Понятие, предмет, метод и система международного трудового права
Международное трудовое право – это совокупность международных правовых норм регулирующих отношения в сфере труда.
В предмет международного трудового права входят трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Основными отношениями предмета международного трудового права являются трудовые отношения, которые подразделяются на два вида - индустриальные [311]и индивидуальные[312].
К иным непосредственно связанным с трудовыми отношениями относятся следующие виды отношений: 1)по регулированию вопросов труда; 2) по деятельности инспекции труда; 3) по обеспечению занятости; 4) по профессиональному обучению; 5) по охране труда.
Индустриальные отношения связаны с коллективным аспектом трудовых отношений[313], поэтому их также называют коллективными трудовыми отношениями. Они понимаются как отношения, складывающиеся в процессе производства между администрацией работодателя (менеджментом) и представителями работников по вопросам деятельности профсоюзных органов, проведения коллективных переговоров, разрешения коллективных трудовых споров, включая право на забастовку. Таким образом, субъектами данных отношений будут являться работники, их представители, представители работодателя, организации работодателей, органы по рассмотрению коллективных трудовых споров, а также государственные органы.
Так, в Конвенции МОТ № 98 «О применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров»[314]от1949 года указывается, что работники пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы профсоюзного объединения при приеме на работу. В свою очередь, организации работников и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность организаций и управление ими.
Кроме того, в соответствии с Конвенцией МОТ № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии в предоставляемых им возможностях» от 1971 года представителям работников предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции. В связи с этим учитываются особенности системы трудовых отношений данной страны и потребности, размер и возможности соответствующего предприятия. Предоставление таких возможностей не должно снижать эффективность работы соответствующего предприятия.
В Конвенции МОТ №154 «О содействии коллективным переговорам» от 1981 года отмечается, что термин «коллективные переговоры» означает все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников — с другой, в целях: определения условий труда и занятости; и/или регулирования отношений между работодателями и работниками; и/или регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.
В свою очередь, Рекомендация МОТ № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» от 1951 года указывает, что с целью способствовать предупреждению и разрешению трудовых конфликтов между работодателями и работниками должны создаваться органы по добровольному примирению, соответствующие национальным условиям.
Необходимо также сказать, что в настоящее время в эпоху глобализации коллективные трудовые отношения (индустриальные отношения) вышли на наднациональный уровень и их участниками теперь становятся также международные профсоюзы и транснациональные корпорации, которые заключают друг с другом международные рамочные соглашения, которые предусматривают такие положения как соблюдение международных стандартов в сфере признания права на вступление в профсоюзы, на ведение коллективных переговоров и на защиту от дискриминации в сфере занятости; запрет использовать детский труд и принудительный труд; соблюдение достойных условий труда.
Следует отметить, что вторым видом трудовых отношений, входящих в предмет международного трудового права являются индивидуальные трудовые отношения, понимаемые как отношения между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой функции за вознаграждение. Вместе с тем, в актах МОТ понятие « трудовое отношение» приравнивается к дефиниции «трудовое правоотношение».
Так, Рекомендация МОТ № 198 от 2006 года называется «О трудовом правоотношении». Однако, в пункте 4 подпункте b данного акта указывается, что национальная политика должна, как минимум, предусматривать меры, направленные на: ведение борьбы со скрытыми формами трудовых отношений в контексте, к примеру, существования других форм взаимоотношений, которые могут включать применение иных форм контрактных договоренностей, позволяющих скрыть реальный характер правового статуса, принимая во внимание, что скрытое трудовое правоотношениевозникает тогда, когда работодатель обращается с конкретным лицом не как с наемным работником, причем таким образом, чтобы скрыть его или ее подлинный правовой статус как наемного работника, и что могут возникать ситуации, когда контрактные договоренности ведут к лишению работников защиты, на которую они имеют право.
Следовательно, признаками трудового отношения (правоотношения) будет: 1) тот факт, что работа: выполняется в соответствии с указаниями и под контролем другой стороны; предполагает интеграцию работника в организационную структуру предприятия; выполняется исключительно или главным образом в интересах другого лица; выполняется лично работником; выполняется в соответствии с определенным графиком или на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, заказавшей ее; имеет определенную продолжительность и подразумевает определенную преемственность; требует присутствия работника; предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу; 2) периодическая выплата вознаграждения работнику; тот факт, что данное вознаграждение является единственным или основным источником доходов работника; осуществление оплаты труда в натуральном выражении путем предоставления работнику, к примеру, пищевых продуктов, жилья или транспортных средств; признание таких прав, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата стороной, заказавшей проведение работ, поездок, предпринимаемых работником в целях выполнения работы; или то, что работник не несет финансового риска.
Особо в международных актах решается также вопрос о прекращении индивидуального трудового отношения (Конвенция МОТ № 158 от 1982 года). Трудовые отношения с трудящимися не прекращаются, если только не имеется законных оснований для такого прекращения, связанного со способностями или поведением трудящегося или вызванного производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы.
В предмет международного трудового права входят также и отношения в сфере регулирования вопросов труда, под которым в соответствии с Конвенцией МОТ № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» от 1978 года понимается деятельность по государственному управлению в области национальной трудовой политики.
Отношения, возникающие в результате деятельности инспекции труда, составляют третью группу отношений предмета международного трудового права. Они подразделяются, в свою очередь, на два вида - отношения в промышленности и торговле и отношения в сфере сельского хозяйства. Так, в Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 1947 года указывается, что в задачу системы инспекции труда входит: 1) обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности работников в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений; 2)обеспечение работодателей и работников технической информацией и рекомендациями о наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений; доведение до сведения компетентного органа власти фактов нарушений или злоупотреблений, которые не подпадают под действие существующих законодательных положений. В Конвенции МОТ №129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» от 1969 года, в свою очередь, отмечается, что система инспекции труда в сельском хозяйстве имеет следующие функции: обеспечивать применение положений законодательства в области условий труда и защиты трудящихся на работе, как, например, положений о рабочем времени, заработной плате, еженедельном отдыхе и отпусках, безопасности труда, здравоохранении и бытовом обслуживании, использовании труда женщин, детей и подростков, и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой контроль за соблюдением указанных положений возложен на инспекторов труда; предоставлять техническую информацию и консультации предпринимателям и трудящимся в отношении наиболее эффективных средств соблюдения законоположений; информировать компетентный орган власти о недостатках или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие существующих законоположений, и представлять им предложения относительно улучшения законодательства.
Отношения по обеспечению занятости также входят в предмет международного трудового права. Основной целью регулирования этих отношений является реализация права на продуктивную и свободно избираемую занятостью. Так, в соответствии с Конвенцией МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» от 1988 года формулируется следующее положение - каждый Член Организации принимает соответствующие меры для координации своей системы защиты от безработицы и своей политики в области занятости. Для этого он стремится обеспечить, чтобы его система защиты от безработицы и, в частности, методы предоставления пособий по безработице содействовали созданию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и имели бы такой характер, что работодатели были бы заинтересованы предлагать работникам продуктивную занятость, а работники - искать такую занятость.
Международное трудовое право регулирует также отношения по профессиональному обучению.
Так, в соответствии с Конвенцией МОТ № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» от 1974 года каждый Член Организации разрабатывает и осуществляет политику, направленную на содействие, методами, соответствующими национальным условиям и практике и в случае необходимости поэтапно, предоставлению оплачиваемых учебных отпусков для целей: профессиональной подготовки на любом уровне; общего, социального или гражданского образования; профсоюзной учебы. Необходимо отметить, что целями данной политики будут: 1) приобретение, улучшение и адаптация профессиональных и функциональных навыков, а также расширение возможностей занятости и гарантии сохранения работы в условиях научно-технического прогресса и экономических и структурных изменений; 2) компетентное и активное участие работников и их представителей в жизни предприятия и общества; 3) развитие человеческого достоинства, социальный и культурный рост работников; 4) в целом, развитие соответствующего постоянного процесса образования и подготовки, помогающих работникам приспособиться к современным требованиям. Следует также сказать, что период оплачиваемого учебного отпуска приравнивается к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике Кроме того, Рекомендация МОТ №195 «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» от 2004 года вводит такие понятия как непрерывное обучение, компетентность, квалификация и потенциал к трудоустройству. Так, термин «непрерывное обучение» охватывает всю учебную деятельность, предпринимаемую в течение всей жизни для развития компетентности и квалификации
Составной частью предмета международного трудового права являются также и отношения по охране труда.Так, в Конвенции МОТ № 155 « О безопасности, гигиене труда и производственной среде» от 1985 года указывается, что каждый Член Организации в соответствии с национальными условиями и практикой и по консультации с наиболее представительными организациями работодателей и работников разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. Следовательно, целью такой политики будет предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде. Кроме того, основными сферами деятельности при осуществлении данной политики учитываются и основные сферы деятельности: разработка, испытание, выбор, замена, монтаж, размещение, использование и обслуживание материальных элементов труда (рабочих мест, производственной среды, инструментов, механизмов и оборудования, химических, физических и биологических веществ и агентов, трудовых процессов); связь между материальными элементами труда и лицами, которые выполняют работу или контролируют ее, а также приспособление механизмов, оборудования, рабочего времени, организации труда и трудовых процессов к физическим и психическим свойствам работников; профессиональная подготовка, в том числе необходимая последующая подготовка, квалификация и стимулирование лиц, занятых в том или ином качестве обеспечением соответствующего уровня безопасности и гигиены труда; связь и сотрудничество на уровне рабочей группы и предприятия и на любом другом соответствующем уровне до национального уровня включительно; защита работников и их представителей от дисциплинарных мер в результате предпринятых ими надлежащим образом действий в соответствии с данной политикой. Таким образом, в предмет международного трудового права входят шесть видов отношений.
С предметом международного трудового права тесно связан его метод, который представляет собой совокупность способов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, а именно: сочетание законодательного и договорного регулирования; участие организаций работников и работодателей в установлении условий труда; единство и дифференциация.
Сочетание законодательного и договорного регулирования. Договорное регулирование осуществляется на основании коллективного и трудового договоров. Оно должно соответствовать законодательному регулированию, улучшать положение работников и не ухудшать его по сравнению с нормами законодательства.
Так, в Конвенции МОТ № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» от 1951 года отмечается, что принцип равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности применяться путем: a) национального законодательства; b) системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством; c) коллективных договоров между работодателями и работниками; d) сочетания этих различных способов. В Рекомендации о коллективных договорах указывается, что 1) в случае необходимости и с учетом действующей практики коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех работодателей и работников, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора; 2) законодательство страны может обусловливать распространение действия коллективного договора, в частности, следующими требованиями: a) чтобы коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих работодателей и работников; b) чтобы требование о распространении действия коллективного договора, по общему правилу, исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций работников или работодателей; c) чтобы работодателям и работникам, на которых будет распространяться действие коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.
Участие организаций работников и работодателей в установлении условий труда.
В Конвенции о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы № 87 от 1948 года отмечается, что работники и работодатели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних. В статье 4 Конвенции о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров от 1949 года формулируется правило в соответствии, с которым там, где это необходимо, принимаются меры, соответствующие условиям страны, в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.
Единство и дифференциация.
Единство в международном трудовом праве базируется на общих нормах, которые распространяются на всех работников. Дифференциация норм международного трудового права связана со специальными нормами, которые регулируют труд отдельных категорий работников.
Труд несовершеннолетних. В Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу от 1973 года отмечается, что минимальный возраст для приема на любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже восемнадцати лет. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда [Конвенция 182] обязывает государства немедленно принимать эффективные меры, обеспечивающие в срочном порядке запрещение и искоренение наихудших форм детского труда
Труд женщин. В Конвенции о ночном труде женщин в промышленности (пересмотренной в 1948 году) закрепляется принцип запрета труда женщин в ночное время - женщины, независимо от возраста, не используются на работах в ночное время на государственных или частных промышленных предприятиях или в любых их филиалах, за исключением предприятий, на которых заняты члены семьи. Конвенция № 103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) устанавливает для женщин дополнительные гарантии в сфере труда и социального обеспечения в связи с осуществлением ими своей детородной функции – предоставление отпуска по беременности и родам; выплата пособия по беременности и родам; установления перерывов в течение рабочего дня для кормления ребенка; запрет на увольнение.
Труд моряков. Так, в соответствии с Конвенцией 2006 года о труде в морском судоходстве моряки не допускаются к работе на борту судна, если они не представят документ, удостоверяющий их пригодность по состоянию здоровья к выполнению своих обязанностей; моряки не допускаются к работе на судне, если они не прошли профессиональную подготовку или не получили диплом (свидетельство), удостоверяющее их компетентность, или иным образом не подтвердили квалификацию, позволяющую им выполнять свои обязанности; моряки допускаются к работе на борту судна лишь в том случае, если они успешно завершили прохождение подготовки по вопросам личной безопасности на борту судна.
Труд инвалидов. В Рекомендации МОТ отмечается, что должны приниматься меры для разработки специальных мероприятий для трудоустройства инвалидов. Эти мероприятия должны обеспечивать удовлетворительное трудоустройство путем: a) регистрации желающих получить работу; b) регистрации их профессиональной квалификации, опыта и желаний; c)соответствующих бесед с ними; d) определения, в случае необходимости, их способностей с физической и профессиональной точек зрения; e) поощрения работодателей к тому, чтобы они сообщали компетентному органу власти о вакантных местах; f) в случае необходимости, установления контакта с работодателями, с тем чтобы показать им способности инвалидов к труду и обеспечить инвалидов работой; g)оказании инвалидам помощи в использовании ими таких услуг по профессиональному ориентированию, профессиональному обучению, медицинскому и бытовому обслуживанию, которые могут оказаться необходимыми.
Система международного трудового права.Международное трудовое право состоит из Общей и Особенной частей. В Общую часть входят нормы закрепляющие принципы права, его задачи, цели, права и обязанности субъектов, а также институт социального диалога.
В Особенную часть включаются институты занятости и трудоустройства, трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, заработной платы, профессиональной подготовки, охраны труда, трудовых споров.