Нестандартные нормативно-правовые предписания
Нестандартные нормативно-правовые предписания под различными названиями находят в праве довольно широкое распространение. Заслуга известного ученого В.Н. Карташова состоит в том, что на основе глубокого научного анализа, общего и особенного, таких предписаний ему удалось не только осуществить их классификацию на виды, но и ввести для них в научный оборот единое понятие.
В отечественной литературе наряду с нормами-правилами многие авторы (В.К. Бабаев, М.И. Байтин, А.В. Поляков и др.) выделяют нормы-принципы, нормы-начала, нормы-дефиниции, нормы-декларации и т.д. [2, с. 96–97; 3, с. 710–711; 12, с. 212–217; 11, с. 23–24; 89–93; 159 и след. ]. Поскольку эта группа «норм» непосредственно не устанавливает прав и обязанностей, то одни авторы (А.В. Мицкевич) называют их «нормами всеобщего содержания»; другие (В.К. Бабаев, М.И. Байтин) – «исходными (отправными, первичными, учредительными) нормами»; третьи (И.Н. Грязин) – «суждениями нарративного типа»; четвертые (А.В. Поляков) – «когнитивными правилами законодательства»; пятые (В.М. Горшенев) – «нетипичными нормативными предписаниями» и т.д.
По нашему мнению, более точным, грамотным и уместным в данном случае является употребление словосочетания «нестандартные нормативно-правовые предписания». Появление новых их разновидностей (например, легальных формул) – это закономерный процесс, связанный с научно-техническим и социально-правовым прогрессом, развитием и совершенствованием экономической и политической, духовной и других сфер жизнедеятельности общества. Удельный вес данных нормативно-правовых предписаний (НПП) во всех правовых семьях постоянно возрастает. Поэтому ошибочным является представление о них как об «аномалиях права», «нетипичных НПП». Стремление свести все НПП к нормативным предписаниям (НП) свидетельствует о том, что отдельные отечественные и зарубежные авторы недооценивают значительное разнообразие специфических (нестандартных) средств, приемов, способов, форм, методов и т.п. правового регулирования общественных отношений.
Нестандартные НПП, как и НП, имеют много общих признаков, вытекающих из того, что и те и другие являются разновидностью НПП, составляют важнейшие компоненты юридического содержания и системы права. Поэтому они также представляют логически завершенные и цельные веления (требования, распоряжения и т.п.), выражены и непосредственно закреплены в соответствующих единицах (статьях, абзацах, частях и т.п.) текста нормативного акта (договора, судебного прецедента и т.п.), носят неперсонифицированный по отношению к субъектам характер и отражают наиболее типичные социальные ситуации, рассчитаны на конкретно не определенное число жизненных обстоятельств и случаев, обязательны для исполнения (применения и т.п.), обеспечены мерами государственного и иного воздействия, регулируют поведение людей, их коллективов и организаций.
Особенность нестандартных НПП заключается в том, что в отличие от НП они не имеют традиционной классической структуры, т.е. таких элементов, как гипотеза, диспозиция, санкция и стимул. Поэтому трудно согласиться с весьма категоричным тезисом о том, что «всякое сформулированное правовое предписание имеет санкцию» [1, с. 16]. Для нестандартных НПП характерны нетрадиционные логические, грамматические, юридические и иные способы изложения нормативно-правового материала (например, нормативные рисунки выражены с помощью пятен, графических и иных способов; юридические формулы – числами и другими математическими средствами).
Нестандартные НПП в отличие от НП регулируют общественные отношения нетрадиционно. НП воздействует на поведение людей путем наделения их правами и обязанностями (диспозиция), закрепления условий возникновения, изменения и прекращения правоотношений (гипотеза) и мер государственного и иного принуждения (санкция) и поощрения (стимул). Нестандартные НПП играют вспомогательную роль в правовом регулировании. Одни из них, например, раскрывают юридические понятия (легальные дефиниции), другие представляют фундаментальные идеи-идеалы, имеющие ориентационный характер (принципы права), третьи устанавливают временные пределы деятельности субъектов права (предписания- сроки). Однако это не означает, что нестандартные НПП необязательны для их адресатов, как полагают некоторые авторы [6, с. 179]. Они действуют в ПСО совместно с НП, их обязательность обеспечивается мерами государственного и иного воздействия. В случае нарушения, например, принципа законности или легальных юридических сроков вынесенное на основании норм материального и процессуального права решение может быть признано недействительным, изменено в определенной части или отменено в целом.
В отечественной и зарубежной науке выделяются и более или менее подробно исследуются разнообразные нестандартные НПП. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них.
1. Одно из центральных мест в содержании права занимают принципы права. Как мы уже отмечали, они могут быть изложены в виде НП, правил поведения. Тогда следует говорить о нормах-принципах. Таким образом в ст. 8 ГПК РФ сформулирован принцип независимости судей:
2. Цели-задачи – это то, к чему должны стремиться субъекты, что нужно им осуществить (исполнить, решить и т.п.). Закрепленные в нормативных правовых актах, они являются юридическими целями, т.е. общеобязательными, обеспеченными мерами государственного и иного воздействия и т.д. [подробнее см.: 9, с. 41–64]. Целями трудового законодательства, например, являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (см. ст. 1 ТК РФ). А уголовное судопроизводство в России имеет своим назначением за- щиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Все нормативно-правовые цели могут быть разграничены: а) по уровню и функционированию – на общеправовые, специальные и частные; б) по времени достижения – на ближайшие и перспективные; в) в зависимости от формы выражения – на цели-задачи, цели-модели и цели-мотивы; г) по степени реальности – на реальные и нереальные; д) в зависимости от соответствия объективным и субъективным закономерностям развития общества – на истинные и ложные; е) в зависимости от закрепляемых ими позитивных или негативных начал – на прогрессивные (демократичные, гуманные, нравственные и т.п.) и реакционные (антигуманные, аморальные и т.п.).
3. Нормативные справки бывают самых разнообразных видов. Наиболее распространенные из них закрепляют юридические основания (основы) деятельности разнообразных субъектов права, определенный нормативно-правовой массив, регулирующий соответствующий тип, вид или подвид общественных отношений, и т.д. Например, ст. 3 СК РФ («Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права») устанавливает, что в соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
4. Определением (дефиницией) обычно называется логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Содержание же понятия представляет собой, как правило, совокупность (систему) существенных признаков предмета.
Легальные (официальные) юридические дефиниции – это определения правовых явлений, которые закреплены в законах или иных формах права. Определения бывают явные и неявные, номинальные и реальные, аксиоматические и генетические, уточняющие и учреждающие, операционные и остенсивные, определения через родовые и видовые отличия, индуктивные и т.п.
В публичном праве многие отечественные и зарубежные авторы подразделяют легальные (официальные) дефиниции на формальные, материальные (прагматические) и смешанные. Формальными считаются дефиниции, когда, например, под правонарушением понимается любое деяние, запрещенное правовым актом под угрозой наказания (ответственности).
К материальным (прагматическим) определениям относятся такие, в которых под правонарушением (преступлением и т.д.) понимаются любые деяния, наносящие вред людям, их коллективам и организациям.
На первый план в материальных (прагматических) дефинициях правонарушений выдвигается не противоправность, а опасность и вредность действий или бездействия, их направленность против общественных и индивидуальных интересов.
Смешанными считаются такие легальные определения, когда в дефинициях учитываются и формальные, и материальные признаки.
Любое легальное определение должно быть:
а) истинным по содержанию и правильным по форме;
б) соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия, эти понятия должны находиться в отношении тождества (если, например, юридическая ответственность определяется как ответственность за свои деяния, то правило соразмерности будет нарушено, поскольку объем определяющего понятия шире объема определяемого понятия);
в) не должно заключать в себе круга (тавтологии);
г) ясным и четким (например, признаки юридического лица не содержат двусмысленности);
д) не должно быть отрицательным (указываются признаки, принадлежащие должностному лицу, а не отсутствующие у него) и т.д.
5. Нормативно-правовой рисунок – это изображение (изложение) нормативно-правового материала (информации), выполненное на плоскости с помощью графических и иных средств – контурной линии, штриха, пятна и т.п. Одни из рисунков носят иллюстративный, другие – нормативный характер.
Как верно подмечено в литературе, юридическую природу рисунка можно проверить с помощью следующего приема: «необходимо мысленно удалить из текста изложения исследуемого предписания указание на рисунок. Если в результате этой операции окажется, что предписание теряет часть своего содержания, то данные рисунки имеют нормативную природу»
К числу нормативно-правовых следует отнести, например, многие товарные знаки и знаки обслуживания, то есть графические и/или иные обозначения, по которым можно отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Дорожные знаки по своей юридической природе являются смешанными. Они одновременно носят нормативно-правовой и иллюстративный характер.
6. Нормативно-правовая формула – это комбинация буквенных и цифровых знаков, выражающая общеобязательное, обеспеченное мерами государственного и иного воздействия предписание (распоряжение, веление и т.п.).
Например, с помощью такой формулы определяется размер пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Она выглядит следующим образом:
7. НПП-сроки устанавливают определенные временные границы деятельности субъектов права. Например, глава 10 АПК РФ закрепляет процессуальные сроки деятельности субъектов и участников арбитражного судопроизводства. Сроки совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, как правило, не включаются нерабочие дни. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.
Точное определение природы (степени нормативности и т.д.) нестандартных НПП позволяет не только выяснить их специфику и уточнить юридическое содержание права, но и более четко и правильно организовать процесс их создания (правотворчества), уяснения и разъяснения, систематизации и реализации.