Проблема перекрестного субсидирования

Достаточно полно и ясно данную проблему описывает материал, рассматриваемый 10 февраля 2005 года на заседании Комиссии Христенко по реформированию: «Предложения РАО ЕЭС по поэтапному урегулированию проблемы перекрестного субсидирования».

«До реструктуризации энергокомпаний и отрасли в целом перекрестное субсидирование социально значимых категорий потребителей (население, частично бюджетные и с/х организации) осуществлялось за счет повышения тарифов всем остальным потребителям, обслуживаемым этой же энергокомпанией.

Основой этой системы субсидирования является именно наличие одной и той же компании (одного «котла»), которая:

· обслуживает и субсидируемых и субсидирующих потребителей и тем самым просто «переводит» дополнительные деньги, полученные от крупных потребителей в завышенном конечном тарифе, на субсидии населению и пр.

· оказывает комплексную услугу энергоснабжения, без деления ее на сетевую, сбытовую и генерирующую составляющие – с тем, чтобы «замешать» надбавку по субсидированию в общих, не деленных на составляющие и поэтому непрозрачных расходах энергокомпании.

! Именно отсюда вытекает необходимость «не пускать» потребителей на оптовый рынок, не показывать им составляющие тарифа поставляемой им электроэнергии (мощности), включая установление сетевого тарифа и т.д.

Однако ситуация кардинально меняется и существующие методы реализации перекрестного субсидирования исчезают:

В 2004- 2005гг.:

· Энергокомпании разделяются на генерирующую, сетевую и сбытовую компании с собственными прозрачными тарифами

§ Приняты Правила недискриминационного доступа, разрешившие:

o Потребителям заключать отдельный договор на передачу и на покупку электроэнергии у генерирующих компаний

o Свободный выход потребителей на оптовый рынок

§ Должен либерализовываться розничный рынок электроэнергии – уже появляются независимые энергосбытовые компании, «уводящие» крупных потребителей

В результате: исчезает «единый» котели тем самым возможность использовать существующий способ перекрестного субсидирования – через завышенные конечные тарифы на покупку электроэнергии субсидирующим потребителям.

Увеличивается количество исков в суды и в ФАСсо стороны крупных потребителей и конкурентных энергосбытовых компаний по дискриминационным условиям, создаваемым им энергокомпаниями (которые просто пытаются удержать ситуацию с «перекресткой» в регионе)».

Функционирование энергосбытовых компаний на розничном рынке

Предварительный анализ проектов Правил РРЭ, а также основных тенденций и проблем развития электроэнергетики позволяет сделать некоторые выводы о будущей структуре розничных рынков и взаимоотношений на них между субъектами данных рынков.

Во первых, можно однозначно утверждать, что Правила РРЭ в первую очередь направлены на разрешение проблем РАО «ЕЭС России» и защиту его интересов. Соответственно, данный документ можно будет назвать «внутрикорпоративным» документом данного естественного монополиста, утвержденного Постановлением Правительства РФ. Во вторую очередь в данном документе затронуты и раскрыты вопросы и проблемы, интересующие независимых субъектов ОРЭ, как то – независимых энергосбытовых компаний, крупных промышленных холдингов и прочих заинтересованных сторон. Третья, наиболее существенная сторона перспектив функционирования розничных рынков, это ущемление прав и интересов ряда функционирующих субъектов электроэнергетики в пользу естественного монополиста. К данным субъектам можно отнести энергоснабжающие организации обеспечивающие энергоснабжение 90% населения России – коммунальные сети или Оптовые покупатели-перепродавцы, также к данной категории субъектов можно отнести и мелкую розничную генерацию, не входящую в холдинг РАО «ЕЭС России».

Ниже будет представлен анализ основных положений проектов Правил РРЭ, раскрывающих возможности, проблемы и ограничения связанные с функционированием основных субъектов РРЭ.

Гарантирующий поставщик

Что это такое?

Согласно логике разработчиков, основным действующим лицом розничного рынка является Гарантирующий поставщик. Пункт 2 Статьи 38 (Гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией) позволяет определить основную роль, отводимую данной организации – часть «системы надежного обеспечения потребителей электроэнергии». Чтобы раскрыть сущность и содержание статуса гарантирующего поставщика необходимо описать основную конструкцию взаимоотношений на розничном рынке:

- потребитель вправе сменить энергосбытовую (энергоснабжающую) организацию;

- сетевая организация к сетям которой присоединен потребитель не вправе отказать ему в заключении договора на транспорт электроэнергии по своим сетям («общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг» регламентируются постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 «Правила недискриминационного доступа к объектам электроэнергетической инфраструктуры»);

- «цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию».

Технологическую надежность энергоснабжения обеспечивают инфраструктурные организации, такие как сетевые компании и Системный оператор – первый отвечает за поддержание сетей в надлежащем состоянии, второй – отвечает за эффективность и надежность поддержания режимов генерации подающих электроэнергию в сеть.

Вторая составляющая надежности энергоснабжения потребителей – это доступность услуги энергоснабжения для потребителей электроэнергии. В настоящий момент данная роль отводится органам исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов – РЭК. Согласно статьи 3 Федерального Закона №ФЗ-41 «О государственном регулировании тарифов…» «государственное регулирование тарифов осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов».

В ситуации, когда монополия на возможность энергоснабжение исчезает, на рынке помимо АО-энерго получают возможность работать прочие энергосбытовые организации, а потребители имеют право сменить поставщика услуг энергоснабжения, включаются рыночные механизмы формирования цен и потребность в государственном регулировании тарифов энергосбытовой деятельности исчезает. Тем не менее, необходимо ввести рыночный механизм позволяющий защитить потребителей от возможного сговора и прочих действий энергосбытовых организаций, которые могут привести к неконтролируемому росту цен.

Основой данного механизма является введение особого статуса для энергосбытовой организации на определенной территории – статус Гарантирующего поставщика, наделяет обладателя подобного статуса рядом особенностей:

- согласно статьи 37 главы 7 ФЗ-35 «Об электроэнергетике» энергосбытовая организация, наделенная данным статусом, не вправе отказать от заключения договора купли-продажи электроэнергии любому обратившемуся к ней потребителю (абзац 4 п. 2).

- согласно статьи 40 главы 7 для гарантирующего поставщика предусмотрена регулируемая РЭК сбытовая надбавка (п.1): «На розничных рынках осуществляется государственное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков…».

Если потребитель не удовлетворен тарифом (ценой) на покупку электроэнергии у какой либо энергосбытовой организации, то он всегда имеет возможность уйти к гарантирующему поставщику, действующему на данной территории и обязанным заключить договор купли-продажи (энергоснабжения) с любым обратившимся к нему потребителем. Следовательно, уровень тарифов (цен) гарантирующего поставщика есть предельная (максимальная) граница для потребителя по экономической целесообразности при выборе энергосбытовой организации в регионе, выше которого он не будет приобретать электроэнергию у энергосбытовых организаций.

Таким образом, государство обеспечивает регулирование тарифов (цен) на электроэнергию на розничном рынке через обязательное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков со стороны РЭК.

В случае отсутствия хотя бы одного из вышеприведенных компонентов конструкции взаимоотношений на розничном рынке – механизм, обеспечивающий надежность энергоснабжения потребителей прекращает работать и необходимость во введении института Гарантирующих поставщиков исчезает, так как теряет смысл:

- если сохранить регулирование цен на услуги энергосбытовых организаций, то это будет являться барьером для возникновения конкуренции между энергосбытовыми организациями за потребителя, ведущей к постепенному снижению энергосбытовой надбавки данных организаций, а соответственно и снижению тарифов на услуги;

- если договор на транспорт не будет наделен статусом публичного договора, то сетевая компания имеет возможность отказать потребителю в заключении договора на транспорт, соответственно потребитель лишается возможности смены энергосбытовой организации.

Соответственно вполне логичным и необходимым является введение в действие всех выше обозначенных принципов одновременно. Это и было предусмотрено законодателем в ФЗ «Об электроэнергетике». Глава 7 данного закона, определяющая основы функционирования розничных рынков и предусматривающая необходимость появления Гарантирующих поставщиков, вступает в силу одновременно с вступлением в силу правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона (статья 47 данного документа). Необходимо отметить, что в настоящий момент действуют Правила ОРЭ переходного периода.

Наши рекомендации