Образование древнерусского феодального государства. Норманская теория
Восточные славяне в VI-VIII вв. составляли значительную часть на-
селения Восточной Европы. Племена восточных славян в разное время
имели различные названия, но, как утверждает академик Б.А. Рыбаков,
к VII в. получило распространение общее наименование "славяне"1.
Среди славянских племен были, как представляется ученым, и русы
(росы). Источники упоминают это название, начиная с IV в.2 А с Х в.
название "русь", "русьский" применительно к восточным славянам на-
чинает преобладать. Как считают историки, территорией русов была,
видимо, лесостепная область Среднего Поднестровья, где протекала ре-
ка Рось, в бассейне которой росы жили.
Крупными восточно-славянскими племенными группами были поля-
не, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи, половчане, севе-
ряне, родимичи, вятичи и др. Историки полагают, что это были крупные
племенные союзы, возглавляемые вождями.
Исследования славянских поселений свидетельствуют о том, что сла-
вяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложе-
ния первобытно-общинного строя, зарождения классов, развития иму-
щественной дифференциации.
В первой половине I тысячелетия в более развитых южных областях
территории восточных славян начался процесс разложения первобытно-
общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточ-
но-славянские племена. По мере улучшения обработки земли, связанно-
го с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как
тягловой силы, возрастала производительность труда. Необходимость в
коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая
семья вела хозяйство самостоятельно
Таким образом, социально-экономический строй восточного славян-
ства во второй половине I тысячелетия н.э. характеризуется разложени-
ем первобытно-общинного строя, формированием классового антагони-
стического общества, превращением родовых органов власти в органы
экономически господствующего класса и наконец появлением государ-
ства.
Но при этом политическая власть наряду с функциями обслуживания
интересов и организации принуждения в интересах части общества, оп-
ределенного класса сохраняла и функции так называемых общих дел,
обслуживания интересов всего общества.
Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.
Форму общественных отношений славян в VII—VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.
Образование государственности у восточных славян совпало (и было обусловлено) с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки
Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования — «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.
В IX в. на территории восточных славян складывается единое круп-
ное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образованию это-
го государства способствовало развитие ремесел, техники обработки
земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими
государственными образованиями отдельных славянских племен.
Усилению объединительной тенденции способствовали и внепшяя
торговля (известный водный торговый путь "из варяг в греки"), сложные
политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы
против половцев-кочевников, хазар и других племен, нападавших на
восточных славян. Все это требовало создания объединенных вооруженных сил, лучшей организации внешней торговли.
Важным фактором, стимулировавшим объединение, была
определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.
Однако главным было то обстоятельство, что киевский князь, имев-
ший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную
дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой
борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княже-
стве процесс преобразования родовых органов в органы государственной
власти произошел раньше, нежели в других славянских землях. Киев-
ский князь, собирая дань (полюдье) с обширных земель, мог содержать
многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину, намест-
ников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы власти
могли играть роль центрального управления, оказывать определенное
содействие местным князьям.
Складывание крупного Древнерусского государства началось еще в
первой половине IX в. Во второй половине IX в. под властью Киева
объединились два крупнейших славянских государства - Киевское и
Новгородское (Славия). Несколько позднее киевскому князю (великому,
как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-
славянские земли. Древнерусское (Киевское) государство, образовав-
шись в IX в., просуществовало до середины XII в
В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян. Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен — древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.
В IX—XI вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл «варяжский элемент», вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками «норманнской теории» происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть нового правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, призванными сохранить отношения данниче-ства между Киевом и Новгородом, где влияние варягов (русский синоним «викингов» или «норманнов») было более раннего происхождения и, видимо, более значительным.
Существует так называемая норманнская теория возникновения
Древнерусского государства, по которой государство восточных славян
создали варяги (норманны). Авторы этой теории (а ее представители
есть и среди современных историков), основываясь на легенде о призва-
нии варягов, делают далеко идупще выводы о низком уровне развития
славян, о неспособности их создать государство, о завоевании славян
варягами и создании последними государственной власти. Норманнская
теория происхождения Древнерусского государства и летописный рас-
сказ о призвании варягов зачастую использовались (и используются и
ныне) как средства идеологической борьбы.
Источники доказательно утверждают, что ко времени появления ва-
рягов в Новгороде там уже сложилось государство. Славяне имели дос-
таточно высокий уровень социально-экономического и политического
развития, которое и стало необходимой основой для образования госу-
дарства. Не исключено, что варяжские князья - фигуры исторические,
призванные с дружиной для оказания помощи какому-то славянскому
князю или племенному объединению. Князь Олег (по рассказу летопи-
си) в 882 г. взял Киев и объединил Киев и Новгород, перенеся столицу
в Киев.
Варяжские князья и их дружины не оказали существенного влияния
на развитие восточных славян. Вопреки мнению историков-норманни-
стов варяжская знать сама оказалась под сильным влиянием славянской
культуры и очень скоро обрусела. Об этом свидетельствуют и сохра-
нившиеся языческие "дохристианские" верования восточных славян, и
культура земледелия, ремесел, бортничества и др. Не сказалось влияние
варягов ни на языке восточных славян, ни на их культуре.
Критику норманнской теории еще в XVIII в. дал М.В. Ломоносов.
Ее несостоятельность доказывали виднейшие русские историки. Отвер-
гают эту теорию и современные отечественные историки и многие ис-
торики зарубежных стран .