Понятие и основные признаки права собственности на землю. Право собственности на землю как правовой институт и как субъективное право
В основе зем. правоотношений лежат отношения права собственности. Они образуют базис земельного строя г-ва. Земельная собственность как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений по поводу присвоения земель. Как юр. категория, собственность на землю представляет собой результат закрепления правовыми нормами экон.отношений по владению, пользованию и распоряжения землёй. Право собственности на землю в объективном смысле - совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности. Как субъективное право- совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землёй в порядке установленном законом. Субъективное право собственности - рассматривается в качестве абсолютного правоотношения (в нём как праву абсолютному противостоит неопределённое число лиц, обязанных воздерживаться по совершению действий ущемляющих права собственника и препятствующих ему нормально осущ. права собственности).
Признаки правоспособности:1.Правоспособность - самый обширный по содержанию права, оно предполагает наличие у собственника наличие таких прав, которых лишены другие пользователи земли, 2.Собственник земли при осущ- ии своих прав не зависим от кого бы то нибыло, подчиняется только требованиям закона, 3.Только собственник владеет землёй на титуле собственности, все другие на основании иных прав, 4.Право собственности земли установлено законом. Собственность на землю может быть прекращена только в особом порядке в установленном законом. 5. Только собственник земли может распоряжаться в полном объеме. Право собственности подлежит защите от невмешательства в дела собственника. 6.Право собственности носило бессрочный характер 7.собственник вправе предъявить предикаторные и вендикаторные иски.
Формы и виды права собственности на землю. Содержание права собственности на землю
Сущность и содержание отношений соб-ти зависит во многом от роли и значения земли как объекта матер. мира в жизни общества. В соответствии с ГКРБ собственнику земли принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться з/у. Правомочия владения - фактическое обладание з/у как объекта земельного недвижимого имущества, т. е. возможность определять участок, как часть своего хоз-ва, числить его на балансе. Собственник регистрирует з/у, отграничивает его от др. з/у, закрепляет его границы на местности. Правомочия права пользования- юр. обеспеченную возможность извлечения из участка его полезных свойств. При условии соблюдения целевого назначения. Правомочия распоряжения - юр. обеспеченная возможность определять судьбу з/у. Распоряжение землёй может выражаться в 2 основных формах: правовой и вещественной (продажа, дарение). Вместе с тем круг распорядительных действий (свобода рассмотрений) собственника ограничены теми пределами, кот. установлены законом.
2 формы собственности: частная(граждан и юр. лиц), государственная. Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам вне зависимости от формы собственности.
ЗУ могут находиться в частной собственности граждан РБ, негосударственных юридических лиц РБ, собственности иностранных государств, международных организаций.
17.Право гос. собственности на землю. Право собственности на землю иностранных государств.
Право гос. собственности на землю – совокупность норм, закрепляющих принадлежность земли г- ву, а также мера возможного поведения г- ва в отношении всех земельных ресурсов республики.
Субъект права соб- ти на землю – РБ. Объект- весь земельный фонд РБ, за исключ зу, кот переведены в ЧС.
Ст.13 КоЗ: зу, не подлежащие предоставлению в ЧС:1. земли селхоз назн-я; 2. земли лесного фонда; 3. земли гос водного фонда; 4. земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; 5. земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; 6.земли под улицами и иными местами общего пользования. Не подлежат предоставлению в частную собственность зу: 1. на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности; 2. на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации и первоочередного отселения); 3.на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых. Их перечень утверждается Советом Министров; 4.которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов и градостроительными проектами детального планирования предусмотрены для иного целевого использования. Черты гос. собственности:1.В соб- ти г- ва нах- ся большее кол-во земли, чем в частной правособственности. 2. Частная соб – ть на землю ограничена как размерами земель, так и кругом участников. 3.Государство приобритает имущ-во как по по основанием, явл общими для всех, так и присущие только ему. 4. Г- во само устан. рамки своих прав соб- ти. 4. Г- во одновременно выступает как собственник земли и носитель политической власти. Содержание права соб- ти:1. Правомочия владения - право гос. собственности распр. на все земли, находящиеся в соб-ти РБ, независемо использ-ся они или нет. 2. Правомочия пользования – возможность хоз эксплуат земель путем извлечения ее полезных св-в и получения дохода. 3. Право распоряжения – возможность РБ совершать действия, опред целевое назн-е и конкр пользователей, порядок налогооблажения, и льготы по взиманию платежей.
Иностранное государство может приобрести в собственность зу для обслуживания зданий, используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного гос-ва, если: гос-во РБ может для этих же целей приобрести в собствен зу на тер-рии этого гос-ва, одновременно с приобрет в собствен зу на тер РБ иностр гос-во предоставл РБ зу на тер этого иностран гос-ва.