Внешняя политика в годы войны

Сразу после начала Великой Отечественной войны правительства Англии и США, учитывая резко возросшую угрозу безопасности собственных стран, выступили с заявлениями о поддержке справедливой борьбы народов СССР.

12 июля 1941 года в Москве было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии и ее союзников. В октябре СССР, Англия и США достигли договоренности об англо-американских поставках в нашу страну вооружения и продовольствия в обмен на стратегическое сырье. Заключение этих документов явилось первым шагом на пути создания антигитлеровской коалиции с участием СССР. Юридически коалиция оформилась в январе 1942 года, когда в Вашингтоне представителями 26 государств была подписана Декларация Объединенных Наций о борьбе против агрессора. В течение войны к этой декларации присоединились более 20 стран.

В мае 1942 года СССР заключил договор с Англией о союзе в войне и сотрудничестве после ее окончания, в июле — соглашение с США о помощи по ленд-лизу (передаче взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и др.). В сентябре того же года советское правительство признало генерала де Голля, возглавившего движение «Свободная Франция», как руководителя всех свободных французов, где бы они ни находились.

В целом полученные за годы войны союзнические поставки не превышали 3% от советского производства продовольственных товаров, 4% от выпускаемой промышленной продукции, включая оборонную. В то же время по танкам и самолетам они составляли 10 и 12%, а автомобилей по ленд-лизу поступило в пять с лишним раз больше, чем было изготовлено в СССР. Как позднее отмечал министр труда в военном правительстве У. Черчиля Эрнест Бевин «вся помощь, которую мы были в состоянии оказать, была незначительной по сравнению с громадными усилиями советских людей. Наши потомки, изучая историю, будут с восхищением и благодарностью вспоминать героизм великого русского народа».

Камнем преткновения во взаимоотношениях «большой тройки» (США, Англии, СССР) был вопрос от открытии второго фронта против фашистской Германии в Западной Европе, что позволило бы отвлечь значительную часть немецких войск с Восточного фронта и приблизить окончание войны. Первоначально достигнутую договоренность о его развертывании в 1942 году правящие круги Англии и США не выполнили. Их активность ограничивалась в основном периферией театра военных действий (в 1941–1943 годах велись сражения в Северной Африке, в 1943 году — на Сицилии и в Южной Италии).

В ноябре 1943 года в Тегеране состоялась первая встреча лидеров «большой тройки»: И. В. Сталина, президента США Ф. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля. Западные союзники, с удовлетворением восприняв решение Сталина о роспуске Коминтерна (май 1943 года), взяли на себя обязательство открыть в мае 1944 года второй фронт массированным вторжением в Северную Францию, где дислоцировалась мощная группировка германских войск. Сталин добился нужного ему решения, хотя в предварительном порядке и по другому важному вопросу: переносу границ Польши на запад до реки Одер и признания «линии Керзона» в качестве будущей восточной границы Польского государства. В свою очередь, уступая настойчивым просьбам Рузвельта и Черчилля, советский лидер заявил, что СССР объявит войну Японии после поражения фашистской Германии.

Открытие второго фронта произошло на месяц позже установленного в Тегеране срока — в июне 1944 года, когда западные союзники полностью убедились в способности СССР самостоятельно завершить разгром Германии.

На конференции «большой тройки» в Ялте (февраль 1945 года) и Потсдаме (июль-август 1945 года), где делегацию США возглавил новый президент Г. Трумэн, а английскую — уже после начала переговоров — лидер победившей на выборах лейбористской партии К. Эттли, в центре внимания находились основные принципы послевоенного устройства мира. Там были окончательно определены новые границы Польши, принято решение о передаче СССР Восточной Пруссии с ее главным городом Кенигсбергом (с 1946 года — Калининград), Южного Сахалина и Курильских островов. Германия и Берлин временно разделились на зоны оккупации: американскую, английскую, французскую и советскую. Было предусмотрено полное разоружение Германии, уничтожение военной промышленности и чрезмерной концентрации экономической силы в форме трестов и прочих монополистических объединений, ликвидация нацистской партии, предание международному суду военных преступников, реорганизация в соответствии с принципами демократии системы образования, правосудия и местного самоуправления, поощрение деятельности политических партий демократического толка. Германия обязывалась выплатить государствам, пострадавшим от агрессии, значительные репарации натурой — в виде промышленного оборудования, культурных ценностей и поставок товаров. СССР подтвердил согласие вступить в ближайшее время в войну против Японии.

На Ялтинской конференции было решено создать специальное международное учреждение, имеющее целью предохранение мира от новой военной катастрофы и поддержание межгосударственной стабильности — Организацию Объединенных Наций. В принятой там же «Декларации об освобожденной Европе» союзные державы заявили о своей готовности помочь европейским народам «создать демократические учреждения по их собственному выбору». Но много важнее для судеб послевоенного мира было то, что не закреплялось в официальных документах «большой тройки», а лишь подразумевалось. Лидеры США и Англии были вынуждены де-факто согласиться с включением стран Центральной и Южной Европы (кроме Австрии), освобожденных Советской армией, в сферу интересов СССР. Касаясь причин такого молчаливого согласия, западные историки справедливо замечают: «Советский Союз уже держал в руках то, что он хотел, и лишить его этого можно было только применением силы». А к такому повороту событий союзники СССР по войне не были готовы.

Итоги войны. СССР внес решающий вклад в избавление мира от угрозы фашистского порабощения. По своим масштабам советско-германский фронт в течение всей Второй мировой войны являлся главным. Именно здесь вермахт потерял более 73% личного состава, до 75% танков и артиллерийских орудий, более 75% авиации.

Однако цена, заплаченная народами СССР за победу над агрессором, была чрезмерно велика. В развалинах лежали 1710 городов нашей страны, свыше 70 тыс. сел и деревень были сожжены. Захватчики уничтожили почти 32 тыс. заводов и фабрик, 65 тыс. км железнодорожных путей, затопили и взорвали 1135 шахт, разграбили 427 музеев и 43 тыс. библиотек. Прямой материальный ущерб достиг почти трети национального богатства страны. На фронте, в плену и на оккупированных землях погибло до 27 млн человек (из них безвозвратные потери Вооруженных Сил — 11,4 млн человек). Общие потери Вооруженных Сил Германии и ее союзников составили свыше 15 млн человек (из них безвозвратные потери на советско-германском фронте — 8,6 млн). США и Англия недосчитались по несколько сотен тысяч погибших военнослужащих.

Невиданные потери Советского Союза явились следствием как целенаправленно проводившейся нацистами установки на тотальное уничтожение российской государственности и народа, так и небрежения советских политических и военных руководителей к жизни соотечественников. История Великой Отечественной войны изобиловала примерами того, как затевались неподготовленные и технически необеспеченные наступления, влекущие почти сто-процентные потери.

Одним из главных итогов войны стала новая геополитическая ситуация. Она характеризовалась нараставшим противостоянием ведущих капиталистических держав и Советского Союза, распространявшего свое влияние на ряд стран Европы и Азии. Исключительный драматизм этому противостоянию придавало то, что он развивался в ядерную эпоху, в которую вступило человечество в августе 1945 года. По распоряжению президента США тогда были взорваны атомные бомбы над японскими городами Хиросима и Нагасаки.

Контрольные вопросы и задания

1. Какой фронт был главным в ходе Второй мировой войны?

2. Когда был открыт второй фронт?

3. В чем суть «восточной политики» Германии?

4. Расскажите о том, как складывалось положение на советско-германском фронте в первые месяцы войны.

5. Расскажите об основных сражениях Великой Отечественной войны. Когда наступил коренной перелом в ходе войны?

6. Расскажите о дальневосточной кампании Советской армии.

7. В каких формах развернулось сопротивление на оккупированной территории?

8. Расскажите о партизанском движении на оккупированной территории.

9. В экономической политике периода войны выделяются два этапа, охарактеризуйте их.

10. Что такое «антигитлеровская коалиция»?

11. Какие конференции союзников по «антигитлеровской коалиции» вы знаете? Какие решения на этих конференциях были приняты?

ГЛАВА XIII
«ПОБЕДОНОСНЫЙ СТАЛИНИЗМ»
(1945–1952 ГОДЫ)
И ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ»
(1953–1964 ГОДЫ)

С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяйственными пятилетними планами. Стратегическую задачу развития государства партийно-государственное руководство страны видело в построении социалистического общества. Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития. Возобновились политические репрессии, которые были прекращены только со смертью
И. В. Сталина.

1953–1964 годы вошли в историю как время хрущевской «оттепели». В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Однако реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу. Во второй половине 1953 года начались кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономического курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства: ставились задачи по его ускоренному подъему с целью обеспечения населения — продовольствием — и легкой промышленности — сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства.

Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 1940-х годов совершалась в обстановке серьезных перемен на международной арене. Советский Союз принимал активное участие в решении международных вопросов и прежде всего в урегулировании послевоенных споров в Европе. С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. «Холодная война» — такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 1940-х — начала 1990-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы.

1. Восстановление народного хозяйства
в послевоенный период и преобразования в экономике
в 1950-е — первой половине 1960-х годов

Переход к мирному строительству. Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн человек погибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и болезней. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального достояния.

В марте 1946 года Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946–1950 годы. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23%). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. 1946 год явился наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялись технологии, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена «Запорожсталь». Вступила в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. предприятий. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы «А».

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. Положение дел в агросекторе экономики осложнилось тем, что в 1946 году сильная засуха охватила Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. Начавшийся голод вызвал массовый отток сельского населения в города.

Увеличение производства и поставок техники селу, меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в агросфере. Заготовки зерна в 1950 году составили 32,3 млн т против 36,4 млн в довоенном, 1940 году. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти. Периодически повышались размеры налогов на сельскохозяйственные предприятия, что вело к их обеднению. Были ужесточены меры в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств: увеличивались поборы с приусадебных участков. Экономика в начале 1950‑х годов развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций. В пятой пятилетке (1951–1955 годы), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжелой и особенно оборонной индустрии. Выпуск предметов народного потребления (хлопчатобумажных тканей, обуви и др.) значительно отставали от плановых заданий и нужд населения. Сельское хозяйство, как и прежде, не удовлетворяло потребностей легкой и пищевой промышленности в сырье.

На рубеже 40–50-х годов XX века усилилась централизация управления промышленностью. Укрупнялись министерства (угольной, нефтяной промышленности и др.), создавались новые ведомства. Это вело к росту управленческого аппарата, его отрыву от производства.

Принимались меры по улучшению условий жизни населения. В течение четвертой пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 году была отменена карточная система на продовольственные товары. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа. В обращение вводились новые деньги.

После смерти И. В. Сталина началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 года) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. С 1954 года началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты). В 1958 году была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно-технические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, продажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтрализовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться некоторых положительных сдвигов в развитии аграрного производства. В 1953–1958 годах прирост сельхозпродукции по сравнению с предыдущими пятью годами составил 34%. За тот же период было освоено 42 млн га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали экономику многих хозяйств. В конце 1950-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усилились волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством, что никак не увязывалось с научной оценкой состояния земель и погодными условиями, с агрономическими требованиями. С легкой руки Н. С. Хрущева сельскохозяйственной культурой номер один стала считаться кукуруза: всем хозяйствам рекомендовалось переходить к ее посеву. Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

В области промышленной политики восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959–1965 годы): в связи с ошибками, допущенными при составлении шестого пятилетнего плана, был разработан новый план, рассчитанный на семь лет. На рубеже 1950–1960-х годов почти 3/4общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы «А». Высокими тепами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство. В 1957 году был принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства — совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. Бо´льшая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

В области социальной политики были осуществлены мероприятия, направленные на повышение благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 года был принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. Увеличились масштабы жилищного строительства.

2. Общественно-политическая жизнь страны
в 1945–1964 годах

Окончание Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн бывших воинов. На Родину вернулись свыше 4 млн репатриантов — военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов.

Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Этим ожиданиям не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса. С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. «Указники» подлежали депортации; местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край. Административно-карательные меры по отношению к колхозникам, не выработавшим обязательного минимума трудодней, и городским «тунеядцам» не могли улучшить положения дел в экономике.

Началась фабрикация дел «врагов народа». В 1949 году руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы («ленинградское дело»). Обвиняемыми являлись партийные деятели, советские и государственные работники. Среди них находились А. А. Кузнецов — секретарь ЦК ВКП(б), М. Н. Родионов — председатель Совета Министров РСФСР и др. Одновременно было сфабриковано обвинение против Н. А. Вознесенского — председателя Госплана СССР, крупного ученого-экономиста. Он обвинялся в неудовлетворительном руководстве Госпланом, в антигосударственных и антипартийных поступках. «Организаторы» несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек — к длительным срокам лишения свободы.

Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальсифицированных материалов под репрессии попали ряд партийных работников и тысячи граждан («мингрельское дело»). В 1952 году было сфабриковано так называемое дело врачей. Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны.

6 марта 1953 года ТАСС сообщил, что 5 марта в 21 час 50 минут сердце «вождя народов» перестало биться. После смерти И. В. Сталина были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н. С. Хрущев — известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны, один из соратников И. В. Сталина. Председателем Совета Министров был назначен Г. М. Маленков, министром иностранных дел — В. М. Молотов, министром обороны — Н. А. Булганин. Во главе нового Министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л. П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К. Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и проведения некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 года. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». В 1953 году был арестован Л. П. Берия, который обвинялся в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить полномочия МВД — своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, по преодолению культа личности И. В. Сталина. Инициатива развенчивания культа личности бывшего вождя СССР принадлежала Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 года на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И. В. Сталина. Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 года). На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы VI пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда с докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н. С. Хрущев. В докладе содержались собранные комиссией П. Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 1930–1940-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И. В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории. Во второй половине 1950-х годов политика, направленная на восстановление законности в жизни советского общества получила продолжение в рамках реформы системы правосудия, расширялись законотворческие полномочия союзных республик, не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий.

Растущая критика культа личности И. В. Сталина, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И. В. Сталина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 году группа партийных лидеров, возглавляемая Г. М. Маленковым, В.М. Молотовым и Л. М. Кагановичем, попыталась сместить Н.С.Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала нового лидера. Июньский (1957 года) Пленум ЦК КПСС признал группу Г. М. Маленкова, В. М. Молотова и Л. М. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов. После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов — его место занял Л. И. Брежнев. Был смещен министр обороны Г. К. Жуков, сыгравший в июне 1957 года решающую роль в сохранении Н. С. Хрущева на посту лидера КПСС.

Вместе с тем, в обществе стал насаждаться культ Н. С. Хрущева, который с 1958 года занимал две должности: Первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 году на XXII съезде партии. Новая Программа КПСС, особенно положение о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 году в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. В 1962 году рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу (1962 год). Всё это в значительной степени способствовало нарастанию в высших эшелонах власти недовольства Н. С. Хрущевым и его смещению в октябре 1964 года: 15 октября в советских газетах появилось короткое коммюнике, которое сообщало, что состоявшийся накануне Пленум ЦК удовлетворил просьбу Хрущева об отставке.

Наши рекомендации