Кроме всеобщей декларации прав человека принят Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.)
Правовое регулирование выезда из Российской Федерации въезда в Российскую Федерацию гражданин Российской Федерации.
В Российской Федерации порядок выезда и въезда на территорию государства( регулируются международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, статьями Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», другими федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации. Об этом говорится в статье 1 главы 1 федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». =
Главенствующим в вопросах въезда и выезда на территорию государств является международное право. В современном мире защита прав человека вышла далеко за пределы отдельного государства. Созданы в этой области единые международно-правовые стандарты по каждому из основных прав и свобод человека.
Первым международным документом, определяющим международный стандарт в области прав человека, так же права на свободу передвижения, можно считать Всеобщую декларацию прав человека.
Всеобщая декларация прав человека содержит подробный перечень прав и свобод человека. Ранее она носила лишь рекомендательный характер. В международном праве наряду с договором значительную роль играет обычай, который формируется в результате международной практики. С учетом этого провозглашенные во Всеобщей декларации права и свободы рассматриваются в настоящее время государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм. В одной из статей Всеобщей Декларации прав человека рассматривается право покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13)[1].
Положения ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. принято считать основами международного стандарта права на свободу передвижения.
Кроме всеобщей декларации прав человека принят Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.)
В статьях 12 и 13 Пакта о гражданских и политических правах указаны международные права на свободу передвижения. В п. 2 и п. 4 ст. 12 закреплено право на свободу выезда за пределы территории страны пребывания, включая свою собственную, и беспрепятственного въезда на родину.
В пункте 3 ст. 12 Пакта о гражданских и политических правах приводится перечень возможных ограничений права на свободу передвижения и выезда из страны, которые должны быть предусмотрены национальным законом. Эти ограничения могут быть введены и применены к индивиду они должны иметь определенный временной характер, иметь ограниченный перечень конкретных оснований, указанных в законе и, возможность обжалования в суде. Эти ограничения могут быть применены для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других и ограничения должны быть совместимы с другими правами личности, признаваемыми настоящим фактом.
4 ноября 1950 г. в Риме была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. На основании раздела II Конвенции были образованы два органа - Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. В соответствии с этими нововведениями индивиды, группа лиц или неправительственная организация имеет право обратиться непосредственно в Суд с жалобами о нарушении их прав.
Право граждан на выезд за пределы своей страны было провозглашено в протоколе № 4 к Конвенции, который был подписан 16 сентября 1963 г. в Страсбурге.[2].
В большинстве стран Европы государство ведет несколько иную политику, направленную на регулирование въезда и выезда в эти страны.
Дипломатические и консульские представительства ряда стран в Российской Федерации предъявляют завышенные требования к российским гражданам, выезжающим за границу. Например, требования о том, что срок действия национального (заграничного) паспорта при получении въездной визы должен быть не менее 3-х месяцев, независимо от срока запрашиваемой визы. Если учесть, что никаких международных документов или двухсторонних соглашений, предусматривающих такие требования иностранных представительств к гражданам России, не существует, можно сделать вывод о том, что это грубейшее нарушение международных прав.
Тем самым, многие страны создали «визовой занавес» с нарушением принятых на себя обязательств в области прав человека на свободу передвижения. При этом в ряде случаев их действия превращаются в настоящую «визовую войну», направленную в основном против потока выезжающих из Российской Федерации.
Помимо перечисленных выше международных документов право на свободу передвижения регулируется также Конвенцией о правах ребенка, принятой ГА ООН 20 ноября 1989 г. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, ратифицированная Федеральным Собранием Российской Федерации 4 ноября 1995 г., в п. 2 ст. 25 провозглашает: «Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является».
Статья 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. гласит: «Никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является».
Вопросы выезда-въезда на межгосударственном уровне регулируют большое количество нормативных актов.
Одним из главных документов содержащих, основные нормы регулирующие вопросы въезда и выезда на государственном уровне является Конституция Российской Федерации.
Для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина
В Конституции закреплены права и свободы человека. Принцип приоритета правил международного договора, в случае если существуют различия между законом Российской Федерации и правилом международного акта закреплен в ч. 4 ст. 15 Конституции.
Согласно ч. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации, "каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию".
Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации, находятся под защитой и покровительством Российской Федерации. Это вытекает из обязанности государства обеспечить защиту и покровительство своим гражданам во время их нахождения за границей и правовой связью между государством и индивидом, возникающей вследствие гражданства последнего.
Кроме того дипломатические представительства и консульства Российской Федерации призваны обеспечивать меры по защите граждан Российской Федерации и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Однако Конституция РФ не гарантирует свободного въезда в страну любому желающему. Российская Федерация не создает искусственных ограничений на въезд в страну, она устанавливает правила въезда, тем самым пресекая прибытие в страну лиц, не имеющих необходимых въездных документов, а также представляющих опасность для конституционного строя и безопасности государства.
Выезд же из Российской Федерации Конституция гарантирует каждому - и россиянину, и иностранцу, за исключением тех случаев, когда ограничения на выезд указанных лиц установлены федеральным законодательством.
Своим гражданам Конституция гарантирует также возвращение на Родину.
В случае, если на территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация, Российская Федерация гарантирует принятие дипломатических, экономических и иных предусмотренных международным правом мер по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, пребывающих на территории этого иностранного государства.
Определение понятий Государственной границы, режима Государственной границы, пограничного режима, режима пропуска через Государственную границу даны в Законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации».
Пересечение Государственной границы производится в установленных пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения границы лицами, прибывшими на территорию государства либо убывающими из пределов Российской Федерации.
Основания возможных ограничений права на свободу передвижения, а также других прав, перечислены в ч. 3 ст. 55 Конституции. А их невозможно было бы применить без установления режима Государственной границы и порядка пропуска через нее.
Статья 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено.
Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу решается в судебном порядке это прямо установлено в ст. 17 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Иск подается в соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В ч. 3 ст.46 Конституции закреплено положение о том, что: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
С 5 мая 1998 г. (момента ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) у граждан России появилась реальная возможность подать жалобу в Европейский Суд по правам человека.
На основании ст. 56 Конституции Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 56) дает перечень прав и свобод, не подлежащих ограничениям даже в условиях чрезвычайного положения, в который право на свободу передвижения (ст. 27 Конституции) не входит.
Одной из гарантий свободного использования российским гражданином его прав и свобод является запрещение высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству (ч. 1 ст. 61 Конституции). Выдача российского гражданина другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства, не допустима.
Выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.
Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".
Право каждого на свободу выезда за пределы Российской Федерации закреплено в ч. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации. Для реализации этого конституционного права человека был принят Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Он вступил в силу с момента официального опубликования 22 августа 1996 г.
Федеральный закон призван регулировать отношения, возникающие между государством с одной стороны и гражданами Российской Федерации по вопросам оформления и выезда за границу, а также лицами, законно пересекающими Государственную границу при выезде, въезде или транзитном проезде через территорию России, с другой. Такими лицами могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.
Таким образом, хотя в ст.1 вышеуказанного закона и прописано, что выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и данным Федеральным законом, однако совершенно очевидно, что систему правового регулирования составляют также и подзаконные акты, поскольку последние представляют собой механизм реализации положений федерального закона, единственным условием существования которых является их полное соответствие этому закону.
Выезд из Российской Федерации в другие станы осуществляется по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, как то, заграничным, дипломатическим, служебным паспортам.
Европейский союз утвердил программу выпуска паспортов с микрочипами, содержащими биометрические данные человека.
Биометрический паспорт — государственный документ, удостоверяющий личность и гражданство владельца при пересечении границ государств и пребывании за границей. Биометрический паспорт отличается от обычного тем, что в него встроена специальная микросхема, содержащая фотографию владельца, а также его данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер паспорта, дату его выдачи и окончания срока действия, а также любые дополнительные сведения о владельце. Стандарты предусматривают возможность хранения в микросхеме специальной биометрической информации, например рисунок радужной оболочки глаза или отпечатков пальцев. Отличием биометрического паспорта от обычного является наличие информации, недоступной его владельцу, и возможности её дистанционного считывания.
Предлогом для введения биометрических документов стали события 11 сентября 2001 года в США; идея появления подобных документов также появилась в США. В 2002 году представители 188 стран мира подписали Новоорлеанское соглашение, признавшее биометрию лица основной технологией идентификации для паспортов и въездных виз следующего поколения]. После этого правительство США заявило, что документы, полученные после 2006 года и используемые для безвизового въезда в страну граждан стран-участниц программы Visa Waiver (см. Визовая политика США), должны быть биометрическими. Во многих странах систему биометрических паспортов рядовые граждане оценивают крайне негативно, как систему тотального контроля, которую продвигают в интересах США.
[1] Всеобщая декларация прав человека// Российская газета- 1995г, 9 апреля.
2 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней// СЗ РФ.- 1998.-№ 20.- Ст. 2143.