладающим градостроительным фактором были объекты промышленности, транспорта, коммуникаций, жилищ­ного и строительно-культурного фонда. На сохранение благоприятно­го состояния природы или оздоровление экологической обстановки города средств не хватало, а те, которые выделялись, не использова­лись надлежащим образом. Такой важный градообразующий фактор, как «земельная территория», и ее экологическая составляющая слабо учитывались при градостроительном планировании и проектировании.

Статья 85 Земельного кодекса РФ устанавливает специальное зо­нирование территории города и других поселений в целях охраны природы. Экологические требования Кодекса с помощью соответст­вующего зонирования учитываются при планировании и проектирова­нии градостроительной деятельности.

Экологические требования Градостроительного кодекса РФ

Эти же задачи решает и Градостроительный кодекс РФ. Кодекс в ст. 37 предписывает, чтобы зонирование территорий содействова­ло обеспечению благоприятной среды жизне­деятельности, защиты территорий от воздей­ствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращения чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

В целях охраны окружающей природной среды устанавливаются ограничения градостроительной деятельности в следующих зонах, на­званных в ст. 37 Градостроительного кодекса РФ:

зонах охраны памятников истории и культуры, историко-культур­ных комплексов и объектов, заповедных зонах;

зонах особо охраняемых природных территорий, в том числе ок­ругов санитарной (горно-санитарной) охраны;

санитарных, защитных и санитарно-защитных зонах; водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах; зонах санитарной охраны источников водоснабжения; зонах залегания полезных ископаемых;

территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

зонах с экстремальными природно-климатическими условиями;

иных зонах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Данные о видах использования территорий установленных зон и об ограничениях на их использование включаются в правила за­стройки (ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Экологические требования Феде­рального закона «Об охране окру­жающей среды»

Статья 34 данного Закона устанавливает тре­бование о том, чтобы размещение, проекти­рование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или

косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществля­лись в соответствии с требованиями охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться конкретные мероприятия по ох­ране окружающей среды, восстановлению природной среды, рацио­нальному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды вле­чет за собой приостановление размещения, проектирования, строитель­ства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консерва­ции и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих госу­дарственное управление в области охраны окружающей среды.

Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитраж­ного суда.

В соответствии со ст. 35 при размещении зданий, строений, соору­жений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требова­ний в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ре­сурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демофафических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приори­тета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства при­родных ресурсов.

Выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологиче­ской экспертизы.

В случаях, если размещение зданий, строений, сооружений и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, решение при-

нимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответ­ствующих территориях.

При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объ­ектов, как указано в ст. 36 Закона, должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, преду­сматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загряз­нения окружающей среды, а также способы размещения отходов про­изводства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоот­ходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природ­ной среды, рациональному использованию и воспроизводству природ­ных ресурсов.

Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержден­ных проектов за счет исключения из таких работ и проектов плани­руемых мероприятий по охране окружающей среды при проектирова­нии строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Проекты, по которым не имеются положительные заключения го­сударственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов в соответствии со ст. 37 Закона должно осуществлять­ся по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требова­ний в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проек­тов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строе­ний, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране ок­ружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации.

В целях ослабления экологической нагрузки на природную среду в городах проводятся мероприятия по перебазировке объектов про­мышленности — загрязнителей за пределы поселения. Статья 39 Зако­на устанавливает требование о том, чтобы вывод из эксплуатации зда­ний, строений, сооружений и иных объектов осуществлялся в соот­ветствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной до­кументации. При этом должны быть разработаны и реализованы ме­роприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспро­изводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благо­приятной окружающей среды. Перепрофилирование функций зданий,

строений, сооружений и иных объектов должно осуществляться по согласованию с органами исполнительной власти, исполняющими функции государственного управления в области охраны окружающей среды.

Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспор­тировке, хранению и захоронению, условия и способы которых долж­ны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться зако­нодательством Российской Федерации.

Запрещаются:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоак­тивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на терри­ториях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопар­ковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, есте­ственных экологических систем и здоровья человека;

захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водо­сборных площадях подземных водных объектов, используемых в каче­стве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для из­влечения ценных минеральных ресурсов;

ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Фе­дерацию в целях их захоронения и обезвреживания (ст. 51 Закона).

Отношения в области обращения с отходами производства и по­требления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Феде­рации (см. об этом главу об охране земель).

Сокращение в городах площади зеленых насаждений, скверов и других зеленых площадей вызывает тревогу общественности. Закон РФ «Об охране окружающей среды» впервые в российском законода­тельстве формулирует понятие «зеленый фонд» городских и сельских поселений, подлежащих особой охране (ст. 61).

Зеленый фонд городских и сельских поселений представляет со­бой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кус-тарниковой и травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений должна предусматривать систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологи­ческой обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запреща­ется хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществле­нию ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рек­реационного назначения.

Наши рекомендации